Форум » ТРАДИЦИЯ И ТРАДИЦИОНАЛИЗМ » МИТРАИЗМ » Ответить

МИТРАИЗМ

Яванна Алексиевич: Одно из центральных божеств митраистского пантеона - так называемый Леонтокефал, Эон или Deus aeternus. Начиная со II в. н.э. статуи и рельефы, изображающие его, повсеместно встречаются в митреумах по всему ареалу распространения культа Митры, от Британии до Египта и от придунайских областей до Финикии. Они часто соседствуют (чаще всего сверху) с изображением Митры, закалывающего быка - центральной культовой сценой. В фундаментальном труде М.Й. Вермасерена - митраистском корпусе - собрано более 50 статуй, рельефов, бронзовых фигурок и фрагментов статуй, изображающих Леонтокефала. В иконографии могут быть отклонения, но самый распространенный тип выглядит следующим образом. Божество имеет львиную голову, мужское тело (обнаженное, реже одетое) и крылья, обычно четыре крыла. Вокруг тела обвивается большая змея, голова ее находится на львиной голове божества (или возле головы). Иногда леонтокефал стоит на сфере или на чаше. Чаша-кратер может стоять у его ног. В руках он держит чаще всего два ключа (понимаемые как ключи от врат небесных сфер). Бывает, что в правой руке у него ключ, а в левой - посох. Есть несколько изображений с перуном в руках, в пасти или на груди. От головы может исходить сияние. В руке также может быть факел. Кроме того, иногда из оскаленной львиной пасти исходит огонь и воспламеняет стоящий рядом алтарь. Некоторые изображения, возможно, были устроены так, что через львиную пасть во время мистерий можно было пускать огонь. Есть изображение с глазом на груди. Иногда вместо львиной головы божество имеет человеческую - бородатую или безбородую (в последнем случае это, очевидно, изображение Митры как Эона). Есть изображения леонтокефала с мечом. Найдены также леонтокефалы с козлиными ногами и раздвоенными копытами на ногах, что, по мнению исследователей, указывает на отождествление леонтокефала с Паном. В случаях, когда у божества человеческая голова, львиные маски изображаются на теле, чаще всего на груди. Есть леонтокефалы с масками нескольких животных на теле. На изображениях присутствует солярная символика, символы звезд. Характерны случаи, когда на рельефе леонтокефал изображен в овальной рамке из знаков Зодиака или на теле статуи (рельефа) сверху вниз изображены зодиакальные знаки, все или выборочно. Фигура леонтокефала может занимать позицию посредине вереницы знаков Зодиака на стене митреума, над сценой Митры, закалывающего быка. На четырех крыльях одного из изображений - символы четырех времен года; у другого рельефа по углам изображены головы четырех ветров. Леонтокефалу могут сопутствовать священные животные, в том числе трехглавый Кербер. По положению этого божества среди прочих изображений в митреумах и в особенности но его атрибутам и облику легко можно сделать вывод, что леонтокефал представляет собой бога - владыку небесных сфер и всего космоса. Что касается имени этого божества, то, хотя митраистская иконография дополняется не таким уж скудным эпиграфическим материалом, нет надписей, где было бы засвидетельствовано имя, непосредственно сопоставимое с этим иконографическим типом. Поэтому все имена, которые даются ему в научной литературе, достаточно условны. Прежде всего следует заметить, что большинство черт леонтокефала представляет собой символы не только космоса-пространства, но и времени, годового цикла. Таковы знаки Зодиака, солярные признаки, четыре крыла со знаками времен года, возможно, также количество витков змея или витого посоха, звериные маски и трехглавый Кербер. Это, а также сопоставления с другими божествами схожего облика позволили исследователям, начиная с прошлого века, отождествлять леонтокефала прежде всего с богом времени. Так, есть свидетельство, что орфики представляли себе божество времени в виде львиноголового дракона (Эон или Кронос). Известен культ бога времени Эона, распространенный в Александрии. Известный·исследователь культуры поздней античности Ф. Кюмон в своем фундаментальном труде по митраизму говорит, что