Форум » РЕЛИГИЯ-МИФОЛОГИЯ-КУЛЬТУРА » Шумерская мифология » Ответить

Шумерская мифология

Василиса: Vladimir Emelianov написал: https://www.facebook.com/vladimir.emelianov.589/posts/1942569532640697 Все-таки нужно как-то объяснить (хотя бы себе), почему семантики календарных праздников у шумеров и славян так совпадают. А главное - все происходит в одно и то же время. На Благовещение выпускают птиц - в Месопотамии в марте-апреле (Нисан) тоже выпускают птиц. В мае у славян обряд отмыкания земли, Юрьев день. У шумеров в это же время отмыкание земли плугом, а покровителем обряда является бог земледелия Нинурта. В мае-июне у славян русалии, боятся заложных покойников и русалок - у шумеров ровно тогда же почитание братьев-близнецов Сина и Нергала, родившихся в Подземном мире из-за того, что туда сослали их родителей за блуд без брака. В середине лета хоронят весну (Кострома, Купала, Ярила) - у шумеров тогда же хоронят Думузи, Ниназу, утонувшего сына богини Лисин. И соответственно на третий день празднуют воскрешение. В августе-начале сентября идут праздники Успения и Дожинок, обряды очищения одежд - а у шумеров Инанна умирает под землей, потом возвращается из Подземного мира и омывается в священной Реке. А созвездие, восходящее в это время, изображается как дева с колосом. В конце сентября Воздвиженье Креста, битва между "честью и нечестью" - а у шумеров воздвиженье дома омовения, очищение, пост, голодание, подготовка к Суду как разделению чистых и нечистых. В ноябре закрывается земля - у шумеров праздник отпускания плуга с пашни, такое же закрывание. В конце декабря у славян земля уходит на отдых, а мертвые и демоны поднимаются (нужно кормить и греть родителей) - у шумеров земля уходит на отдых, привратник Подземного мира выпускает т.н. отцов, которых полмесяца нужно кормить на земле. В славянском календаре вроде бы нет ничего связанного с потопом. Но в остальном практически буквальные совпадения календарных отрезков и обрядовой семантики с шумерским календарем. Да еще я случайно наткнулся в книге Н.А.Михайлова на сноску по поводу того, что в Летописце Еллинском и Римском бог Ваал назван Велесом. Проверил - действительно так (Творогов 1999: 10-11). Ваал это Бел, а Бел это ассирийский эпитет Энлиля. Ну, ребята... Не знаю, что и сказать. Перечислить все совпадения я могу. А объяснить-то как?

Ответов - 15

Василиса: андрей игнатьев написал: вполне допускаю, например, что в энциклопедии "Мифы народов мира" представлена своего рода "ностратическая" мифология, которая сложилась ещё в те далекие времена, когда современных этнографических категорий (славяне, балты, германцы и прочее такое) не существовало, вследствие чего мифологии разных народов отличаются только именами, описаниями и акцентами (то есть, там был какой-то изначальный тезаурус, который разные народы сохранили и систематизировали по-своему) читал, например, когда-то, что германская мифология тоже не особенно сохранилась, как, впрочем, и античная, то, что мы знаем, это литературные произведения ("вторичные источники", по В.Н.Топорову), славяне же, как принято считать, отделились от общего индоарийского потока позже других, уже в исторические времена, стало быть, никакой особой мифологии у них и быть не может

Василиса: Vadim Erlichman написал: а как вы относитесь к идее о родстве шумеров с трипольским кругом культур - идея-фикус Кифишина, обоснованная надписями Тэртэрии и, гм-гм, Каменной могилы? У западных индоевропейцев земледельческие традиции явно связаны с тем же Трипольем - м.б., отсюда и связь?

