Форум » ИСТОРИЯ-ЭТНOЛОГИЯ-РАСОЛОГИЯ » ТЮРКИ: генезис и идентичность » Ответить

ТЮРКИ: генезис и идентичность

Василиса: Древний Туран и тюрки. Самым достоверным источником по истории тюрков и их прародине является Орхонская надпись, составленная в 732-735 гг. в Монголии, где даются первейшие сведения о древних тюрках и в том числе об огузах (токуз огуз, т.е. девять огузах), которые находились в состояние войны со своими ханами. В 680 и 710 годах огузы подверглись внешним нападениям. В первый раз на них совершали нападение с юга китайцы, с востока какие-то монгольские племена, а с севера враждебные огузам другие тюркские племена. Вопреки исторической правде, за последнее время среди отдельных авторов и политических деятелей тюркоязычных народов наблюдается усиленное желание провозгласить себя самыми древними и коренными жителями Средней Азии. Кроме того, причисляя себя к европеоидам, пытались автоматически себя провозгласить наследниками той богатой материальной и духовной культуры, которая была создана иранскими народами задолго до появления тюркских племен. В этой связи, следует напомнить, что такой крупный знаток истории древних тюрок, Л.Гумилев писал, что ''Тюркюты были наиболее монголоидными из всех тюркских племен VI-VIII вв».Однако, важнейшим изменением, имевшим место в истории тюрков, является то, что именно в этот период происходило передвижение и переселение тюрков из монгольской прародины на территорию Урала, степей Казахстана, Семиречья и Синьцзяна (Восточный Туркестан). Именно с этого времени началось заселение этого региона различными тюркскими племенами, между которыми шла острая и непримиримая борьба, за обладание новыми пастбищами и лугами для скота. В Джунгарии и Семиречье в бассейнах Черного Иртыша и Урунгу обитали карлуки; в центральном Тянь-Шане на реке Или-тюргаши, к западу от них шуниши, к юго-западу Джунгарии размешались нешети и т.д. Между карлуками и печенегами на Сырдарье находилось широкая степь, где обитали кипчаки. Это степная полоса потом получила название Дашти Кипчак (Кыпчакская степь). Прародиной киргизов, как отмечалось выше, считается Верхний Енисей, где в VII-VIII вв. формировалось их своеобразная традиция, отличающаяся от тюркской и уйгурской. Когда тюрки в VII в. заселяли Алтай, им было оказано сопротивление, как местными алтайцами, так и предками казахов. В настоящее время все тюркоязычные народы, древних тюрков перечисляют к себе, однако в XIV и XV вв. сохранились еще тюрки, которые себя противопоставляли узбекам-шайбанидам и считали себя особым народом (???). По заключению специалистов Сибирь в VIII в. отличался таким же пестрым этническим составом, как Кавказ в XVIII веке. Установление господства Тюркского Каганата не провело к прекращению межплеменных распрей и соперничеств, которые имели места в последующие периоды. Тюрки-огуры подверглись с севера нашествию уйгуров и были вытеснены из Монголии. После 740 г. первенство переходит в Монголии в руки уйгуров, которые вели более успешно борьбу против киргизов и в 758 г. подчинили их себе. В 840 г. воспользуясь ослаблением уйгурского племенного союза, киргизы положили конец господству уйгуров в Монголии. Одержав победу, киргизы вытеснили уйгуров в сторону Восточного Туркестана, а сами "сделались первенствующим кочевым народом в Монголии и Средней Азии". Впоследствии уйгуры образовали в Турфане и Гучене, и Ганьчжоу два княжества. Когда с помощью китайцев киргизы были вытеснены из Монголии, уйгурам было предложено вернуться в Монголию. Однако они привыкшие к традиции земледельческой и городской жизни в новой месте, не захотели воспользоваться этой возможностью. Таким образом, согласно заключению В.В.Бартольда, место тюркских народов в Монголии заняли монгольские. До сих пор в Монголии сохранилась память о последнем тюркском народе, владеющем Монголией - о киргизах; "все древние могилы называются киргизскими и в том числе и те, которые в действительности принадлежит предшественникам киргизов - уйгурам" . На востоке после долгой и упорной борьбы в 766 г. карлуки одержали победу над другими племенами и стали обладателями огромной территории от Таласа до Тарима. Чтобы пройти расстояние от западной, до восточной границ требовался 30 дней. Кочевые карлуков во многих местах проходило вдоль караванного пути. Автор "Худуд ул-олам" отмечает, что карлуки были самыми культурными племенами среди тюрок, имели города и места постоянного жительства, занимались земледелием и были вовлечены в торговые отношения. Наряду с карлуками на северо-востоке Иссык-Куля жили чигили, на юге другое племя ягма, которые составили ядро будущего Караханидского государства. Самые ценные сведения о тюрках содержится в "Худуд ул-оламе". В юго-западной части Семиречья жили тюркские