Форум » ТРАДИЦИЯ И ТРАДИЦИОНАЛИЗМ » ЛЮДИ НОВОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ » Ответить

ЛЮДИ НОВОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Олег Гуцуляк: ЛЮДИ НОВОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Мне как преподавателю вуза часто приходится принимать рефераты и курсовые студентов. Однажды, разговаривая об этом с одной коллегой, я сделал для себя небольшое открытие. Всякий преподаватель знает, что в наши дни лишь единицы среди студентов пишут эти работы, как писали их мы в их возрасте, самостоятельно, прочитав и законспектировав определенное количество первоисточников. Теперь есть Интернет и средний студент в лучшем случае скопирует в файл статью на соответствующую тему из какой-нибудь Интернет-энциклопедии (чаще всего, Википедии, которую поисковики предлагают в первых строках), а затем снабдит текст титульным листом реферата и списком непрочитанной литературы, в худшем –скачает из Интернета готовый реферат. Я с этим старался бороться, объяснял им, что это – плагиат, кража интеллектуальной собственности. Результата особого не было, но я это списывал на нерадивость студентов, пока не произошел этот разговор. Коллега рассказала мне, что студентка сдала ей реферат, над две трети состоящий из … ее собственной статьи, размещенной в Интернете. Естественно, ссылки не было. Студентка набрала в поисковике тему, поисковая машина выдала ей статью ее научной руководительницы, студентка скопировала статью в файл и удовлетворилась этим. Когда руководитель стала ее укорять, та никак не могла взять в толк, что же плохого она сделала. «Я же честно все взяла из Интернета, где все правильно, не отсебятину какую-то принесла» - оправдывалась она. Вопрос: «а тексты из Интернета имеют авторов?» поверг ее в ступор. Мы с коллегой поняли, что для нее как для других типичных представителей ее поколения Интернет – это такой свод данных свыше знаний, которые никому не принадлежат и которыми потому могут пользоваться беспрепятственно все, кому угодно. Интернет – источник высшей мудрости, потому что в нем можно найти правильные ответы на все вопросы, а разве можно предположить, что эта высшая мудрость создана трудом простых людей, из плоти и крови, как твой собственный преподаватель? Мы еще немного поиронизировали по этому поводу и расстались и только потом, когда я стал читать монографию де Вульфа о средневековой философии, я поймал себя на мысли: а ведь это – не комичная наивность, вызванная безграмотностью. Это - простое и естественное поведение человека цивилизации средневекового типа. Де Вульф пишет, что одной из особенностей средневековой философской литературы являлось то, что мы теперь называем плагиатом. Мыслители средневековья запросто заимствовали мысли своих коллег по цеху, не удосуживаясь даже зачастую упомянуть их имя, не то что произведения. Упоминания удостаивались лишь крупнейшие философы – вроде Аристотеля или Фомы Аквинского и то не всегда. Что же касается менее известных современников, то для них была стандартная формулировка – «некто сказал». При переписывании целые книги иногда меняли своих авторов – при всеобщем попустительском к этому отношении. Однако это вовсе не было плагитатом, ведь плагиат предполагает представления об авторской собственности на знания, а как раз для средневековья это нехарактерно. Знание для средневекового ученого – всеобщее достояние, а не частная собственность. Каждый ученый вносит свой небольшой или большой вклад в строительство башни совокупных знаний человечества, но кто какой именно – неважно, как неважно при ремонте дома всей семьей кто сколько наклеил обоев, главное, чтоб они хорошо были наклеены. Это убеждение было связано с другим – что ничего нового открыть все равно нельзя. Все истины, которые может открыть человечеству уже известны Богу, и Бог позволяет тем или иным людям увидеть их, но в этом не заслуга людей, а милость Божья и уж конечно, если Бог избрал определенного человека, чтоб через него сообщить определенную истину, человек этот не имеет никакого права исключительного владения этой истиной. Наконец, если человек не создает ничего нового, то все знания выводятся из Откровения, хотя и для такого выведения нужны интеллектуальные способности и усилия. Таков может и неосознаваемый им самим ход мыслей студента эпохи нового постиндустриального средневековья. Человечество сконцентрировало все свои знания в Суперкниге – Интернете. Ничего принципиально нового создать нельзя, да и не нужно создавать: смешон тот, кто конспектирует книги, чтоб самому написать реферат, ведь можно скачать гораздо лучший реферат из Интернета. Все творчество человека теперь после появления Интернета должно сводиться к тому, чтобы взять из Интернета нужный текст и нужным образом его переработать, приспособить к своей ситуации. Ни о каком авторстве речи не идет, все, что попадает в Интернет, лишается авторства, и становится всеобщим достоянием. (с) Рустем Вахитов

Ответов - 0



полная версия страницы