непосредственным предшественником иконографии «митраистского Эона» должен считаться Кронос, он же Эл - финикийское божество, каким оно изображается на монетах из Киликии - с четырьмя крыльями, львиной и змеиной головами. Четырехкрылый Кронос-Эл финикийской теогонии описывается и у Филона Библского (по Евсевию). Кронос в том и в другом случае отождествляется также с Хроносом-Временем. Это дала исследавателям основания называть леонтокефала «(митраистский) Кронос» или «(митраистский) Эон». Он также может называться Deus aeternus (лат. «Вечный бог»). Нередко леонтокефал отождествляется с верховным божеством зерванизма - разновидности зороастризма, засвидетельствованной с конца Ахеменидской эпохи. Верховным божеством зерванизма считался Зерван Акарана («бесконечное время») - бог вечного времени, прародитель и владыка всех богов. Наконец, некоторые исследователи, основываясь, кроме всего прочего, на сопоставлении с манихейским Царем мрака и митраистским посвящением «deo Arimanio» (которое, впрочем, представлено вне связи с каким-либо изображением), считают, что леонтокефала следует отождествлять с Ариманом как владыкой космоса. Неоднократно отмечалось, впрочем, что последнее отождествление сомнительно. Следует отметить, что оба имени, наиболее вероятных - Кронос и Эон, вполне адекватно передают двуединую функцию божества-леонтокефала: бог космоса и бог времени. Вспомним, что в греческой религиозно-философской мысли Кронос может отождествляться с Хроносом-Временем. Понятие «эон» (греч. αἰών - «век») означало бесконечное время, в отличие от конечного времени - срока. Но, эволюционировав в различных философских учениях, этот термин приобретает несколько другое значение в поздней культуре. Гностический эон (в этих учениях существует целая иерархия эонов) - это скорее пространственное, чем временное, единство, или же персонифицированная сущность. При этом само собой напрашивается предположение о влиянии ближневосточных представлений: семитское 'Im - калька греческого αἰών - означает и «век, вечность», и «мир». Кроме того, в иконографии митраистского Эона достаточно четко прослеживается то, о чем прямо говорится в тексте, описывающем облик манихейского Царя мрака: отражение учения о стихиях. Как известно, митраистскому учению присущ культ стихий; исследователи неоднократно отмечали отражение этого культа в облике и атрибутах митраистского Эона. И хотя, например, Л.А. Кэмпбелл в своем большом труде по митраистской иконографии толкует львиный, змеиный и другие компоненты как отражение просто различных аспектов сущности Deus aeternus, но он же ниже называет это божество владыкой стихий - «сил огня и воды», исходя в основном из его атрибутов - факела и кратера. Сказанное не означает, что тератоморфный облик митраистского Эона сложился непосредственно на основе учения о стихиях. Но в какой-то период он, несомненно, интерпретировался именно в этом смысле, и толкование, возможно, оказало влияние на эволюцию и окончательное формирование его иконографического облика. Действительно, все соответствует манихейской «мелотесии» Царя мрака, кроме одного: нет рыбьего хвоста, признака мира воды. Автор еще одной большой работы по митраизму, Р. Меркельбах, отмечая это, объясняет отсутствие признака водной стихии тем, что она враждебна стихии огня, которую представляет львиная сущность митраистского Эона. К этому хочется, однако, добавить, что, во-первых, на некоторых изображениях вода, как показано выше, представлена кратером. И на митраистских рельефах водную стихию, очевидно, символизирует другое божество, так называемый Океан, изображаемый в морских волнах. Кроме того, отсутствие водного компонента может иметь историческое объяснение: воду олицетворяет иранская богиня Анахита, у которой свое место в митраистском учении - представления о ней, вместе с образом Гекаты, легли в основу отмеченного в митраизме культа dea triformis - «трехликой богини». Е.Б. Смагина, «Истоки и формирование представлений о царе демонов в манихейской религии»

Ответов - 0



полная версия страницы