Форум » ТРАДИЦИЯ И ТРАДИЦИОНАЛИЗМ » ВЕДИЗМ » Ответить

ВЕДИЗМ

Олег Гуцуляк: Maxim Demchenko · वाल्मीकि रामायण सर्गः विसर्गः Комментарий к 2.110.3-7 Валмики Рамаяны. Сарга и Висарга: вопросы Творения Пожалуй, самые ранний развитый и последовательный нарратив появления и развития мироздания мы встречаем в Вишну Пуране (в Ведах и Упанишадах - лишь поэтико-аллегорические намёки и философские рассуждения о первоэлементах). Бхагавата Пурана (Шримад Бхагаватам) в общем и целом с некоторыми интерполяциями пересказывает сюжет ВП (европейская индология однозначно считает ВП намного более древней, чем ШБ). В Рамаяне Валмики (2.110) гуру Васиштха передаёт Раме несколько иной рассказ, и вот почему: в циклической системе координат творение бывает двух видов - сарга (первичное творение) и висарга (вторичное творение, не в начале истории вселенной, а в начале новой кальпы, космического цикла). В ВП говорится и о сарге, и о висарге, а в РВ - только о висарге. Согласно ВП сарга начинается с того, что из тела Великого Вишну эманирует яйцевидное тело, именуемое Вират, зародыш вселенной (коих бесчисленное множество). Вират представляет собой конгломерат прадханы (первоматерии), Пуруши (сознания), вьякта (материальных элементов) и Кала (времени. С т.з. ШБ Пуруша и Кала входят в Вират позднее. Пуруша и Кала выводят прадхану и материальные элементы из равновесия, и те начинают развиваться. Почему? Потому что индивидуальные элементы сознания, дживы, покоящиеся в Пуруше, хотят проявиться, движимые своими кармами. После этого Пуруша являет свою первую личностную форму, Ананта Падманабха (в ШБ - Гарбходакашайи Вишну) и внутренний причинный Океан, заполняющий половину вселенной. Ананта Падманабха ложится на змея Шешу, плавающего в Причинном океане. Из его пупка вырастает лотос, из которого рождается Брахма. В ВП Брахма - воплощение Вишну, в БП - первое самостоятельное живое существо. Из межбровья Брахмы появляется Шива. Любое благое дело начинается с жертвоприношения, вот и Брахма вначале совершает жертвоприношение, но, поскольку никакого жертвенного объекта во вселенной ещё нет, им становится сам Вират Пуруша (по мнению Мадхвачарьи - Шива). Это жертвоприношение описано в Ригведе в знаменитой Пуруша Сукте. В результате из различных частей тела Вират Пуруши возникают элементы мироздания и боги, ими управляющие. Но, видимо, ещё в непроявленном состоянии, как функции вселенной, а не личности, так как далее Брахма вновь проявляет их уже из себя самого. В главе V Вишну Пураны повествуется о том, как Брахма погружается в медитацию и, приняв форму Тьмы (Ночи) проявляет из себя демонов, затем, став Светом (Днём) - богов, потом, став Вечерними Сумерками - питов (прародителей людей) и, наконец, следующим утром он, став Утренней Зарёй, порождает Человека. Но это ещё не финальное проявление существ, потому что дальше Брахма из своего ума проявляет семерых Праджапати, агентов творения. Праджапати Марича и его жена Кала рождают Кашьяпу, а Кашьяпа через своих жён Адити и Дити производят богов и демонов соответственно. Иными словами, прежде чем проявиться как личности, боги проходят три этапа развития: как функции они появляются из Пуруши, как индивидуальные сознающие элементы (дживы) из Брахмы, и как личности этого мира из Кашьяпы. Появление человека в сарге