Форум » РЕЛИГИЯ-МИФОЛОГИЯ-КУЛЬТУРА » БОН (Тибет) » Ответить

БОН (Тибет)

Яванна Алексиевич: Дзогчен (Традиция Бон) 7 май, 2016 в 13:26 bydda_krishna ( Читать дальше... ) Прямое изложение Дзогчен должно быть полезно в равной степени как начинающим, так и практикующим с опытом. Для начинающих оно полезно в том смысле, что не зависит от углубленных знаний традиции и терминологии, но в то же время оно полезно и для продвинутых практикующих. Лицам, знакомым со многими текстами и традициями, будет интересно получить сжатое изложение основных положений Дзогчен с кратким описанием данной традиции и ее структуры. Такой подход как раз соответствует духу самого Дзогчен. Учения — это не какая-то система абстрактных положений, существующих отдельно от реальной практики, хотя принципы и Идея Дзогчен остаются неизменными и всегда чистыми. Из трех аспектов любого буддийского учения — Идея, Медитация, Действие — самым важным в Дзогчен считается Идея. ДОКТРИНА БОН Различные пути изложения бонских учений ( Свернуть ) В трех письменных биографиях Тонпы Шенраба данные им бонские учения излагаются различными путями и с различными классификациями. Говорят, что Шенраб изложил бон в трех последовательных циклах учений: вначале он раскрыл "Девять Путей" (или последовательных стадий практики) бон, затем он обучал "Четырем бонским Порталам и Одной Сокровищнице"; и наконец, он изложил "Внешние, Внутренние и Тайные Наставления". Первый цикл: Пять Путей Существует три вида классификации Девяти Путей Вечной Религии Бон: Южные, Северные и Центральные Сокровища. Это системы учений, которые хранились в тайне в ранний период преследования бон с тем, чтобы позже быть заново открытыми в виде терм. Термы, обнаруженные в 'Бриг мтшамс мтха' дкар в южном Тибете и в сПа гро в Бутане, составляют Южные Сокровища, обнаруженные в Занг занг Лха дат и в Дванг ра кхьюнг рдзонг в северном Тибете, составляют Северные Сокровища и наконец, те, которые были обнаруены в ат бСам яс и в Иер па'й браг в центральном Тибете, составляют Центральные Сокровища. В Южных Сокровищах Девять Путей подразделяются на "Четыре Пути Причины" низшего уровня, содержащие мифы, легенды, ритуалы и практики, связанные главным образом с работой энергий в рамках магии для целей исцеления и достижения процветания, и высшие "Пять Путей Плодов", целью которых является освобождение практикующего от круговорота самсарических перерождений. Девять Путей Северных Сокровищ не относятся к широко известным. В системе Занг занг ма они подразделяются на три уровня: внешний, внутренний и тайный. Девять Путей Центральных Сокровищ очень схожи с Девятью Путями буддийской школы Ньингма. Они представляют собой циклы учений Гьягармы, привнесенных в Тибет из Индии и переведенных великим ученым Вайрочаной, который был переводчиком как в бонской, так и в буддийской духовных традициях. Второй цикл: Четыре Портала и Одна Сокровищница Второй цикл, изложенный Шенрабом, делится на пять частей. Первый Портал содержит эзотерические тантрические практики и заклинания. Второй Портал состоит из различных ритуалов (магических, предсказательных, гадательных и т.д.), используемых с целью очищения. В Третьем Портале излагаются правила дисциплины для монахов и мирян, даются философские объяснения. И Четвертый Портал содержит указания по выполнению практик, подобных медитациям Дзогчен. Пятое учение именуется "Одна Сокровищница" и содержит основные аспекты всех четырех порталов. Последний Цикл: Внешние, Внутренние и Тайные Наставления Последние учения, изложенные Тонной Шенрабом, содержат три цикла Внешних, Внутренних и Тайных Наставлений. Внешний цикл — это путь отречения (спонг лам), учения Сутр. Внутренний цикл представляет собой путь трансформации (сгьюр лам), тантрические учения с использованием мантр. Тайный цикл — это путь освобождения (грол лам), учения Дзогчен. Такое же деление на Сутры, Тантры и Дзогчен присутствует и в Тибетском буддизме. Сутры, Тантра и Дзогчен Согласно учению бон, причиной всех проблем этой жизни и блужданий в самсаре являются пять страстей: неведение, привязанность, гнев, зависть и гордость. Они также называются пятью ядами, так