племена тухси и аргу, которые подверглись наибольшему культурному влиянию со стороны согдийцев. Отличительной чертой развития тюрков Семиречья Х века было, то, что беднейшая часть населения перешла к земледелию, и среди них началось развитие феодальных отношений. Этот процесс усиливался благодаря положительному влиянию восточно-иранских народов, которые издревле проживали на этой территории и феодальные отношения среди них получили наибольшее развитие. Первым тюркским племенем, с которым непосредственно сталкивались иранские народы, несомненно, были огузы, которые оставили пределы Монголии. Эти контакты имели место еще с древнейших времен, и особенно после расселения тюркских племен из своей прародины, по евразийской низменности - казахских степей и Семиречья. Здесь тюркские племена в период образования Тюркского Хаканата стали преобладающим этносом, и эта страна получила название Туркестан - страна турков, заменив прежнее его название - Туран. Таким образом, евразийские степи и Семиречье после засилья и преобладания тюрк-язычного населения получали название Туркестан в смысле страна тюрков, который имел широкое хождение в исторической литературе. В противовес Туркестану, Хорасан и Мавероуннахр воспринимались как страна таджиков или Иран-язычных народов. Хотя в результате неоднократного нашествия тюрков и монголов значительно изменился этнический состав населения Мавероуннахра, но географические названия - Мовароуннахр и Хорасан широко употреблялись в исторической литературе и сохранились до конца Х1Х в., когда Мавероуннахр был заменен Туркестаном, Хорасан - Афганистаном . После образования Сельджукидской державы огузы стали обращать на себя внимание современников, и их история стала предметом специального изучения иранских, арабских и тюркских авторов. Согласно этим сведениям, огузы делились на 22-24 рода. После того как они оставили Монголию в VI веке, разместились к востоку от Каспийского моря, вытеснив из Яньйца аланов. Богатые огузы имели до 100 тысяч баранов и активно поддерживали торговый обмен с земледельцами Хорезма. Огузы или токуз огуз считались основателем кочевой империи Тюркского Каганата, занимавшего огромную территорию между Ираном и Китаем. Среди тюркских племен к огузам и карлукам стали, применят понятие "туркман" или "туркмонанд" т.е. "Турк я" или "похожий на турка", потому что они сильно отличались от других своих соплеменников. Это объясняется тем, что они еще с древнейших времен имели широкие контакты с иранскими племенами Турана и на них оказывали сильное влияние иранские кочевые племена и возможно частично вошли в их состав. Не случайно, ученые антропологи, изучавшие долихоцефальную (удлененную) форму их головы, нашли ее аналогичной форме головы представителей иранских кочевых племён, например пуштунов . Известный антрополог Л.В.Ошанин, специально изучавший антропологию туркменов, пишет, что "по степени монголоидности туркмены гораздо ближе стоят к ярко выраженным европеоидным таджикам, чем к сильно монголизированным казахам и типичным монголоидным киргизам" . Хотя огузы, наряду с караханидами и сельджуками, считаются основателями других государственных образований и с их именем связываются важнейшие политические и этнические изменения не только в Центральной Азии, но и в Малой Азии, тем не менее, вплоть до ХХ в. они неизменно сохраняли свои первоначальные дикие наклонности, продолжая совершать набеги, ограбления и захват невольников. Благодаря ним, институт рабовладения и работорговли получил особое развитие. Они без всякого стеснения продавали в рабство своих соплеменников. Деяния туркменов в этом поприще нашли яркое освещение в романе С.Айни "Рабы". Тем не менее, тюрки в течение всей своей истории жили в непосредственном соседстве и контакте с иранскими народами, их исторические судьбы были тесно переплетены между собой, порой трудно отличить их друг от друга. В связи с возрождением национального движения в странах мусульманского Востока, среди тюрков стала усиливаться тенденции шовинизма, пантюркизма и гегемонизма. Поэтому они стали себя перечислять к арийским народам и претендовать на древнюю историю и культуру этих народов, они провозглашали себя прямыми наследниками древних туранцев. Известно, что тюрки, как самые отсталые народы в Азии, не сохранили свою историческую память, были лишены связи времен. Как отмечает Л.Н.Гумилев, согласно их представлениям "Начало мира датируется точно началом VI в.