Форум » РЕЛИГИЯ-МИФОЛОГИЯ-КУЛЬТУРА » Имяславие » Ответить

Имяславие

+Димитрий ИПХ: Разъяснение епископа Григория Петроградского и Гдовского относительно варлаамитской ереси епископа Фотия Марафонского На официальном сайте ИПЦ Греции (Синод Архиепископа Каллиника) в США 28 ноября была размещена статья "Ересь имябожничества" за подписью епископа Фотия Марафонского, а 1 декабря статья "Имябожническая ересь" о. Панайотиса Карраса. Исходя из этих публикаций, приходится заключить, что епископ Марафонский Фотий, присоединившись к решению российского Синода от 1913 года, исповедал варлаамитскую ересь и отрицает учение св. Григория Паламы о том, что энергия Божия есть Сам Бог. Как известно, в Послании Синода Российской Церкви от 1913 года, которым имяславие было официально осуждено, не только ложно утверждалось, что св. Григорий Палама "нигде не называет энергии "Богом", а учит называть их "Божеством" (не Феос, а Феотис)" (цитата из послания дословная), но было также заявлено, что энергию Божию можно называть "только божеством, а не Богом, тем более не "Богом Самим", что является варлаамитской ересью и прямым отрицанием учения св. Григория Паламы, который писал: "Каждая божественная сила и каждая энергия есть Сам Бог (theos)" (Послание к Иоанну Гавре). Кроме того, в Послании российского Синода отрицалось мнение имяславцев, что иконы святы потому, что на них начертывается имя Божие, — этим мнением, по утверждению Послания, "изобличается неправда нового догмата", т.е. имяславия. Таким образом, составители Послания вместе с присоединившимся к ним епископом Фотием впали еще и в ересь иконоборчества, пойдя прямо против утверждений Отцов Седьмого Вселенского Собора о том, что икона освящается не какой-либо специальной молитвой, а именно начертанием имени Божия. Седьмой Вселенский Собор постановил: "Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы; потому что они по самому имени своему полны святости и благодати. ...Таким образом и самый образ животворящего креста, хотя на освящение его и не полагается особой молитвы, считается нами достойным почитания и служит достаточным для нас средством к получению освящения. ...То же самое и относительно иконы;обозначая ее известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение" (Деяние 6-е. Опровержение коварно составленного толпою христиано-обвинителей и лжеименного определения. Том 4-й). Епископ Фотий, как следует из его послания, считает ересью утверждение имяславцев, что в начертанном имени Божием присутствует божественная благодать. А именно, он приводит в качестве ложного, по его мнению, утверждения имяславцев "Благодать Божия присутствует в звуках и буквах имени Божия". В таком случае, надо спросить его: каким образом именем, в котором не присутствует Бог — поскольку благодать Божия и есть Его энергия, то есть Он Сам, — можно освятить что бы то ни было? И если, по мнению епископа Фотия, в имени Божием не присутствует благодать, каким образом Священное Писание и святые отцы постоянно учили о святости, силе и действенности имени Божия, в том числе, в церковных таинствах и при молитве? Позволительно усомниться в том, что епископ Фотий имеет верное представление об учении имяславцев, о котором он с самого начала отзывается как о распространенном "главным образом среди православных славян". Действительно, от славян может ли что доброе быти? Иеросхимонах Антоний Булатович всегда отрицал обвинения в том, что имяславцы обожествляют материальные буквы или звуки божественных имен, но приравнивал эту материальную оболочку имени к иконе ради почивающей в имени Божием божественной энергии. Об иконах же св. Феодор Студит писал следующее: "в ней обитает божественная благодать, что приступающим к ней с верою она сообщает освящение" (Письмо Платону, своему духовному отцу, о почитании икон), — из чего следует, что в иконе всегда присутствует благодать, но действует она лишь при наличии веры у молящегося. Таким образом, лживо и несостоятельно утверждение епископа Фотия, будто учение о присутствии Божием в звуках и начертаниях имен Божиих ставит Бога в зависимость от человека. Если бы епископ Фотий был прав, то и присутствие божественной благодати в иконах также ставило бы Бога в зависимость от людей. Или, может быть, епископ Фотий для того и почитает иконы, что думает получить через них магическую власть над Богом? В послании епископа Фотия содержатся также клеветнические измышления относительно праведного схимонаха Илариона и его душеполезной книги "На горах Кавказа". То самое издание этой книги, на которое обрушились имяборцы, вышло на деньги, пожертвованные святой преподобномученицей Елисаветой, действовавшей по совету своего духовного отца, старца Германа, основателя и игумена Зосимовой пустыни. До конца своей жизни святая Елисавета, которой посвящен и наш соборный храм, не переставала помогать защитникам имени Божия. Также епископ Фотий лживо представляет святого Царя-мученика Николая сторонником имяборцев. В действительности Царь-мученик, посоветовавшись со св. Елисаветой и другими духовными людьми, заставил русский Синод отменить все вынесенные против имяславцев прещения, так что до самого 1918 года имяславцы имели беспрепятственное общение с остальной Российской Церковью. Сохранились документы сторонников имяборчества на Поместном Соборе 1917-1918 годов, в которых они радуются свержению монархии как возможности снова вернуть Российскую церковь к синодальному Посланию 1913 года. Милостью Божией, несмотря на все козни имяборцев, в 1921 году имяславцы полностью примирились со св. патриархом Тихоном. Тогдашний глава имяславцев в Москве игумен Давид сослужил с патриархом Тихоном и, в то же время, продолжал учить имяславию при храмах Москвы. Поместный Собор Российской Церкви в 1917 году отнес к собственной соборной компетенции разрешение спора по существу, однако не успел вынести никакого решения, так как его работа была насильственно прервана. Поэтому, как это было постановлено в 1917 году, возникший внутри Российской Церкви спор в свое время, если будет на то воля Божия, должен быть разобран на Поместном соборе. Нельзя из соображений сиюминутных церковных интриг вмешиваться в чужие богословские споры, в содержании которых ты ничего не понимаешь. Епископ Григорий Петроградский и Гдовский 21/4 декабря 2011 года Введение во храм Пресвятой Богородицы Перевод с английского "Портала-Credo.ru"

