Форум » ИСТОРИЯ-ЭТНOЛОГИЯ-РАСОЛОГИЯ » Государство великанов Мангу » Ответить

Государство великанов Мангу

Василиса: Государство великанов Мангу Т.АКЕРОВ, историк, автор монографии Древние кыргызы и Великая степь (по следам древнекыргызских цивилизаций). В научной литературе большой интерес представляет народ Мангу, в котором видят соседей енисейских кыргызов. Как нам кажется, этноним "мангу" соответствует названию этого этноса и исходит к тюркскому слову "ман" (человек) и куу (бледнолицый, или потомки белой лебеди, куманды, куу-ман, ку-ман). Т.е. человек, имевший резкие европеоидные антропологические черты, отличающие его от степных монголоидов. История народа и героев степи великанов-мангу содержатся в сочинениях ХII-ХIII вв. "Сунмо цзивэнь" и "Да Цзинь го чжи". Однако, в источниках не указано месторасположение страны Мангу. Ее локализовали то ли на Северо-востоке от Цзинь, то ли на Северо-Западе. Мангу - народ великанов в источниках чжурчжэнской эпохи описывались как грозные враги-соперники Цзинского государства. У Рашид ад-Дина владение Мангу, представляло одно из четырех (Алафхин, Адутан, Балаурнан) областей страны Алакчын, помещенной автором на востоке от енисейских кыргызов. Рашид ад-Дин отмечал, что "лошади в этой стране огромные и все пегие, инструменты и посуда из серебра". В то же время он древних усинцев отметил этнонимом "усуту-мангун", назвав их серебряными усинцами. Усинцы имели древние родственные отношения с кыргызами. В "Юаньши" о них сказано, что усинцы ведут свое происхождение от 40 девушек земли Хань, вступивших в брачный союз с мужчинами Усы. В связи с чем их владение стало называться Кыргыз. В сочинении "Бадаи ат таварих" отмечалось: "кыргызов называют ас". В структуре кыргызского племени саруу имеются родоплеменные подразделения кырк уул, куулек и алакчын, которые сами за себя говорят о Саяно-Алтайском происхождении этого объединения. Саруу (бледно-желтый) и куулек (бледно-желтый) можно отождествить с тувинским родом куулар (бледно-желтый), а алакчын с древними обитателями Тувы алакчынами. В родословной кыргызов приведенной в книге С. Ахсикенди (ХVIв.) "Маджму ат-таварих" род саруу перечислен к потомкам Куу уула, а мунгкуш к династийным коленам. Отметим, что история древних кыргызов эпохи чжурчжэней, киданей ( китаев) очень красноречиво рассказана в кыргызском в океаноподобном эпосе "Манасе", алтайском "Алп Манаше", где главные герои легендарных сказаний описаны как герои степи и названы именами, имевшие полное тождество друг другу Манас, Алп Манаш. Д.Г. Савинов связывал Мангу с народом усуту-мангун Рашид-ад Дина. Ю. А. Плотников, выразивший свое не согласие с ним, поскольку Рашид ад-Дин не связывал мангу с усуту-мангунами. Он высказал мнение о том, что автор отождествил народ великанов-мангу с соседями кыргызов, которые упоминались в мусульманских источниках тех времен, как великаны с огромными собаками и лошадьми. (Ю. А. Плотников "Рашид ад-Дин о северных соседях енисейских кыргызов// Источники по средневековой истории Кыргызстана и сопредельных областей Средней и Центральной Азии с. 92-94). Здесь следует учесть три момента: эпоху подъема, рассвета и падения государства Мангу. Известно, что в ХII веке Мангу достиг своего апогея и соперничал с государством Цзинь, то период подъема государства Мангу могло начаться IХ-ХI века, а в эпоху чжурчжэней и киданей оно было уничтожено. Следовательно, к эпохе «монголов» это государство могло попасть в зависимость от Алакчын и на самом деле представлять одну из его областей. Память о прошлой истории этноса и их связях с другими племенами, могли сохраниться лишь в легендах, названиях местностей, племен и народов, о чем, очевидно, свидетельствуют "усуту-мангун" и "мангу". Как нам кажется, племенной союз мангу могли образовать прибайкалские кыргызы, которые имели тесные этногенетические отношения с усинцами, алакчынами, курыканами (предки якутов) и др. Этнический состав мангу мог состоять из различных племен тюрков, самоедов, татаров, «монголов», тунгусо-манчжуров, которые не прочь были иметь сильного союзника, чтобы отразить натиск с каждым днем усиливающихся чжурчжэней. Считаем, что Рашид ад-Дину, будучи хорошо знавшему историю отдельных сохранившихся групп и осколков некогда сильного объединения кочевников, было легко определить месторасположение Мангу. В этой связи интерес представляет народ анчи-татаров, анчидай и анчин, упоминаемый Рашид ад-Дином. Н. А. Аристов в анчи-татарах видел алакчынов, полагая, что последние являются предками японской народности айны. Однако, этноним "анчи-татар" (и его варианты) легко отождествить с названием современной народности ольчи (они же нани - букв. люди) проживающего на нижнем Амуре, Ульчинском районе Хабаровского края. Любопытно, что ольчи называли реку Амур -Мангу и соответственно сами себя мангунами. Как видим, в первом случае термин "мангу" применен в качестве названия местности, а во втором ("мангун") этноса, проживающего в том районе. Примечательно, что в данном случае мы имеем неоспоримое сходство этнонимов "алакчын" с "ольчи", "усуту-мангун" с ольческими "мангу" и "мангун", а также ольческого гидронима "мангу" с названием области Мангу Рашид ад-Дина. В таком случае, что Рашид ад-Дин локализовал древних мангу в область Алакчын по той причине, что он знал историческую связь последних с племенами этой области. Значит, область Мангу тождественно с владением Ус в Туве. Союз племен мангу был образован на основе земель кыргызского княжества Ус в Прибайкалье, следствии чего средневековые историографы к имени последних прибавили термин "мангу+н. Неслучайно, большинство прибайкалских племен, особенно имевшие соседство с усинцами, найманы, кереиты, меркиты, позже смогли построить свое собственное государство.