н. э. Значить мир по их мнению существует всего 1400 лет. Здесь, прежде всего, нужно отметить, что гуннская традиция Срединной Азии прервалась. Тюрки потомки гуннов, ничего не знали о своих предках. История тюрков Срединной Азии не может быть нам понятна, если мы не учтем двух разрывов традиции: между хунну и тюркским каганатом и между каганатом и империей Чингизхана. В перерывах лежат периоды абскурации" . Тюрки не имели понятия ни о временах правления Караханидов и Сельджукидов, ни о своей прародине на Алтае и Монголии, и ни о существовании других союзов тюркских племен, правивших в Туркестане. Поэтому такие авторитетные авторы как Махмуд Кашгарский и другие, когда ознакомились с историей иранских народов, борьбу между двумя ветвями древнего Ирана и Турана восприняли как собственную историю тюрков и героев древнего Турана стали приписывать себе. В.Бартольд, скурпулезно сопоставивший и сравнивавший различные редакции труда Махмуда Кашгарского обнаруживает, что, герой турецких песен Алп-Тонга при переводе был заменен Афрасиябом. "Тюрки приняли это предание и династия их ханов, которые покорили Туркестан , стала называть себя потомками Афрасияба" . Впоследствии такая фальсификация настолько укоренилась в сознании тюрков, что всю историю древних туранов и их общественно-политическую деятельность, выдавали за собственную историю тюрков. После того как, западноевропейские ученые занялись углубленным изучением истории иранских и тюркских народов, обнаружили, такое несоответствие и стали решительно отвергать подобного рода смещения. Так, выдающийся русский востоковед В.Григорьев еще в Х1Х в. писал: "Бесконечная борьба иранцев с туранцами, составляющая содержание Шахнаме, является вовсе не борьбой двух чуждых друг другу племен иранского с тюркским - как это вообразили себе европейские комментаторы Шахнаме, а борьбой между двумя отделами одного и того же племени… Иранцам Фирдавси не с кем было воевать за Оксом, кроме как с родственникам и своими арийцами же, только другой северной ветви". Солидаризуясь с вышесказанным автором, большой знаток древнеиранских языков В.Абаев отмечал, что "Авестийские племена называли себя агуа - арийцами, противопоставляя себя своим злейшим врагам "турским", т.е. скифским племенам. Эта вековечная вражда, переломившись в народной фантазии, послужила основной так называемого "персидского", в действительности восточно-иранского эпоса о борьбе между Ираном и Тураном. Последний термин со временем связался с тюрками. Но во времена Зороастра, ни о каких тюрках не могло быть речи. "Туры" как это видно в частности из анализа собственных имен (Fry Ana и др.), были те же иранцы. Борьба происходила, стало быть, между двумя ветвями иранского племени: кочевниками-скифами (саками, массагетами) и оседлыми хорезмийцами, согдийцами, бактрийцами и другими восточно-иранскими племенами". Отвергая претензии тюркологов, пытавшихся представить древнюю историю Турана как историю тюрков, профессор Манчестерского университета К. Босфорт отмечал, что "один из немногих учёных, рассмотревших Шахнаме с историко-критических позиций, Тадеуш Ковальский указал, что Туран героической эпохи едва может быть идентифицирован с тюрками, что казалось естественным во времена Фирдоуси, ибо древние персы почти не имели контактов с тюрками. Туран Фирдоуси в действительности - кочевники-индоевропейцы евразийских степей, от массагетов до эфталитов или хионитов… Поэтому, как указал Ковалевский, тюрколог, который станет искать в Шахнаме сведения о древнейшей культуре тюрков, будет разочарован". Казалось бы, выше проведенные аргументы настолько убедительны, что представляется не возможным оставаться дальше на позиции фальсификации и предписать древнюю историю туранов, каким-либо тюркским племенам. Тем не менее, такие попытки продолжают иметь место и в настоящее время. Вопреки исторической действительности, число таких сторонников растёт среди историков и политических деятелей тюрко-язычных народов. Возражая против фальсификации истории тюрков, В. Бартольд ещё в свое время отмечал, что в изречениях пророка "упоминаются расовые признаки тюрков: маленькие глаза, плоские носы и т. п., что подвергается попытке некоторых новейших учёных доказать, что тюрки первоначально, до смещения с монголами, были народами белой расы. Разумеется, тип тюрок должен был изменяться по мере их движения на запад". Больше того они делают вид, что прежние исследования учёных их не касаются, и они продолжают, настаивают на том, что древние туранцы и тюрки являются единым народом, имеют общее этническое происхождение, арийцы являются их непосредственными родоначальниками. Так, некий доктор Мухаммед Али Саджидия ссылаясь на отдельные, случайные совпадения, созвучания и заимствования иранских слов в тюркском языке, пытается доказать, что первоначальной основной обоих языков является авестийский язык. Для аргументации своей позиции он опирается на каких-то 185 общих слов и пишет, что "Иранская земля является местом рождения, и родиной туркменов и узбеков… Если они даже относятся к желтой расе, но из-за