Форум » ФИЛОСОФИЯ-ПСИХОЛОГИЯ-ПЕДАГОГИКА » МОДЕРН, НОВОЕ ВРЕМЯ » Ответить

МОДЕРН, НОВОЕ ВРЕМЯ

Василиса: "... понятие кризиса Райнхарда Козеллека фундаментально для концептуализации процесса, при котором размышления о кризисе общества в историческом измерении приводят к разработке новых форм восприятия общественных процессов. Работа Козеллека позволяет прояснить связь между переживанием и историческим анализом, поэтому предлагаю рассмотреть его подход подробнее. В историософской книге Козеллека «Прошедшее будущее» (1979) обыгры-вается, по сути, биографическая траектория немецкого солдата, который на своем опыте военнопленного испытал пример «переломного» переживания, которое потом применительно к историческому процессу в целом) стало основой понимания "седлового времени" (Sattelzeit). Козеллек называет период с 1750 года по 1855-й таким переломным периодом, в котором старое и новое время в истории человечества встречаются как бы на одной временной координате. Одновременно с ускорением времени и промышленной революцией происходит, согласно Козеллеку, переосмысление человечеством «ключевых понятий* тогдашнего общественного строя. В последующей работе Козеллек в сотрудничестве с коллегами-историками возглавил многолетний проект изучения истории базовых понятий, основанного на исследовании словарей понятий разных исторических эпох. Центральным термином этого «гиперсловаря» оказывается «революция»: как выявили историки, это понятие, обозначавшее в раннее Новое время «поворот» событий, в Новое время обретает значение кризисного «переворота». Смена семантического значения маркирует — и делает возможными (окончательной интерпретации проект не навязывает) — новые формы политических действий. Погружение в исторический процесс для немецких историков поколения Козеллека, основные идеи которых сложились в 1960-е и 1970-е годы, оказывается одновременно психоаналитическим погружением в собственное прошлое и тему вины, и путем «эксцентричного» рассмотрения себя через эмансипацию от собственной истории. У Козеллека развитие общества исследуется с помощью анализа словарей и других признанных авторитетными — но часто анонимных — источников определения «ключевых понятий». В проекте по русской истории персональности у Хаардта и Плотникова в центре внимания находится философский дискурс — точнее, конкретные авторы, которые обращались к теме «личности» и «персональности». В обоих случаях анализ строится на метапозиции, которая возникает из самого метода наблюдения за наблюдающими. Исходя из подобной модели, для поиска позиции «эксцентрика» я предлагаю обратиться к третьему полю рефлексии о рефлексии об обществе — изобразительному искусству и литературе. Эти области я рассматриваю не как жанры рефлексии, а скорее как формы измерения. И научный текст Козеллека, и роман Джойса могут быть проанализированы с точки зрения их конструкции как художественные произведения" (Дина Гусейнова. Политическая теория от первого лица: от ключевого переживания к "открыванию" общества // Новое литературное обозрение. - 2009. - №100. - С.62)

Ответов - 1

Василиса: Представим себе седло: некоторая ее точка находится ниже всех остальных, расположенных в направлении вдоль лошади, и в то же время выше всех точек, расположенных в поперечном направлении.



полная версия страницы