Василиса: Fulgur Conditum написал: Я не совсем понимаю, почему Успение и Воздвижение трактуются как славянские, если впервые они устоялись в греко-римской среде. И, разумеется, аналоги остальным праздникам находятся в других индоевропейских календарях. Ну вот я начну с близкого. Аттический календарь. Май - это Таргелии, в своей основе - земледельческий праздник, приношение даров Деметре. Изгнание из города двух фармаков (искупительная жертва), - практика, заместившая ритуальное убийство. Где-то в конце весны или начале лета происходят Адонии (смерть Адониса). Оплакивают и хоронят Адониса и празднуют (или вспоминают) его воскрешение на третий день. Середина лета, месяц Гекатомбейон, - это начало нового года; празднества сопровождаются масштабнейшими жертвоприношениями (откуда и название). В это время проходят и Панафинеи, но это другая история. Конец сентября - Элевсинские мистерии; очищения, пост и так далее. Самый конец октября-начало ноября - Тесмофории, прибытие Деметры в Элевсин. Начало весны (середина-конец февраля) - Анфестерии; воспоминание о Девкалионовом потопе, поминовение мёртвых; иконографически фиксируются образы птиц, связанные с этим праздником (м.б. их и выпускали, но такое изображение я видела только одно)

Василиса: Vladimir Emelianov написал: Fulgur Conditum, февраль связан с потопом и у римлян, как показано в Фастах. И это, скорее всего, как раз вавилонское влияние, потому что так назван вавилонский зимний месяц (потопление). Адонии это семитский праздник, Адонай = Господь. Значит, это уже следы ближневосточных влияний. Из всего остального внятное тождество есть только между Инанной, вышедшей из Подземного мира с колосом, и Элевсинскими мистериями. Но кто сможет поручиться, что и это тоже не с Ближнего Востока? Это я еще не сказал, что иранский зороастрийский календарь тоже взят из вавилонского.

Василиса: Fulgur Conditum написал: Так я и не пытаюсь сказать, что здесь нет ближневосточного влияния! Я только хочу сказать, что вот эти аналоги - они довольно прочно вошли в средиземноморские ИЕ календари. С Римом тоже всё серьёзнее, чем просто потоп. Февраль - это и Луперкалии, и тоже поминовение усопших предков. Конец декабря - тоже про предков (Ларенталии). Конец апреля-начало мая - Флоралии;здесь всё снова про рождающую землю и про цветы. В мае же - Лемурии и боятся покойников.

Василиса: Vladimir Emelianov написал: Fulgur Conditum, не, это неконкретно. У меня четкие соответствия между ритуалами и функцией персонажей. Пока вижу только аналогию с Элевсином, и то заимствование под вопросом.

Василиса: Fulgur Conditum написал: Vladimir Emelianov ну а русалии и страх заложных покойников в мае конкретны?.. Вот римские Лемурии - это такие дни, когда призраки находятся в этом мире; от них откупаются чёрными бобами и магическими формулами.

Василиса: Vladimir Emelianov написал: Fulgur Conditum, это хорошо. Но в мае-июне дело не в призраках, а в людях, не проживших своего века или не удостоенных погребения. Призраки могут быть на земле и в другие времена.

Василиса: Fulgur Conditum написал: Vladimir Emelianov так лемуры и лярвы именно из таких и получаются!

Василиса: Ася Штейн Правильно ли я понимаю, что все ближневосточные громовики (угаритский Балу, хеттский Бог Грозы и тд) - все восходят к Энлилю? Vladimir Emelianov Нет. Энлиль громовиком не был. За грозу у шумеров отвечал Ишкур. Ася Штейн Я знаю. Отсюда и вопрос. Vladimir Emelianov Ася Штейн, откуда вопрос? Ася Штейн Бел-Балу-Ваал-то громовик Vladimir Emelianov а, понял. Западносемитский Баал действительно громовик. А вот восточносемитский Бел - нет. Ася Штейн Ха. Совсем интересно.