и висарге разное: в сарге первые люди, Ману и Шатарупа, также рождаются от самого Брахмы и, фактически, как и Праджапати, являются его собственными воплощениями, а в висарге первый человек нового цикла рождается уже обычным путём от одного и сыновей Кашьяпы (наш непосредственный предок Вайвасвата Ману - сын сына Кашьяпы Вивасвана). Висарга, как она описана в Рамаяне Валмики (2.110.3-7): सर्वम् सलिलम् एव आसीत् पृथिवी यत्र निर्मिता | ततः समभवद् ब्रह्मा स्वयम्भूर् दैवतैः सह || स वराहः ततो भूत्वा प्रोज्जहार वसुंधराम् | असृजच् च जगत् सर्वम् सह पुत्रैः कृत आत्मभिः || आकाश प्रभवो ब्रह्मा शाश्वतो नित्य अव्ययः | तस्मान् मरीचिः सम्जज्ने मरीचेः कश्यपः सुतः || विवस्वान् कश्यपाज् जज्ने मनुर् वैवस्तवः स्मृतः | स तु प्रजापतिः पूर्वम् इक्ष्वाकुः तु मनोः सुतः || यस्य इयम् प्रथमम् दत्ता समृद्धा मनुना मही | तम् इक्ष्वाकुम् अयोध्यायाम् राजानम् विद्धि पूर्वकम् || [Висарга происходит после того, как закончилась предыдущая кальпа, все три мира были затоплены водами причинного океана (пралая), но Брахма, живые существа и материальные элементы оказались в состоянии глубокого сна. В начале новой кальпы нет необходимости создавать вселенную заново, поэтому риши Васиштха говорит]: "Вначале были лишь воды. Из воды произошла земля. После чего самосущий Брахма со всеми богами вернулся к бытию. Затем Брахма, приняв форму Вепря, извлёк землю из под воды и со своими сыновьями, чистыми душами, создал весь мир. Брахма проявился из акаши, от него произошёл Маричи, сыном Маричи стал Кашьяпа. От Кашьяпы родился Вивасван, от Вивасвана же - Ману. Ману стал повелителем всего творения, а его сын - Икшваку. Всю землю передал Ману Икшваку, а Икшваку стал первым царём Айодхьи." Из Рамаяны неясно, совершает ли Брахма перед актом восстановления (висарга) жертвоприношение Пуруши, или оно совершается лишь в начале сарги. И если да, то делает ли он его один или уже вместе с Праджапати. Однако, Сакалья Брахмана утверждает, что пурушамедха происходит в начале каждой кальпы. Сравнение с другими мифологиями мира Библейский рассказ о сотворении напоминает, скорее, висаргу: в нём мы видим небо и землю, полностью покрытую водами пралайи и Творца, который также, как Брахма в ВП, проходит этапы Тьмы и Света, после которых начинается настоящее физическое творение. Этапы Сумерек и Зари неизвестны. В греческой мифологии из Хаоса (Вират?) рождаются Ночь (Никс), Земля (Гея) и Тартар, а на следующем этапе Ночь порождает День (Гемеру) и её брата Свет (Эфир). Этапы Сумерек и Зари неизвестны. В шумеро-вавилонском мифе в первобытной Тьме живут морские чудовища Апсу и Тиамат со своими детьми Лахму и Лахаму. Они рождают светлые горизонты неба и земли Аншара и Кишара, а те уже, в свою очередь, Ану, Отца Богов. Этапы Сумерек и Зари неизвестны. Всё это события лишь одной кальпы. Примерное соответствие персонажей истории Творения Брахма и Савитри / Маричи и Кала - Ану и Анту; Уран и Гея Кашьяпа и Адити - Энлиль и Нинлиль; Сатурн и Рея Индра - Ишкур, Зевс; Матаришван - Энки, Прометей; Ману - Адапа, Девкалион Ханаанский Эл - это и Брахма, и Маричи, и Кашьяпа в одном лице; Ваал Хадад/Яхве - Индра, а Ману этого века - Адам (Сваямбху Ману библейскому автору неизвестен, как и события предыдущих кальп; его также можно было бы идентифицировать как самого Эла).

Ответов - 0



полная версия страницы