Ответов - 1

+Димитрий ИПХ: Добавлю, что Освященный Собор Русской Катакомбной Церкви Истинных Православных Христиан отверг осуждение Имяславия. Поэтому братие и сестры знайте, что в момент молитвы, когда Вы произносите Имя Божие - свершается БОГОЯВЛЕНИЕ. “КОЧУЮЩИЙ” СОБОР 1928 г. о Имяславцах “10) В молитве Исусовой призывается имя Божие, и имя Исус есть имя Христа-Спасителя – земное и небесное. Имя Божие есть Бог, но Сам Бог не есть имя. Кто не мыслит так: Анафема”. Сие правило чисто догматическое и оно отсекает, как имяборческие заблуждения (принятые под давлением еп. Никона Рождественского и архиеп. Антония Храповицкого Святейшим Синодом), так и имябожнические, выразителем коих являлся иеромонах Антоний (Булатович). Догматические формулировки, предложенные Синодом и Булатовичем были настолько смутными, насколько противоположными. Однако, многие понимали, что заблуждается и та, и другая стороны. Несомнено, принятое догматическое правило было сформулировано гораздо ранее 1928 г. Его автором являлся сам еп. Марк (Новоселов). Интересно, что выше означенный вопрос волновал умы еще в средневековой Византии. Вот, например, “анафематизм неправомудрствующим и учащим о имени Божием, сиречь имяборцем, составлен бысть в лето 1351 от Р.Х. по Определению Свящ. Собора иже в Константине граде: Всем иже мудрствуют и глаголют яко имя Божие знаменует токмо существо Божественное, и не исповедуют Богодухновеннаго церковнагоучения Святых, яко имя Божие назнаменует равне и Божественныя действия, и всем их нечестивым словесам и писаниям: Анафема”. “11) Всех имяславцев, прежде неправедно отторгнутых от Св.Церкви, принимать с честию, как исповедников веры”. На Всероссийском Поместном Соборе 1917-1918 гг. был образован Подотдел по вопросу о имени Божием (под председательством архиеп. Феофана Быстрова). Однако, его деятельность, повидимому, не состоялась. Также сами имяславцы разделились на две неравные группы: первая постоянно пыталась разъяснить свои воззрения и воссоединиться с Церковью; вторая же, возглавляемая старцем Севастианом, превратилась в специфическую секту “севастьяновцев”, строго державшуюся формулы Булатовича. В богослужебно-обрядовом отношении они ничем от православных не отличались. Все же хорошо известны прямые связи с имяславцами почти всех “даниловцев”, самого М. А. Новоселова, а также отчасти архиеп. Андрея Уфимского, коий, будучи еще еп. Сухумским, укрыл и дал места поселений ссылаемым имяславцам у себя в Абхазии. Как с иоаннитами, так и с имяславцами, у участников Собора не было единого мнения. Имеются два отрывка из стенограмм заседаний по сему вопросу, помогающие понять нам обстановку тех дней: “Еп. Марк – Я предлагаю дать полное общение так называемым “имяславцам”, которых Синод неправедно отторгнул от Церкви. Еп. Иов – Все Уфимские Архиереи – за. Еп. Петр – Ты, Иов, за всех не говори! Я никогда не соглашусь. Они – бунтовщики и крамольники. Я весь афонский бунт хорошо помню. Учение выдумали