Василиса: Alexander Zelnitsky Потому что часть календарных обычаев вообще не славянского происхождения, а пришли вместе с христианских календарем. Ну а как они формировались в Средиземноморье и какие там быди кросс-культурные взаимодействия, это Вы лучше многих знаете. Андрей Шуман сам хотел то же написать, что славянский календарь не славянский. И это еще большой вопрос, а был ли славянский календарь. Археологически восточные славяне до монгол занимались больше промыслами. Календарь был не сильно важен

Василиса: Yuri Guguev Видимо, речь должна идти о шумерских и индоевропейских календарных параллелях. Vladimir Emelianov Там несколько слоев. Индоевропейские, семитские, греко-христианские, славяно-христианские.

Василиса: Олег Гуцуляк написал: Христианский календарь воспринимался новообращёнными славянами именно как возвращение более древних и изначальных «райских» времен своей собственной священной традиции. Календарь греческой церкви целиком вкладывался в циклы хозяйствования славян, и, возможно, что главной причиной призвания иноземных, «неавтохтонных» молельников (греков) и охранителей (варягов), по мнению В. Скуративского, было то, что трудовое ядро общности желало в условиях антагонизма между представителями языческого жреческого (волхвы) и военного (бояре) сословий сохранить стабильность, спокойные условия для пастушества и земледелия [Скуратовський В.Л. Київ крізь віки // Філософська і соціологічна думка. – Київ, 1991. – №4. – С.78-79]. Возможно, что с приходом варягов славяне «воссоздали», «нашли», «вспомнили» когда-то забытую теогоническую систему индоевразийской филы ностратического единства. Как считает исследовательница И. Вовк, «солнечная» религия праукраинцев [см.: Петров В.П. Міфологема “сонця” в українських народних віруваннях та візантійсько – гелліністичний культурний цикл // Етнографічний вісник. – 1927. – Кн. 4. – С. 88 – 119; Срезневський И.И. Об обожении солнца у древних славян // Журнал Министерства народного просвещения. – 1846. – Ч. 51, Отд. 11. – С. 36 – 60; Онацький Є. Культ і символіка сонця у віруваннях українського народу // Записки НТШ. – Париж-Нью-Йорк-Мюнхен-Торонто-Сідней: НТШ, 1962. – Т. CLXIX (169). Збірник на пошану Зенона Кузелі: Праці філологічної та історично-філософічної секцій / За ред. В. Янева. – С. 171-195] — это поздняя стадия язычества, пришедшая на смену религии «лунной» (и Мирового Древа), или «лунно-зодиакальной» [Вовк І. Функціональна структура язичницького пантеону (На матеріалах української етноміфології) // Історія релігій в Україні: Тези повідомлень Міжнародного У Круглого столу (Львів, 3-5 травня 1995 р.). – К. – Львів: ІУА – ЛВ, 1995. – Т.1. – С. 79-82], более соответствующей ритуально-бытовому и хозяйственно-аграрному циклу наших предков.

