Форум » ФИЛОСОФИЯ-ПСИХОЛОГИЯ-ПЕДАГОГИКА » ЗАЧЕМ ФИЛОСОФИЯ? » Ответить

ЗАЧЕМ ФИЛОСОФИЯ?

Олег Гуцуляк: [quote] Alexander Kulik написал: Читаю отечественных корифеев относительно задач преподавания философии и всё больше убеждаюсь в том, что в Украине всё ещё считают, что основная задача преподавания философии в вузах - воспитательная. Один профессор пишет о том, что студентов надо обязательно заставлять конспектировать первоисточники. Второй академик пишет о том, что философию нужно преподавать прежде всего в контексте её значения для культуры, то есть знать философию студенты должны в том же смысле, как должны знать Джоконду, Венеру Милосскую, Парфенон и т.д. Третий говорит о важности изучения философии для развития патриотизма. На этом фоне британские и американские авторы, которые пишут о задачах преподавания философии в вузах, выглядят людьми с другой планеты. Они пишут о том, что философию нужно преподавать студентам для того, чтобы развивать у них умение осуществлять рациональное и логически обоснованное мышление, умение применять критическое мышление относительно широкого круга проблем, умение решать для себя сложные мировоззренческие вопросы. Так вот, есть у меня такая мысль: а, может, хватит нам заниматься воспитанием взрослых людей, которые приходят к нам в аудитории? Тем более, что у них это давно не вызывает ничего кроме отторжения. И, может, стоит попытаться всё-таки давать им некие важные навыки? Ведь на Западе же это делают. И у них получается.[/quote] [quote]Ирина Терентьева Постановка проблемы очень правильная. А вот конспекты критическому мышлению, думаю, не помеха...[/quote] [quote]Alexander Kulik Alexander Kulik Смотря что понимать под конспектом. В британских и американских вузах есть похожий тип письменных работ, называется summary paper. Смысл его в том, чтобы студент проанализировал структуру рассуждений автора и изложил её в определённом порядке. Например: тезис автора таков, аргументы автора таковы. Тут нужно опускать все примеры, все красоты речи и все отклонения автора от основной темы рассуждения. У нас же под конспектом часто (хотя, наверно, не во всех случаях) понимается простое переписывание. Эта процедура была объяснима в те времена, когда не было принтеров, а книги были малодоступны. Сейчас же преподаватели объясняют это так: "если перепишет от руки, хоть что-то запомнит". Но ведь ту малость, что он запомнит, он очень скоро забудет, но то чувство, что его заставляли делать дело, смысла в котором он не видит, студент будет помнить долго. И это не на пользу философии[/quote]

Ответов - 1

Олег Гуцуляк: Почему философию считают непрактичной Меня искренне удивляет, когда о философии говорят как о непрактичной и абстрактной дисциплине. Любая практическая деятельность, чего бы она ни касалась, строится на философии как на фундаменте. Чем бы Вы ни занимались в этой жизни, вы так или иначе занимаетесь философией. Потому что нельзя заниматься никакой деятельностью, если Вы не понимаете её смысла, если Вы не умеете мыслить критически и не владеете искусством аргументации, которое позволяет Вам отстаивать свою позицию, и достигать цели. Я имею в виду не только такие сложные виды деятельности, как управление экономикой. Вряд ли найдётся человек, который всерьёз будет утверждать, что заниматься этим можно, не понимая того, что делаешь. Хотя я и осознаю, что пример некоторых современных правительств может в значительной мере подорвать последнее утверждение, но ведь они, как правило, и не решают задачи управления экономикой или создания условий для её развития. Если же действительно заниматься этим (без использования имитаций и симулякров) очевидно, что без понимания и без мышления осуществлять эту деятельность эффективно крайне трудно. Даже создать удобную табуретку без понимания и без мышления, без критического подхода и без влияния весьма абстрактных смысловых построений на практическую работу, нельзя. Поскольку удобная табуретка предполагает как минимум хорошее понимание человеческой анатомии и предвидение основных ситуаций, в которых этот предмет будет использоваться, что задаёт особые требования к конструкции, форме и прочности, которые должны выдерживать критику. А также необходимо понимание, почему люди захотят купить именно эту табуретку, что предполагает понимание логики покупателя и мышление в терминах маркетинга, предпочтений, интересов, соблазнов, достоинств, выгод и ценностей, что быстро превращает нас в философов. Стремление противопоставить философию практической жизни абсурдно в той же степени, как, например, утверждение, что «всё абстрактное является бесполезным». Не будучи философом, невозможно достичь успеха в чём бы то ни было. Не мысля абстрактно, невозможно действовать эффективно, побеждая в обостряющейся конкурентной борьбе. Будучи никому не интересным субъектом с ограниченным и стандартным мышлением, невозможно рассчитывать на какой-либо достойный уровень жизни, на хоть сколько-нибудь высокий статус в каком бы то ни было обществе. Поэтому последовательное уничтожение гуманитарного и, в частности, философского образования на пространстве СНГ — это стратегия, которая ведёт население постсоветских стран к проигрышу в большой глобальной игре. Оставляя читателю строить догадки о теориях заговора, могу сказать, что никто никому и никогда не запрещал заниматься интересными вещами, развивать собственные страны и культуры, конструировать и реализовывать стратегии развития. Никто не запрещал. Просто многие современные правительства наполнены людьми, неспособными мыслить абстрактно, критически и философски, результаты мышления которых не выдерживают элементарной критики, а решения — проверки на эффективность. И в этом главная причина подавляющего большинства всё умножающихся социально-экономических проблем. Чиновники любят спрашивать: «Каков вклад философии в ВВП?». Даже опуская аргумент, что сам термин «ВВП» мог появиться только в результате философского осмысления экономического аспекта реальности, можно смело утверждать, что весь ВВП в своей основе содержит философию. Чем выше ВВП, тем в большей степени персоны, принимающие решения, понимают, что и зачем они делают в этой экономике. И неважно даже как считается ВВП — через производство или через конечное использование. Потенциал развития страны и экономики напрямую зависит от уровня философской и, в частности, мыслительной компетентности управленцев всех уровней. Сказанное означает, что философия — это самая значимая в практическом отношении дисциплина, какую только можно представить в современном мире. Александр Шохов©



полная версия страницы