Форум » ГЕОПОЛИТИКА-ГЕОФИЛОСОФИЯ-ГЕОКУЛЬТУРА » РОССИЯ КАК ТРАНЗИТНЫЙ КОРИДОР » Ответить

РОССИЯ КАК ТРАНЗИТНЫЙ КОРИДОР

Олег Гуцуляк: О дугинско-путинском блефе “Россия как транзитный коридор” … Где ветер изнемог в протяжном стоне, Как Прометей, прикованный к скале, – Там Рериха пылающие кони Проходят рысью в синей полумгле. Эдуардас Межелайтис Кремль пытается удалить перспективу крушения России, предложив вместо идеи «России как сырьевого достояния всего человечества» идею превращения «России в транзитный коридор между тремя мировыми капиталистическими зонами» (Американской, Европейской и Тихоокеанской). В. Путин на саммите Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС; Владивосток, сентябрь 2012 г.) озвучил стратегической целью превращение России в «сухопутный мост» (land bridge) между странами так называемого Тихоокеанского кольца (Pacific Rim) и Европой, т.е. в транзитный коридор для доставки грузов из Юго-Восточной Азии в Европу и обратно [Болдырев Ю. С иглы нефтегазовой – на транзитную? // http://gidepark.ru/user/17729/content/1498372]. В марте 2015 г., в разгар кризиса отношений России с мировым сообществом из-за нарушения правящим режимом В. Путина принципов международного права, CNN распространило прозвучавшее на заседании Российской Академии Наук предложение президента РЖД Владимира Якунина «подкупить» мировую общественность через постройку Трансевразийской супермагистрали от Лондона до Нью-Йорка, общее расстояние которой может составить более 20 тысяч километров. Трасевразийская магистраль может включать в себя не только железную дорогу, но и нефте-, газо- и водопроводы и другие коммуникации, она поможет развиваться сопредельным территориям. Он не уточнил, как именно будет соединена Россия и Аляска в районе 88-километрового участка Берингового моря – железнодорожным или автомобильным мостом, паромной переправой или тоннелем. Также открытым остался вопрос о цене и инвесторах мегапроекта, оцененного в триллионы долларов и названного «ГОЭЛРО 21-го века». Однако по мнению президента РЖД, «… этот межгосударственный, межцивилизационный коридор даст новый импульс развития глобальной экономике и поможет преодолеть системный кризис, создав новые предприятия и рабочие места» [Thompson Ch. Drive from Europe to the U.S.? Russia proposes world’s greatest supergighway // http://edition.cnn.com/2015/03/24/travel/trans-siberian-road/]. Следует напомнить, что Транссибирская магистраль, построенная в Российской империи, окончательно была введена в эксплуатацию спустя 17 лет после начала строительства. Ее протяженность составила 9298,2 км. Известно, что на сегодняшний день 26% мировых и 35% европейских поставок газа по газопроводам обеспечивает Россия. «… Да, с одной стороны транзитная ориентация приведёт к созданию мощной транспортной инфраструктуры, что чрезвычайно важно для России, с ее огромными и, зачастую, малоосвоенными просторами. С другой же стороны, она сделает страну еще более зависимой от глобальной экономики, которая обесценивает любой национальный суверенитет, а в перспективе ведёт к его полной ликвидации… Здесь основной упор делается именно на транспортировке чужой собственности. И вот тут уже разные внешние центры могут поставить вполне жёсткие условия. Нам скажут следующее. Хотите получать выгоду с нашего транзита? Извольте обеспечить наш контроль над нашими же товарами. А то мы знаем Россию – с ее коррупцией, «дураками и дорогами». Причём, сначала всё может быть сформулировано довольно мягко, может быть, даже совсем без каких-либо условий. Первая доза – бесплатно, а вот уже потом, когда мы основательно подсядем на транзитную иглу, придётся платить своим национальным суверенитетом» [Елисеев А. Транзит и корона // Завтра. – 2013. – 21 февр. – http://www.zavtra.ru/content/view/aleksandr-eliseev-tranzit-i-korona-2013-02-21-111454/]. Но в мае 2015 г., в разгар празднования 70-летия победы СССР и союзников над Германией, присутствующий в Москве Председатель КНР Си Цзиньпин дал четко понять своим русским партнерам, что им необходимо заранее смириться с тем, что постсоветские пространства и, в первую очередь, страны Центральной Азии, должны стать сферами китайского экономического влияния, а путинские интеграционно-державные проекты, вроде строительства ЕврАзЭС с Казахстаном и заветной идеи главы ОАО РЖД Владимира Якунина о сооружении проходящего через всю Россию и Европу транспортного коридора – от Тихого океана до Атлантического, должны будут подстроиться под эту суровую действительность, сооружаемую неспешно, шаг за шагом. Китайцам тоже нужен «транзитный коридор» через Россию. Но только с другим маршрутом – «шелковым», через Центральную Азию к себе. И среди меморандумов, подписанных в Москве, есть один, шансы которого довольно реальны, – сооружение высокоскоростной магистрали «Москва – Казань», которая в будущем станет частью грандиозного железнодорожного коридора Пекин – Европа. «… Раз уж Москва добровольно на него встала, то теперь придется год за годом по нему идти, по крупицам освобождаясь от суверенитета, идеологической и экономической самостийности и власти над своими постсоветскими вассалами. Подгонять не станут. Но и свернуть, похоже, не разрешат» [Шелин С. Китай предъявил России счет за дружбу // http://www.ostrovok.lg.ua/statti/ne-otpravlyat-v-rss/kitay-predyavil-rossii-schet-za-druzhbu]. И не только китайский контр-вариант похоронит российские импер-транзитные амбиции. Даже если бы его и не было, то в логистическо-экономической перспективе идея о России как транзитного коридора является блефом, иллюзией, «маниловскими фантазмами», в конце концов – невыполнимой задачей, что убедительно доказал директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев [Иноземцев В. Транзитной страны из России не выйдет // http://www.vedomosti.ru/newsline/news/6598051/tranzita_ne_vyjdet]. В действительности этим концептом «транзитного коридора» российские потенциальные возможности блокируются, канализируются в совсем противоположные направления, газофакельная Россия превращается в «Прометея прикованного», на этот раз не столько к весьма реальному Кавказу, сколько ко всей опьяняющей и наркотизирующей шири воображаемого пространства – «Евразии». И вряд ли найдется Геракл, который её освободит (в то время как “прикованную” у берега моря к все тому же ЕвразЕСу и Таможенному Союзу Украину-Андромеду, как всегда, спасет явившийся с трансцендентными дарами Персей). Просто потому, что Россия окажется не милосердным Прометеем, несущим спасительный свет человечеству («газ по трубам»), а лукавым Светоносцем-Люцифером, возомнившим себя невесть чем и за это прикованным к решетке над адским пламенем, раздуваемым низшими демонами.

Ответов - 0



полная версия страницы