Олег Гуцуляк: Основные ассирийские молитвы Ки Обретение богатства, помощи сильных мира сего, удачи и славы Да будет имя твое свято, Сестра и подпруга великого Ана, Спящая ныне в пещерах! Стоя на серых берегах времени, Пою колыбельную песнь тебе, Спящая богиня с землистым лицом, Богиня Ки! Песнь для богини Ки летит по прозрачному воздуху! Песнь для богини Ки дробит серые камни, желтую глину! Песнь для богини Ки проникает в полусумрак пещеры! Я сын (дочь) праматери, Я и Ки видим общие сны! Избранник мой (имярек)! - я и Ки видим общие сны! Враги склонились предо мной (имярек)! - я и Ки видим общие сны! Полы из лазурита, сияние изумрудов на стенах! Я и Ки видим общие сны! Несметные богатства во дворцах! - я и Ки видим общие сны! Я сын (дочь) праматери, Да обрету я (имярек) частицу твоих снов в своей жизни! И вынесу наследство из пещеры великой Ки! Пройду с ним сквозь серые камни и желтую глину! Да обретет оно вес в воздухе, Когда прервется песнь для богини Ки! Слава тебе о великая богиня праматерь! Слава тебе супружница Ана, Ки! *************************** Молитва Нисабе Помогает узнать или сотворить себе будущее К тебе обращаюсь богиня Нисаба, Стоящая у Источника жизни! Ты знаешь приливы и отливы Реки Жизни. К тебе обращаюсь, далекая дочь Ана, Скрутившая нить света от ближних планет, Которой боги соткали людские души. Ты записала это событие в Книгу Судеб! Раскрой же мне свою Книгу, Пускай я прочту начертанные в ней письмена! Буквы в этой Книге дни, строчки месяцы, листы годы. Ты знаешь число отведенных нам дней, Нисаба небесная, счета хранительница! Открой букву в Книге, и получу я удачу в завтрашнем дне! Открой строчку в Книге, и обрету я успех в деле долгом! Открой в Книге страницу, и получу я возлюбленного! Открой свою Книгу, и поклонятся мне враги, И да минуют меня печали! Дарительница памяти - Ты, и пища в подземном мире Ты! Хвала тебе богиня Нисаба! ***************************** Нанне Нанне (Наведение морока, порчи, манипулирование человеком) Сверкающая драгоценность ночи, Первенец, рожденный в подземном мире Нинлиль. Шамаш удалился на покой в чертоги Энлиля, Настала твоя власть в небесах Нанна, зовущийся также Син! Небесные арфы играют в твою честь, И совы ночные приветствуют Подвластной тебе Луны появление! Нанна, чарующий души, пусть твой серебряный свет Привлечет на свободу тени живущих, Страсти всех спящих он в танце закружит, Страсти царей и их челяди, жен или дев, не познавших мужей. Нет тебе равных владыка ночей в колдовстве. Пляска теней пусть восславит прекрасного Нанну! Я заклинаю сей танец Луны прославленьем! Музыкой звонкой вплетется в него моя тайна, Образом легким наполнит она вожделенья! Нанна владыка судьбы, ты прими мою просьбу, Син благодушный желанье мое да исполни! Пусть моя просьба наполнит людские решенья, Пусть моя тайна реальностью станет волшебной! ********************* Нергалу Месть, причинение болезни, создание экстремальной ситуации врагу Жаждет сердце затеять битву, Клич боевой содрогает землю. Я призываю владыку кровавой планеты! Я призываю Нергала, зову его Эррой! Искры летят от копыт у небесного тура, Рык неземной наполняет страну исступленьем. Львом обратившись приходит ко мне страшный Эрра. Если не видит врагов он, сразит и меня в одночасье! Бойся же тот, кто возомнил меня трупом, Призракам мрачных руин меня отдал. Ныне вернулась мне сила воителя мира, Семеро Аном рожденных Сибитти меня обступили. Вид их свиреп и оружье поднято Образ врага поражают они в исступлении, Будешь ты (имярек) выть, сталью Эрры повержен, Пятна покроют твое изможденное тело. Нет на Нергала управы в земле и на небе. **************** Нингишзиде Учение писаниям Тьмы и законам мироздания К тебе взываю я Змей из бездны, К тебе взываю я Нингишзида, рогатый Змей из пучины! К тебе взываю, пернатый Змей подземного мира! Нингишзида, открой свои врата для меня! Ты дух преисподней и страж ворот, вспомни, Чтобы я мог увидеть тебя! Вспомни отца нашего и повелителя магии Энки! Открой, иначе я наброшусь на врата! Открой, иначе я разберу их на бревна! Открой, иначе я опрокину стены! Открой, иначе я покорю их силой! Открой, иначе усопшим я дам власть над живыми, И мертвые превысят числом живых! Открой и прими мои приношения! Владыка равновесия мира и заклинаний тьмы, Нингишзида дай мне познать тайное искусство твое! Да будет воскурен фимиам во славу твою! ********************* Нинибу Решение спорных вопросов, наказание врагов, противостояние белому и черному колдовству Блуждающий дух странников явись к нам! Дух мрачной планеты Сатурн, Ниниб, я заклинаю тебя вспомнить! Как желтеют и опадают осенние листья - Только ты определяешь их срок! Как змея встречается с мангустой - Только ты определяешь исход их поединка! Как добыча попадает в капкан - Только ты определяешь ее участь! Властелин темных путей, вспомни! Моя (имярек) жизнь долга и долог путь, Свидетельство