новое, что Бог есть Его Имя. А вот Св. Иоанн Златоуст говорит, что “имя Божие не есть Сам Бог”. Еп. Марк – Владыка, мы хорошо знаем учение об имени Божием. А то, что Бог есть только Его имя – это учение Антония Булатовича. Еп. Петр – Я богохульного учения слышать не могу. Еп. Марк – Никто из присутствующих не может слушать никакого богохульства. А православное учение о имени Божием защищалось еще в древности на Поместном Константинопольском Соборе в XIV веке. Мы только уточняем. Еп. Петр – Я не понимаю того, что вы написали мне тут. Ничего этого признать не могу и еретиков-имяславцев в общение не приму. Еп. Алексий – Владыка Димитрий принимает их. Еп. Петр – Это его дело. Я – не приму. Еп. Алексий – И Владыка Иосиф тоже. Еп. Петр – Не уговаривайте. Митр. Агафангел советовал воздерживаться от них. Еп. Марк – Да Агафангел по 10 раз меняет решения! Еп. Петр – Мое слово последнее. Никогда их не приму”. <. . . > “Еп. Марк – Все понятно. Мы имяславцев, конечно, в общение принимаем. О. Викторин – Кто их кандидаты? Еп. Марк – Есть 20 человек, способных к священству. Еп. Варлаам – Я говорил с ними. Очень надежные люди. О. Пантелеймон – Вы меня знаете. Все наши просят у Собора поставить нам епископа. О. Викторин – Кого? О. Пантелеймон – Мисаила. Еп. Марк – Я знаю его. Он достоин. О. Викторин – Пусть приедет сюда. От Владыки Димитрия полномочия имеются”. Судя по расшифровке, вышеуказанный еп. Петр – схиеп. Петр (Ладыгин). Настроения против имяславцев у схиеп. Петра (Ладыгина) вполне понятны, т. к. он еще в 1914 г. являлся одним из исполнителей разгрома имяславчества и сам был афонитом. Из лиц, указанных в стенограмме, очевидно, что еп. Алексий – еп. Воронежский Алексий (Буй), еп. Варлаам – еп. Майкопский Варлаам (Лазаренко), а о. Пантелеймон – известнейший вождь имяславцев, старец, схимник Пантелеймон (Григорович). Схиеп. Петр (Ладыгин) так ине подписал сей канон, о чем сохранилась особая пометка . Интерес также представляет его ссылка на мнение митр. Агафангела (Преображенского). Таким образом, выходит, что он неоднократно обсуждал с тем разнообразные вопросы. Конечно, решение о принятии имяславцев педалировалось, в основном, “даниловцами”, преимущественно, через еп. Марка (Новоселова), обладавшего непререкаемым авторитетом у еп. Димитрия Гдовского, что, впрочем, вызывало большое недовольство у местного клира последнего. Имяславцев в Петрограде имелось мало (там более волновали иоанниты), но, принимая их, все не очень стойкие элементы отлично понимали, что теперь жестокий конфликт с советской властью обеспечен, так как имяславцы являлись, повидимому, самыми оголтелыми неприятелями новой жизни. То, что их принимали не как иоаннитов, а “с честию”, настолько возвышало их над всеми, что полемизировать многим не представлялось возможным. Вышеуказанный кандидат на епископство – Мисаил указан в списке тайных ставленников: его хиротония в еп. Лабинского обозначенапод 1928 г. в Петрограде.



полная версия страницы