Ответов - 1

Василиса: Не остались в стороне и «монголы» во главе с племенем баржугин, связывавшее свое происхождение с вдовствующей ханшей вождя рода Аланговой. Отметим, что генеалогическая связь Чингиз хана с европеоидным племенем полностью подтверждает тувинская легенда, которая была записана в 1987 году кыргызским этнографом И. Б. Молдобаевым из уст представителя рода куулар О. Д. Куулар (1917 года р. с. Баян Тала, Тува; И. Молдобаев Этническая и культурная общность киргизов с народами Саяно-Алтая//Вопросы этнической истории киргизского народа.-Фр. 1989. с. 95). Согласно ей Чингиз хан родился в местечке Монгут (р. в бассейне р. Онон) и создал якобы государство Монгут. Вместе с кууларами (осколки кыргызских саруу и куулек) монгуты были посланы для укрепления границ Тувы. Местные тюркоязычные роды монгутов стали называть монгушами. В степях Монголии монгушей называли «монголами», а в маленьком аймаке в Монголии в бассейне р.Хопту-мингатами. В данном случае, название р. Хопту исходящее к тюркскому "кува" свидетельствует о связи монгутов (монгушев) с кууларами. Эпоха сложения родословной покорителя мира Чингиз хана уводит нас к эпохе возрождения государства Мангу и периоду их воин с чжуржэнями. Согласно легенде род Чингиз-хана разошелся от трех (из пяти) сыновей (первых двоих родила от первого брака) Алангова и назывался нуринь, что значило "чистое семя". Поскольку считалось, что дети Аланговы родились от света (мираж, в образе человека-европеоида). Тем самым ее сыновьям Бугунь-Катагину, Бусмину-джалчуту, Буданчиру-Мунаку пророчили благородное происхождение, что давало им право называться представителями золотого рода и избранными небом. От первого произошли катаганы, от второго, джалчуты, от третьего - баржугины. Многие поколения «монголов» произошли от этих трех сыновей Аланговы. Небезинтересно, что родословный список рода баржугинов возглавляли девять праотцев Буданчир-Бука (Томо)-Дутумин-Кайду-Байсангур-Тумен-Кабул хан-Бартан-Эсугей-Темучин (Чынгыз хан). Возможно, девять колен праотцев косвенно указывает на принадлежность рода Чингиз хана потомкам Огуз хана, одними из которых были кыргызы, кыпчаки, тогуз гузы, усы и пр. Это также может указывать на значение имени героя Чынгыз (Чын Огуз, истинный, крепкий) хан, первую часть которого легко сопоставить с средневековыми именами Тимучин, Буку Чин (Чин Буку) и т. д. По преданию все трое сыновей Алангова имели европеоидные черты лица, голубые глаза, рыжие волосы, что отразилось на названии рода баргужин, что значит бледно-желтый человек с голубыми глазами. И это повторилось в девятом колене потомков. В результате все дети Эсугей хана родились с резко выраженными европеоидными антропологическими признаками. Отметим, что значение "барджигин" соответствует значению слова "алангова", которое исходит к тюркскому "ала куба" или ала куу (белый, бледно-желтый, или белая лебедь). Следовательно, Алангова могла иметь непосредственное отношение к предкам тувинского рода куулар, которые очевидно, в древности представляли один из осколков енисейских кыргызов в Монгольских степях. Родословная детей Алангова отражала слияние двух этнических групп в один этнос, каковыми являлись ранние «монголы», великаны и герои степей Мангу, которые представляли смесь енисейских кыргызов с монголоязычным населением Степи. Согласно родословной от девяти вышеназванных праотцев Чингизхана разошлись племена кият (кыян), джалчут, манкыт, барлас, конурат, катаган, дуулат и другие, которые составляли основной костяк вновь образованного монгольского этноса. И все эти племена играли важную роль в процессе формирования кыргызского народа на тянь-шаньском этапе его развития. В структуре современных кыргызов мы обнаруживаем племена катаган, конурат, роды дуулат (пл. саяк), чилжут (пл. кушчу; есть вариант чилжибут). Отметим, что этноним "джилджут" (в. чжуржэни) встречался также в структуре современных узбеков. В таком случае, енисейские кыргызы, которые установив свою власть в Степи в 840 году, стали причиной изменения этнополитической ситуации в Центральной Азии. Экспортируя в завоеванные страны и народы, активный кыргызский элемент, они влияли на изменение внешнего облика, языка и культуры степняков. Однако, енисейские кыргызы не могли ассимилировать всех степных кочевников, у них для этого не было ни времени, ни сил, ни возможности, минусинских европеоидных генов не хватило бы на всю Степь. Выйдя с Минусины в степную зону, кыргызы постепенно стали меняться во внешнем облике, все больше становились похожими на своих вассалов, что было зафиксировано в с. "Худуд...": "…лица у них грубые, волос мало, (они) не справедливы и безжалостны, отличаются воинственностью и склонностью к распрям: со всеми народами, которые находятся вокруг них, они воюют и враждают" (ММКК-Бишкек. 2002. С.48).



полная версия страницы