тому - таблицы судеб В руках у бога Нинурты! Владыка, так определи победителя! Пускай нечестивцу вернется его колдовство, Содеянное на воске или без воска, Пускай нечестивцу вернется его колдовство, Содеянное с веревкой или без веревки, Пускай нечестивцу вернется его колдовство, Содеянное с кровью или без крови! Ниниб, все тайны ведомы тебе, Ибо ты покоритель незаконных чар! Когда Ниниб - владыка смерти и умирания, Отправит моего врага по дороге мертвых, Возрадуются друзья и возликуют возлюбленные! Когда придут за врагом похитители образа, Лишь бедность и одиночество будут оплакивать его! Когда придут к врагу законы подземного мира, Истощится над ним воля небес! Да будет так во имя завета темных и светлых богов! Да будет так во имя хранителя сего завета Ниниба! *************************** Нинлиль Зачатие и рождение достойного наследника, преодоление чужой ненависти и гнева Нинлиль, соблазненная мужем, Богиня верности, следующая за свои мужем! Рождение Нанны в твоей власти, Рождение потомков Нанны в твоей власти, Рождение небесных и подземных богов в твоей власти! Пусть напитают тебя и твое потомство Воды Реки Жизни! Пусть напитают тебя и твое потомство Жертвоприношения от людей! Воскурены ароматы в честь Нинлиль, Принесены жертвы во славу Нинлиль! Богиня к нам свой лик повернула! Успокоение Энлиля, Она остановила секущие струи воздушных потоков! Рождаются дети, поля плодоносят, Она остановила струи воздушных потоков! Успокоение Энлиля, Свершаются браки и отступила смерть! Богиня, дай нам принять и почувствовать Происходящее с нами, не потеряв свою сокровенную суть! Благословенна ты Ануннаками, великая богиня Нинлиль! ******************* Нинназу Нинназу (Здоровье, молодость, красота) Мудрец и одинокий странник, Идущий по полям скорби! К тебе обращаюсь Ниназу, Верный спутник Нергала! Больному ты говоришь встань, и он встает, Одержимому ты говоришь очистись, и он очищается, Умершему ты говоришь дыши, и он дышит! Владыка бессмертия, Коснись волшебным светильником и меня (имярек), Чтобы обновилось мое дыхание! Пусть воспылает во мне свет, Когда омоют покинувшую меня тень Подземные воды Реки Жизни! Очистится там душа под струями водопадов, И возрожденной, вновь вернется ко мне! То возрождение детское дыхание жизни! То возрождение юношеская любовь! То возрождение преуспевание чистых! То возрождение ? мудрость невинных! Да отсечет меч Ниназу постигшие меня неудачи! Даруя будущее (имярек), переплетутся вместе светильник и тень! ********************* Нинтинугге Нинтинугге (Исцеление от болезни, пробуждение внутренних сил организма и омоложение такового) Сила подземного мира, Нинтинугга - целительница! Больных ты возвращаешь в жизни, Отчаявшимся ты даруешь существование! Не сможет без тебя жить ни один человек, Ибо ты его кровь и плоть! Богиня, я заклинаю тебя священным числом восемь, Пусть пробудятся силы твои! Богиня, я заклинаю тебя священным именем Кингу, Пусть пробудятся силы твои! Богиня, я заклинаю тебя источниками земли, Пусть пробудятся силы твои! Вольются они в мое утомленное тело! Потоком, вольются они в мою бурлящую кровь! Вольются они, и обогатят (имярек)! Твой луч придает свежесть телу, Твой луч придает юность облику, Твой луч придает пищу уму! Воспряну я (имярек) радостный, Воспряну помолодевший! И выйду я тогда из ворот твоего царства, И обращусь в мир! Хвала тебе Нинтинугга! ******************** Нинурте Дает силы для потенции, борьбы с врагами и соблазнения женщин О южный ветер дальних земель! Сын благородный бога Энлиля, Чье да означает да, а нет нет?! Взгляд твой взгляд жизни, а деяния деяния жизни! Ты собрал воды, разлитые по Куру, Чтобы поля обильно заколосились, А виноградники и сады наполнились плодами. Ты бог плодородия, вселивший в людей душу богов! К тебе обращаюсь Нинурта, Чтобы ты даровал мне свою щедрость! И да овеет меня дыхание южного ветра, Да напитают реки и взрастит земля событие, Наступление которое я представляю! О победитель Асага, к тебе обращаюсь Нинурта! Пусть медленно вызревают семена будущего, Но оружие твое, что расчищает для него почву, Разит мгновенно. Пусть будут прокляты мешающие будущему Черные камни Асага! Да поразит их образ твое золотое оружие! Нинурта, нет равных тебе ни воинов, ни садовников! ****************************** Ночным богам Посвящение, почитание ночных богов и символический пакт с ними Уснули князья, челядь спит, день завершен; Утихла суета людская, задвинуты засовы и заперты двери, Боги мира, богини небес, Шамаш, Нанна, Адад и Инанна, - Ушли почивать в небесах; И не вершат больше суда, не разрешают сомнений, Затихли чертоги, укроет нас ночь Защитник правых, отец бездомных, Шамаш ушел на покой. Великие боги ночные, Пламенный Гибил, могучий Эрра, Нингишзида, Эрешкигаль и Кингу! Во время восхода Лука и Ярма, Сириуса и Дракона, Колесницы, Козы, Овена и Змея придите И примите мою жертву!

