Форум » ФИЛОСОФИЯ-ПСИХОЛОГИЯ-ПЕДАГОГИКА » Алексей Лосев » Ответить

Алексей Лосев

Амира: Андрей Шуман · Алексей Федорович Лосев как предатель. Довольно интересная тема. Он был арестован вместе с женой как сподвижник "Истинно православной церкви". Всех после ареста сдал. По его показаниям каких-то людей даже расстреляли. Именно по его вине. Весь срок заключения он так и не отбыл, что крайне странно. И после освобождения сразу стал работать профессором и резко поменял свои взгляды. Его называют платоником, но это не верно. Он -- марксистский пост-платоник. Первична материя. Она оформляется в предметной мир по законам диалектики. Это не Платон. Это Энгельс. Фундаментальный труд Лосева "История античной эстетики" -- это пролегомены к марксистко-ленинской диалектике на базе античных текстов. Но здесь интересно другое. Предав христианство и своих собратьев по вере, предав философов серебряноко века, он, тем не менее, схранил некое своеобразие дореволюционной России. Сыграло свою роль прекрасное образование. Но марксистский пост-платонизм продолжения не получил. Остался памятником брежневской эпохе.

Ответов - 6

Амира: Лосевых освободили в 1933 году в связи с завершением строительства канала. Алексей Федорович вышел из лагеря, почти потеряв зрение, но зато с разрешением (сказалась помощь Е.П. Пешковой, жены Горького, главы Политического Красного Креста) вернуться с восстановлением гражданских прав в Москву. Штатного места в высших учебных заведениях для бывшего арестанта не было, и он вынужден был выезжать из Москвы раза два в год для чтения курсов античной литературы в провинцию. 16 октября 1943 года А.Ф. Лосеву без защиты диссертации, по совокупности работ, была присвоена степень доктора филологических наук. С 1944 года, Лосев - профессор Московского государственного педагогического института.

Амира: А.Ф. Лосев - В.В.Бибихину (запись от 19.01.1973 г.): — А русские? Водка и селедка. Русские умеют водку пить. Раньше, когда я был молодой, я распространялся о русской душе, славянофильские идеи у меня были, Москва — третий Рим, “а четвертому не быти”. А потом с течением времени я во всем этом разочаровался... И меняться уже стар... Нации уже нет... Теперь уже международная судьба... — Как римляне? Хуже, хуже, хуже... Римляне оставили вплоть до нас, до 20 века, римское право, институты, дороги, языки, много. А русские не знаю что оставили. — Это была долгая история, я столько уже мучился и столько слез пролил, что теперь не хочется говорить... Это как разведенная жена, остается только горечь и ненависть... Мне даже противно об этом говорить, даже с тобой, хотя ты мне и близок. Все это ерунда, на постном масле. Что сделается, то и сделается, а думать об этом... Потому все инакомыслящие и правомыслящие мне все равно. — А церковь? Моя церковь внутрь ушла. Я свое дело сделал, делайте свое дело, кто помоложе. Я вынес весь сталинизм, с первой секунды и до последней на своих плечах. Каждую лекцию начинал и кончал цитатами о Сталине. Участвовал в кружках, общественником был, агитировал... Все за Марра — и я за Марра... А потом осуждал марризм, а то не останешься профессором. Конечно, с точки зрения мировой истории — что такое профессор, но я думал, что если в концлагерь, то я буду еще меньше иметь... А сейчас — мне все равно. Нация доносчиков, будьте доносчиками или нет — мне все равно. Вынес весь сталинизм, как представитель гуманитарных наук. Это не то что физики или математики, которые цинично поплевывали. — Аверинцев — не знаю... Ничего не знаю и знать не хочу, кто он... Я тоже с этого начинал, что он сейчас говорит и пишет, меня бы за меньшее выгнали. Не хочу ни о ком ничего знать.

Амира: Vladimir Emelianov Какой дар он потерял? И дар, и призвание философа культуры остались с ним до конца. Лосев был человек синтеза, марксизм для него органичен так же, как гегельянство, платонизм, соловьевство, кассирерство и гуссерлианство. В истории русской философии ему досталась роль Прокла. Лосев один из крупнейших философов. Теории стиля, музыка с точки зрения логики, герменевтическая история философских категорий античности, античная философия истории, теория языковых моделей... у него много заслуг.


