Форум » РЕЛИГИЯ-МИФОЛОГИЯ-КУЛЬТУРА » "Повесть о Йойште Фрияне" » Ответить

"Повесть о Йойште Фрияне"

goutsoullac: "Повесть о Йойште Фрияне" Да будет благословенна с Божьей помощью эта книга о Йойште Фрияне. Рассказывают, когда колдун Ахт пошел с 7-мириадной1 армией против царства, жители которого умеют разгадывать загадки, он злобно прорычал: "Я растопчу слонами Царство разгадывателей загадок!" И когда он пришел туда, то потребовал призвать людей, которым еще не исполнилось пятнадцати лет2. И задал он им загадки. Каждого, кто не мог их разрешить, он хватал и убивал. 1 Гиперболическое изображение армии колдуна Ахта. Среднеперсидское слово бэвар обозначает "10 тысяч", "мириаду", "огромное множество" (см.: Emmerick R. 1992. P. 176, 315≈316). 2 В пятнадцать лет юные зороастрийцы считаются совершеннолетними. В это же время обычно совершается обряд посвящения в члены общины. Жил тогда в Царстве разгадывателей загадок один человек по имени Мараспанд3. И сказал он колдуну Ахту: "Не растаптывай слонами Царство разгадывателей загадок и не убивай этих невинных людей, ибо в этом Царстве разгадывателей загадок есть человек по имени Йойшт Фриян, возраст которого не старше пятнадцати лет. Он ответит тебе на каждый вопрос, который ты ему задашь". И тогда колдун Ахт направил Йойшту Фрияну послание: "Явись к моему двору, чтобы я задал тебе 33 загадки4. Если ты не дашь ответа, или же скажешь: "Я ответа не ведаю", ≈ то я убью тебя в тот же миг". 3 Имя зороастрийского божества и мудреца, старейшины иранцев, в переводе с авестийского Мантра-Спэнта "святое слово, изречение" или "обладающий святым словом, изречением". В эпоху правления сасанидских царей имя это стало известным благодаря деятельности верховного жреца и министра царя Шапура II (309≈379) по имени Адурбад сын Мараспанда, который прославился тем, что произвел одну из редакций текста Авесты ≈ священной книги зороастризма, и, как гласит предание, доказал чистоту веры, пройдя через тяжелое испытание: раскаленная медь была пролита на его грудь и стекла с его тела, как молоко, не причинив ему никакого вреда. 4 Число 33 наряду с числом 3 являются сакральными и магическими числами древних иранцев. В Авесте в Яште 5 говорится о 99 загадках, которые Ахт задал Йойшту Фрияну. Число 9 (3+3+3) является гиперболическим выражением индоевропейского сакрального числа 3 в Авесте и других зороастрийских сочинениях. Так, например, в Яште 13 говорится о 99999 фравашах ≈ духах усопших верующих зороастрийцев. В 22-ой главе Видэвдата ("Закона против дэвов") верховный бог Ахура-Мазда (Ормазд) заявляет о том, что его противник Ангра-Маинйо (Ахреман) направил на него 99999 недугов. В среднеперсидском сочинении "Аййадгар-и Зареран"("Памятная книга о Зарере") вороной конь Зарера ржет 999 раз. Число 3 в зороастризме также символизирует три этические заповеди пророка Заратуштры ≈ благую мысль, благое слово и благое деяние, которые являются результатами мышления, речи и действия (см., например, сочинение "Разгадка [правил игры] в шахматы и изобретение [игры] в нарды", 25). Позднее получило развитие учение о трех эрах и трех спасителях. Символика числа 3 у древних иранцев восходит к древнеиндоевропейскому представлению о троичности мира, согласно которому "Мировое дерево" делится на три части ≈ мир верхний, мир средний и мир нижний. Йойшт