Олег Гуцуляк: Аккадский гимн Инанне; датируется 2334-2218 гг. до н.э. О Ты, дарующая изобилие! О Царица Богов, что правит миром небесным и земным! О Госпожа, что посылает удачу и благо! О Богиня, чье имя - Слава! О Величайшая, что дала жизнь всему сущему! О Богиня, нет сил, неподвластных Тебе. По слову и желанию Твоему начинается новая жизнь и трон обретает царя. О Богиня, что даровала нам законы, дабы справедлив был наш мир. О Богиня, что открыла нам науку и знания, дабы облегчить жизнь нашу. О Богиня, что научила нас возделывать поля и собирать урожай. О Богиня, что сотворила Небо и Землю, ветры и облака, и Солнце, что не угаснет вовек. Все народы, что населяют наш бескрайний мир, славят великое имя Твое в своих странах и на своем языке. О Богиня, в Сирии имя Твое - Астарта, Артемида и Нанаэа. Ликийцы называют Тебя Матерью всех Богов. В Греции Ты - Гера, восседающая на небесном троне, и Афродита, и благосердечная Гестия, и Рея, и Деметра. О Богиня, я буду славть имя Твое и царство Твое до последнего дня своего. О Предвечная и Милосердная, чьи имена неисчислимы! О Всемогущая! О Богиня, все мы смертны, и жизни свои мы проводим в оковах страданий, что не дают нам спать в ночи и радоваться свету дня. О Богиня, горя и лишений полон наш мир, и нет часа, в который за людьми не приходила бы смерть. Но тот, кто молится Тебе, о Богиня, да найдет спасение и исцеление милостью Твоей! Услышь молитвы мои, о Всемогущая, и внемли им, и одари меня благостью своей, и сохрани меня от всякого зла, и не оставь меня на пути моем.



полная версия страницы