как убивают людей. Именно эти страсти мы должны преодолеть в себе посредством практики. Согласно Сутрам, для устранения страстей и достижения просветления требуется большое количество жизней, в то время как Тантра и Дзогчен считают, что практикующий может достичь просветления уже в этой жизни. В различных религиях и духовных традициях были разработаны свои пути устранения страстей и достижения самореализации. В традиции Юнгдрунг бон это метод отречения, метод трансформации и метод освобождения. Для работы со страстями мы можем использовать пример ядовитого растения. Согласно интерпретации Сутр, такое растение должно быть уничтожено, поскольку нет других путей разрешения проблемы его ядовитости. Адепт Сутр отрекается от всех страстей. Согласно тантрической системе, практик Тантры должен взять ядовитое растение и смешать его с другим растением, чтобы создать противоядие: он не отвергает страсти, а пытается трансформировать их во вспомогательные средства для своей практики. Адепт Тантры подобен врачу, который превращает ядовитые растения в лекарство. Павлин, с другой стороны, поедает ядовитые растения, так как обладает способностью использовать энергию, содержащуюся в яде, для того чтобы еще больше увеличить свою красоту, то есть он превращает ядовитое качество растения в энергию роста. Это и есть метод Дзогчен — освобождение страстей по мере их возникновения без каких бы то ни было усилий. ДЗОГЧЕН В ТРАДИЦИИ БОН Самовозникающая мудрость есть основа. Пять негативных эмоций есть проявленная энергия. Рассматривать эмоции как порочные — ошибка. Позволять им сохранять свою природу — это метод Достижения свободного от дуальности состояния Освобождения. Преодоление надежды и страха есть результат. Хотя практикующие Дзогчен были во всех тибетских религиозных традициях (Пятый Далай-лама школы гелуг, Третий Кармапа Ранжунг Дордже школы кагью и Граспа Гьятлтцен школы сакья), самые важные линии преемственности учений Дзогчен принадлежат именно коренной религиозной традиции Тибета — бон и старейшей школе тибетского буддизма — ньингма. Обе эти традиции классифицируют свои учения по "девяти Путям" практики, ведущим к просветлению или самореализации, и в обеих классификациях Дзогчен является девятым и высшим Путем. В настоящее время мастера всех тибетских школ начали широкое преподавание Дзогчен, и это учение, похоже, становится на Западе почти модой. Дзогчен Слово "Дзогчен" (рдзогс чен) буквально означает "совершенство", "достижение" или "осуществление" (рдзогс), которое является "великим" или "полным" (чен). Хотя Дзогчен представляет собой "единую великую сферу", для удобства рассматривают три аспекта Дзогчен — основу, путь и плод: "основу" — поскольку фундаментом Дзогчен является изначальное состояние индивидуума, "путь" — поскольку Дзогчен — это высший прямой и непосредственный путь к самореализации и "плод" — поскольку Дзогчен ведет к достижению просветления, освобождения от круговорота иллюзорных самсарических перерождений за одну жизнь. Для того чтобы лучше понять Дзогчен, давайте глубже рассмотрим это деление на основу, путь и плод. Согласно учению Дзогчен, сущностью (нго бо), или основой всего (кунжи), является пустота (стон па ньид) и изначальная чистота (ка даг); природой (ранг жин) основы является ясность (гсал ба), характеризующаяся спонтанным совершенством (лхун сгруб); неразрывное единство (дбьер мед) исконно чистой сущности и спонтанно совершенной природы является свободным (ма 'гаг па) потоком энергии, или сострадания (тхуг рже). В индивидуальном уме эта основа представляет собой естественное состояние (гжи), и она же является источником самсары для ума, подверженного заблуждению (ма ригпа), и источником нирваны для ума, в котором было пробуждено знание (ригпа). Сущность основы именуется матерью (ма), пробужденное сознание (ригпа) именуется сыном (бу), и неразрывное единство (дбьер мед) матери и сына представляет собой поток энергии (ртсал). Путь (лам) состоит в достижении видения (лта ба) Дзогчен, которое представляет собой выражение истинного состояния, сущностной основы индивидуума, а также превращение потока ригпа, культивируемого посредством медитации, в постоянный поток в послемедитационный период — с тем, чтобы его можно было сделать неотъемлемой частью нашего поведения или нашего отношения к повседневной жизни и нашей деятельности в ней. Плод — это реализация трех исконных кай (т.