Амира: Виктор Милитарев Аверинцев мне рассказывал "Мы были очень близки. Встречались почти каждый день. Однажды я в назначенное время пришел к Лосевым. Позвонил, но мне не открыли. Вернулся домой, позвонил по телефону. Услышали мой голос и бросили трубку. Все это было крайне неожиданно. В прошлый раз мы расстались совершенно мирно. С тех пор я их не видел. Что это было, до сих пор не знаю". Basil Lourié Аверинцев пришел точно в ту же социальную нишу -- пасти народы христианством и античностью. у Лосева было только два варианта: в гроб сходя, благословить -- или отлучить.

Амира: Андрей Шуман Лосев, Флоренский и марксистский пост-платонизм. В начале XX в. материализм в разных его формах будоражил умы интеллигенции. И одной из его форм был спиритизм -- убеждение, что все духи, ангелы и демоны являются явлениями природы вроде электричества и все эти явления можно измерять особыми приборами. Спиритизм однозначно есть в работах Флоренского. В его неархимедовой геометрии он предлагает считать ангелов -- геометрическими фигурами, которые измеряются, но только особой, неархимедовой линейкой, т.е. они есть как реальные объекты, поддающиеся точному измерению. Идеи спиритизма он также развивает в концепции икон. Иконы -- это мир с другой геометрией, но мир физический, материальный. Там обратная перспектива и свои сочетания цветов. Флоренский методы спиритизма своих современников оккультистов применяет к божественному. Именно у Флоренского впервые формулируется пост-платонизм, спиритический платонизм, материалистический платонизм. И эти идеи влияют уже на раннего Лосева. Вершина творчества Лосева -- "История античной эстетики", в которой он греков представляет спиритистами. Цитаты Маркса и Ленина не дань моде. Они искренни. Идея Лосева, что греки были, во-первых, стихийными материалистами и, во-вторых, стихийными диалектическими материалистами в смысле Энгельса. И Лосев скурпулезно воссоздает категории и понятия диалектического материализма спиритистов-греков. Там есть много категорий диалектического материализма марксизма-ленинизма, но есть и новые чисто греческие категории в реконструкции Лосева -- судьба, число, миф. Лосев -- марксистский философ, как Георгий Щедровицкий, но только он работал на материале античных текстов. Его главная цель показать, что они -- предшественники марксизма-ленинизма. За это его ценили, любили, давали звания. Его считали марксистским мыслителем партийные боссы. И таковым он был для ведущих ленинистов. Это отразилось и в его лингвистических штудиях, что якобы в ранних языках не различают части речи. Мол имел место чистый материализм. И лишь потом, через диалектику, появляются части речи. По Лосеву, первые люди -- материалисты, а потом они стали диалектическими материалистами. Выходит, что в самой концепции "Истории античной эстетики" зиждется ложь. Греки не были стихийными материалистами, и даже физики: Фалес, Анаксимен, Гераклит. Тем более они не были диалектическими материалистами и спиритистами. Для многих из них возможен выход за пределы мира -- по крайней мере, для платоников и неоплатоников. И, более того, это главная цель философии Платона -- выйти за пределы реальности и стать вечным спутником Единого Бога (Зевса). Для Флоренского и Лосева идеи (а это диалектические идеи) единосущны материи. А это не Платон. Это Энгельс. Так что Лосев -- это никак не неоплатоник, а ещё его феерично называют христианским неоплатоником. Он -- материалист, спиритист, гилозоист, марксист-ленинист. И это пост-платонизм. Вот эта вера Лосева в спиртические сеансы и НЛО -- то, что удивляло его собеседников, это не блажь пожилого человека. Это неотъемлемая часть его учения как спиритиста и марксиста-лениниста. Как видим, Лосев -- самый антихристианский философ в СССР из тех, кто занимался античностью. Хуже только Лео Таксиль.

ВанХеда: Vladimir Emelianov Вы с епископом просто бредите насчет Лосева. Лосев изучал категории античной культуры и не выдвигал никаких категорий диамата применительно к античности. Насчет пантомимы совсем непонятно. Лосев, помимо всего, художник слова, его стиль изучается в диссертациях. И сочетание строгой философской логики и исторического знания с вызывающей риторикой это специфика именно Лосева. Там есть что угодно, кроме пантомимы.



полная версия страницы