Фриян пришел ко двору колдуна Ахта, но он не вошел туда, потому что под ложем5 колдуна Ахта были человеческие останки. И послал он колдуну Ахту письмо: "Под твоим ложем лежат человеческие останки. Если я войду, то со мною на то место, где находятся человеческие останки, вступят Бессмертные Святые6. Как только я туда войду, Бессмертные Святые лишат меня своей защиты, и тогда я не смогу разгадать загадки, которые ты мне задашь". И приказал тогда колдун Ахт прежние ложе и постель собрать, принести и постелить новое ложе. Пригласил он Йойшта Фрияна и сказал: "Иди, сядь на это ложе и подушку, и загадки, которые я тебе задам правильно, реши". Йойшт Фриян сказал: "Злодей и грешный тиран! Не сяду я на эту подушку, ибо в этой подушке человеческие останки. Бессмертные Святые Бога со мною, они моя защита. Если только я сяду на эту подушку, то мои духовные покровители лишат меня своей защиты, и вопросы, которые ты мне задашь, будет мне решить не под силу". И приказал колдун Ахт убрать ту подушку и принести новую. Йойшт Фриян сел на новую подушку. 5 В тексте среднеперсидское вистарг/вистараг" означает буквально "покрывало, подстилка, постель", ср. совр. перс. бастар ≈ "постель". 6По зороастрийскому вероучению верховный бог Ормазд (авест. Ахура-Мазда) создал себе шесть помощников ≈ амахраспандов (букв. "Бессмертных Святых"), имена которых следующие: Вахман (авест. Воху-Мана ≈ Благая Мысль), Ардавахишт (авест. Аша-Вахишта ≈ Лучшая Истина), Спандармад (авест. Спэнта-Армайти ≈ Святое Благочестие), Шахривар (авест. Хшатра-Варья ≈ Власть Избранная), Хордад (авест. Хаурватат ≈ Целостность) и Амордад (авест. Амэрэтат ≈ Бессмертие). Вместе с верховным богом Ормаздом они составляют семерку Бессмертных Святых ≈ архангелов и ангелов хранителей всех семи благих творений, Ормазд покровительствует человеку, Вахман ≈ скоту, Ардавахишт ≈ огню, Спандармад ≈ земле, Шахривар ≈ небу, Хордад ≈ воде и Амордад ≈ растениям (см. также: М. Бойс. 1994. С. 33≈36). I (1) Первая загадка колдуна Ахта Йойште Фрияну была такая: "Какой рай лучше ≈ земной или небесный?" Йойшт Фриян молвил: "Пусть жизнь твоя будет в нужде, а по смерти да попадешь ты в ад7, злодей и грешный тиран! ≈ ибо земной рай лучше небесного. Тому свидетельство, что каждому [человеку], который не совершает в земном бытии благочестивых деяний, [в небесном бытии] они на помощь не придут8. Второе свидетельство таково: если ты в земном бытии совершаешь что-то недоброе, то из-за этого ты также не попадаешь в лучший рай"9. 7 Зороастрийский ад состоит из трех сфер и эпицентра: 1. Сфера зломыслия, 2. Сфера злословия, 3. Сфера злодеяния, 4. Эпицентр ада ≈ "темный", "ужасный", "вонючий" и "глубокий" ад, страна Злого Духа ≈ Ангра-Маинйо, дэвов и демонов (см.: Gignoux Ph. 1969. P. 219≈245; Vahman F. 1986). 8 На четвертый день после смерти душа человека попадает в место судилища возле моста Чинвад ("Разделителя"). Судят душу божества Михр, Адур, Рашн и Срош. Рашн взвешивает все благие и плохие деяния человека, совершенные им в течение всей его жизни. От показаний весов зависит его дальнейшее местопербывание ≈ в чистилище, в раю или в аду. Те, у кого благих и плохих деяний поровну, попадают в чистилище. Те же, у кого благих деяний больше, чем плохих, попадают в рай, пройдя через мост Чинвад, который расширяется перед ними в ширину шести