е. трех тел Будды — Дхармакайи, Самбхогакайи, Нирманакайи — прим. ред.) уже в этой жизни, и его кульминация — это достижение радужного тела, или тела света, в конце жизни, следствием чего является то, что во время смерти материальное тело не оставляет после себя никаких останков, а растворяется в своей природе, которой является свет. Дзогчен в контексте бонской духовной практики Дзогчен представляет собой высшую духовную традицию в рамках религии бон. В прошлые времена даже среди последователей традиций бон и ньингма было очень мало подвижников, которые знали и практиковали Дзогчен. Одна из причин этого состояла в том, что получение этих учений было очень нелегким делом: они хранились в тайне, и очень немногие мастера раскрывали их, а если и раскрывали, то очень ограниченному кругу учеников. Даже в настоящее время бонские адепты-миряне в Тибете обычно проводят большое количество времени, выполняя девять предварительных (нондро) практик и пхову, в то время как живущие в монастырях монахи занимаются в основном интеллектуальным развитием, изучением философии и проведением дебатов, а также декламацией ритуальных и литургических текстов. Многие мастера настаивали (а многие и сейчас продолжают настаивать) на том, что, прежде чем получить учения Дзогчен, практикующие должны завершить практики нондро. Описание этих предварительных практик дается в тексте "Ньямс ргьюд ргьял ба'й фьяг кхрид". Каждую из этих девяти практик необходимо выполнить сто тысяч раз. Вот эти девять практик: 1. Развитие в себе сострадания ко всем живым существам. 2. Принятие прибежища. 3. Подношение мандалы. 4. Медитация на непостоянстве. 5. Признание собственных прегрешений. 6. Простирания. 7. Гуру-йога, слияние своего ума с просветленным умом визуализируемого перед собой гуру. 8. Молитвы. 9. Получение благословений. Однако когда я сам получал учения Жанг Жунг Ньян Гьюд, Лопон Тензин сказал, что хотя сохранение учений Дзогчен в тайне и было актуально в прошлые века, в наше беспокойное время лучше нести их людям более открыто и свободно (но не уменьшая при этом их ценности), иначе может возникнуть опасность их исчезновения. Дзогчен в традициях бон и ньингма Как мы уже видели, учение Дзогчен является частью как традиции бон, так и буддийской школы ньингма, и в обеих этих духовных традициях существует общее деление на девять Путей, или религиозных методов. Однако между соответствующими классификациями в рамках бон и ньингма существуют и значительные различия. Необходимо отметить, что в практике других школ тибетского буддизма выделяются не девять, а шесть ступеней. Это такие школы, как кагью, сакья и гелуг, которые придерживаются новой традиции (гсар ма) более поздних переводов буддийского канона, выполненных в период второй волны распространения буддизма в Тибете в десятом и одиннадцатом веках. Девять Путей буддистов включают в себя только традиционный буддийский материал, и строго говоря (как указывает проф. Снеллгроув), два низших пути, относящихся к буддизму хинаяны, практически не имеют отношения к тибетским буддийским религиозным практикам, которые основываются на буддизме махаяны. Тогда как девять Путей бон включают в себя как практики буддийского происхождения, так и весь спектр исконных тибетских обычаев, религиозных верований и практик, в том числе медицинскую науку, астрологию и космологию, гадания и предсказания, умилостивление и изгнание злых духов и призраков, ритуалы для достижения процветания и тантрические ритуалы для уничтожения врагов, выкуп мертвых и руководство ими, моральную дисциплину для мирян и монахов, тантрические практики и ритуалы, жизнеописания святых, а также высший духовный путь Дзогчен. И в этом отношении можно сказать, что бон является истинной религией Тибета, включающей в себя как собственные, так и заимствованные религиозные практики. Существует также много общих моментов между традицией бон и буддийской школой ньингма. Как уже указывалось, обе они поддерживают и официально распространяют учения Дзогчен, которые в других тибетских традициях встречаются лишь спорадически у особо одаренных практикующих, не принадлежащих к определенным линиям преемственности мастеров Дзогчен. В обеих традициях существует поклонение Кунтузангпо как высшему изначальному Ади Будде, в то время как три другие школы тибетского буддизма в качестве Ади Будды поклоняются Ваджрадхаре; обе имеют традицию терм — спрятанных духовных сокровищ, заново обнаруживаемых тертонами (лицами, которым было предсказано открыть терму в благоприятное для этого время). Следует отметить, что многие знаменитые тертоны принадлежали обеим традициям. Далее, приверженцы школы ньингма являются единственной группой тибетских буддистов, которые открыто признают как буддийские те учения неиндийского происхождения, которые распространялись в период первой волны буддизма в Тибете во времена правления царя Сонгтсена Гампо и позже, в восьмом веке, распространялись великим мастером Падмасамбхавой, обладавшим огромным личным обаянием, а также его приверженцами. Эти учения включают в себя буддийские традиции, пришедшие из Китая и Центральной Азии, а также из Индии. Во времена второй волны распространения буддизма в Тибете в десятом и одиннадцатом веках все буддийские учения, индийское происхождение которых не могло быть подтверждено, были исключены из буддийского канона, который приобрел официальный статус благодаря трем другим, более поздним, школам тибетского буддизма. Приверженцы традиции бон утверждают, что поскольку Будда Шакьямуни был учеником Тонпы Шенраба Мивоче, все буддийские учения как индийского, так и другого происхождения, являются в действительности учениями вечного бон. Ринопоче Тензин

Ответов - 2

Олег Гуцуляк: ДЕВЯТЬ ПУТЕЙ БОН Здесь изложены Девять Путей бон согласно системе Южных сокровищ. Такое описание дано в Зиджид – наиболее обширном жизнеописании Тонпа Шенраба (основателя Бон). Перевод осуществлен британским тибетологом Дэвидом Снеллгроувом при участии Лопона Тензина Намдака. Девять Последовательных колесниц, ведущих к просветлению: 1. Путь практики предсказания (чашен-тэгпа): буквально «тэгпа» обозначает скорее колесницу или средство передвижения, нежели дорогу или путь. По мнению Лопона, «шен» – слово, происхождение и значение которого не вполне ясны – здесь можно перевести как «практика» или «практикующий». Термин «ча» обозначает предсказывание или прогнозирование. Этот путь или колесница главным образом связан с гаданием (мо), астрологическими и геомантическими расчётами (цис), постановкой медицинского диагноза (чад) и исполнением ритуалов исцеления (то). 2. Путь практики видимых проявлений (нангщен-тэгпа): этот путь главным образом связан с видимыми проявлениями (нангба), воспринимаемыми как положительные проявления деяний богов (лха), приходящих людям на помощь. Таким образом, упор делается на призывание богов (лха-солба) на помощь. Сюда включаются такие классы божеств, как Тхугкар, Грабла, Верма и др. 3. Путь практики магической силы (трулшен-тэгпа): этот путь касается магических ритуалов, обеспечивающих процветание и контроль за вызываемыми духами, в особенности экзорцизм (селба) для устранения негативной энергии и негативных провокаций злых духов (дон), которые приходят, чтобы досаждать людям. Практикующий работает с этими энергиями – вызывает, управляет и применяет (ньен-друб-ла-сум). 4. Путь практики существования (сишен-тэгпа): здесь «существование» (рипа) обозначает процессы смерти и перерождения. Этот путь также называется Дуршен – практика церемоний изгнания (дур) душ мёртвых людей, которые досаждают живым. Этот путь содержит триста шестьдесят видов соответствующих ритуалов, а также обряды для обеспечения благосостояния и долгой жизни живым. Эти четыре пути представляют собой Четыре Причинных Пути Бон (бон-гью’и-тэгпа-ши). За ними следуют высшие пути более духовного свойства, направленные на освобождение и просветление и известные под собирательным названием Пути Плода (драбу’и-тэгпа). 