копий. А те, у кого больше плохих и злых деяний, попадают в ад, причем мост Чинвад сужается до острия лезвия и они падают с моста в бездну ада. 9 Зороастрийский рай состоит из трех сфер и эпицентра ≈ "светлого рая": 1. Сфера звезд ("уровень благих мыслей"), 2. Сфера луны ("уровень благого слова"), 3. Сфера солнца ("уровень благого деяния"), 4. Эпицентр рая (он же "лучший рай") ≈ "светлый", "утопающий в цветах", "благоуханный", "всеблаженный" рай, страна Ормазды, Бессмертных Святых, Заратуштры и других зороастрийских праведников. Наместник (ср.-перс. дахибед букв. "правитель страны, области") входит в число тех праведников, местопребывание которых вместе с Ормаздом и Бессмертными Святыми в "светлом раю" (см.: Gignoux Ph. 1969. P. 219≈245; Vahman F. 1986). И когда колдун Ахт внял этим словам, он оцепенел. И сказал он так: "Я, колдун Ахт, полон злобы я на тебя, Йойшт Фриян, ибо ты одерживаешь надо мной победу, как самый доблестный человек над доблестным человеком, как самый храбрый конь над храбрым конем и как самый сильный бык над сильным быком, ты ≈ царь подобно небу над землей, ибо я убил этой загадкой 900 магов10, которые столько времени поклонялись божествам, что их тела стали желтыми от многочисленных приемов парахомы11. И еще я убил девять девушек из рода Спитамы12, которые за восхваление [зороастрийской] веры получили от наместников диадемы из золота и жемчугов. Когда я спросил их, они ответили: "Рай небесный лучше". Я сказал: "Если вам такой рай кажется лучшим, то и будет лучше, если вы отправитесь в тот лучший рай". И я их схватил и убил". 10 Одно из сакральных чисел, см. коммент. 4. 11Название священного напитка, который зороастрийцы готовят из обожествленного растения хомы (авест. хаома "то, что выжимают") ≈ эфедра, хвойник, желто-зеленое растение с красными ягодами. Парахома получалась путем смешения буро-коричневого сока растолченных стеблей и побегов эфедры с молоком. Часть божественной литургии ≈ ясны посвящена выжиманию сока эфедры и приготовлению парахомы. Считалось, что парахома или хаома (ср. применение аналогичного растения и напитка сомы у индоариев) наполняет воинов боевым духом, вдохновляет поэтов и жрецов, дает силы, излечивает и дарует бессмертие. Как божество Хаома выступает в облике поэта и жреца. В Хом-яште (Яшт 9) Заратуштра ведет диалог с Хаомой. Первым на земле, кто приготовил хаому был Вивангхвант, отец Йимы. Вторым ≈ Атвия, отец Траэтаоны. Третьим ≈ Срита из рода Сама. Четвертым ≈ Поурушаспа, отец Заратуштры. Благодаря парахоме все они совершили героические поступки и получили достойное и блестящее потомство. В Авесте хаома нарекается эпитетами "желтоглазая" (заири-дойсра), "золотистая" (заири-гаона) и "желтая" (заире) (Яшт 10. 88≈90; Яшт 9. 16, 31). 12 Род, восходящий к Спитаме, из которого происходит пророк Заратуштра. Возможно, имеются в виду дочери Заратуштры. В позднем среднеперсидском сочинении жреца Задспрама (IX в.), именуемом "Избранные писания Задспрама сына Джуван-джама", говорится о том, что Ахт убил двух из трех дочерей Заратуштры ≈ Френу и Сриту. Младшая дочь пророка, Поуручиста, возможно, также погибла от руки Ахта, но об этом нет свидетельств. В это число могли также входить три жены Заратуштры ≈ Хвови, Урвиг и Арниг-бареда, которые, возможно, погибли к этому времен

Ответов - 0



полная версия страницы