5. Путь добродетельных мирян (геньен-тэгпа): этот путь связан главным образом с моралью и этикой, например, с десятью добродетельными поступками (геба-чу), десятью Совершенствами или Парамитами и т.д., а также с благочестивыми делами, например, возведением ступ. 6. Путь мудрецов-аскетов (дрангсонг-тэгпа): термин «дрангсонг» (санскр. риши), обозначающий мудреца, здесь имеет контекстуальное значение монаха полного посвящения, давшего полный набор клятв и соответствующий буддийскому бхикшу (гелонг). Основной упор здесь делается на монашеские клятвы и на правила монашеской дисциплины (дулба). 7. Путь белого А (Акар-тэгпа): Он включает в себя тантрическую практику трансформации путём визуализации себя как божества медитации, а также практики, связанные с мандалой. Сюда входят и низшие, и высшие тантры. 8. Путь Изначального Шен (Ешен-тэгпа): этот путь связан с определёнными тайными тантрическими практиками, включая правильные взаимоотношения с Гуру и с тантрической супругой или супругом; сюда также входят методы прохождения стадий зарождения (кьерим) и завершения (дзогрим) и связанные с ними правила поведения. 9. Непревзойдённый путь (ламэ-тэгпа): этот наивысший и совершенный (ла-на-мэпа) путь состоит из наставлений и практик дзогчен – учения Великого Совершенства, которое описывает процесс просветления через понятия Основы, Пути и Плода, а также описывает практики созерцания в терминах видения, медитаций и правил поведения. Источник: David Snellgrove, The Nine Ways of Bon, Oxford University Press, London 1967.

Андрей: Храмы, усмиряющие демоницу Буддизм не приходил в Тибет просто и гладко, как может показаться. Отчасти это связано с тем, что место было уже занято – в Тибете до прихода буддизма царствовала шаманская религия Бон, религия духов, призраков и демонов. Шаманизм Бон, а также негостеприимная, суровая природа Тибета, породили множество метафорических легенд о том, как буддизм усмирял Тибет. Одна из них, очень известная, гласит, что в Тибете властвовала демоница, такая огромная, что ее тело занимало всё плато. Обнаружила присутствие демоницы принцесса Вэньчэн, китайская жена легендарного Сонгцена Гампо. Все началось с того, что Король решил выстроить в Лхасе храм в честь Авалокитешвары, но каждую ночь все, что бы ни было выстроено за день, разрушалось. И тогда на помощь пришла жена короля – принцесса Вэньчэн. Она проделала геомантические расчёты (на основании китайского фэншуя) и определила, что земли Тибета подобны демонице, возлежащей на земле и мешающей проникновению буддизма. Сердце ее – под озером в центре Лхасы, а конечности так длинны, что находятся на дальних концах Тибета. Было объявлено что демоницу нужно победить! Первой задачей было осушить озеро в Лхасе (вода его считалась кровью демоницы) и построить на этом месте храм, заменив сердце демона новым буддийским сердцем. Этим храмом был Джокханг. Но размеры демоницы были таковы, что одним храмом усмирить его было нельзя, поэтому вокруг будущего центрального храма было выстроены еще несколько, тремя кругами окружив сердце и пригвоздив демоницу к земле. В каждом кольце было по четыре хама. Первый круг храмов – храмы «руно», формирующие защитное кольцо вокруг Лхасы и скрепляющие плечи и бедра демоницы. Два храма из этой группы – монастырь Трандрук в долине Ярлунг и монастырь Кацел недалеко от Дрикунга, — это плечи демоницы. Один из храмов на бедрах не сохранился, второй расположен в деревушке Лхацзе Дзонг, это храм Дрампа Гьянг (до культурной революции на этом месте стоял большой монастырь, но он не сохранился). Вторая группа храмов, пригвоздившая к земле локти и колени демоницы, носит имя «тандрул». Среди них – монастырь Бучу (рядом с Баи в Восточном Тибете). И наконец – третья группа, храмы «яндрул», стоящие на ладонях и ступнях демоницы. Эти храмы находятся в Бутане (Паро и Бумтханг) и Сычуани (правда, местонахождение этих двух неизвестно). В Музее Тибета в Лхасе можно увидеть изображение демоницы и храмов, усмиряющих ее. Паломники перед храмом Джокханг Паломники перед храмом Джокханг Финальным актом усмирения демоницы было строительство Джокханга, одержавшее окончательную победу над злыми силами демона.



полная версия страницы