того, что они долгое время и в течение жизни многих поколений выросли в культурной иранской среде, лучше сказать в объятиях иранской земли, они считаются иранцами". Вместе с тем автор, исследуя историю туркменов, отмечает, что сами "туркмены себя иранцами и арийцами не считают, их нашествие в иранскую землю 1,5 тысяч лет тому назад зафиксировано историей, постоянное уничтожение иранцев ими никогда не прекращалось. Такие красивые и благоухающие места Ирана как степи Гургана подчинялись им. Они иранцев считают своими рабами и невольниками и рассматривают их как второсортных людей. Между тем известно, что туркмены, именно благодаря влиянию и смещению с иранцами, стали резко отличаться от своих монголоидных сородичей. За последнее время среди туркменов и других тюркских народов наблюдается открытое стремление шовинистического и пантюркистского характера. Они пытаются приписать всю древнюю и средневековую цивилизацию Центральной Азии тюркским народам, и полностью игнорировать место иранских народов в её создании. Они, высоко оценивая роль тюрков и их государственных образований в создании этой цивилизации, совершенно не представляют, что, если бы не было напряженного, созидательного труда культурных, развитых народов Ирана, постоянное нашествие тюркских кочевых племен и господство их разбойнических и авантюристических властей, могло бы привести только к крайнему опустошению и деградации общественно-политического строя Центральной Азии. Цивилизаторская функция иранских народов явилась фактором поступательного и прогрессивного развития общества Центральной Азии. Дикие и необузданные кочевые племена, каждый раз совершив свое очередное опустошительное нашествие, меньше всего думали о развитии экономики, земледелия и ремесел и о налаживании системы управления и т.д. Только коренные жители, чтобы как-то обеспечить свое жалкое существование, вынуждены были каждый раз снова и снова восстанавливать разрушенные объекты, строить жилище, сооружать ирригацию, города, дороги и т.д. Когда военная элита сельджукидов захватила власть в Иране, она малейшего представления не имела о системе государственного управления. Поэтому только с помощью иранской аристократии могла управлять огромной державой. Механизм иранского управления пришел в движение, который должен был действовать с учетом интересов новых властей. Ввиду этого, этот механизм не мог быть полноправным и полноценным. Тем не менее, он сохранил свою ведущую роль в период правления всех тюркских династий вплоть до ХХ в., что находило свое подтверждение в исследованиях ученых. При господстве тюрков единственное преимущество иранцев, которое неизменно за ними все время сохранялось, было их ведущее место в управлении страной и статус персидского языка. Персидский язык в качестве государственного языка и языка межнационального общения получил более широкое распространение, на огромной территории под властью тюркских династий от Анатолии до Тибета включительно. Именно в период правления Сельджукидов персидский язык приобрел статус государственного языка и языка межнационального общения в Анатолии. Этому не в малой степени способствовал поток иранских мигрантов и наличие курдских аборигенов, занимавших преобладающее место среди многоликого населения этого края. На персидском языке широко была представлена научная и художественная литература, являющая основным источником по истории и культуре этих народов. Выдающимся представителем таджико-персидской литературы в Анатолии является Джалолиддин Руми (1207-1273 гг.). Благодаря выдающимся вкладам представителей ирано-мусульманской культуры, она стало ведущей культурой на древнерумской земле.

Ответов - 9

Nomad: Туповатая, лишенная исторической реальности статья, направленная на принижение или даже отрицание значительной роли тюрков в развитии истории. Автор, скорее всего, русская свинья, предки которого вплоть до 9-10 веков н.э. жили в землянках и были рабами викингов и тюрков!

Admin: Без проблем, выставляйте свои тексты, полемизируйте! В споре рождается истина

БЭНА: Полностью согласен с "номадом". Но культура речи должна соблюдаться...


БЭНА: Девушка не вполне владеет информацией, это называется "нахвататься верхушки" не вникая в глубь

БЭНА: Любой тюрк обязан знать семь коленей своих предков это традиция издревле утверждение что тюрки не знающие своих корней, тем более дикие не как не укладываются в логический смысл.. как тогда они смогли завоевать огромную территорию??? Не числом же, все таки не китайцы (они даже сегодня треть той территории не имеют какой имели тюрки) Остается один ответ. В технологическом прогрессе они были более продвинуты чем "образованные и более прогрессивные" оседлые народы.

Василиса: Да, были, да господствовали. А что теперь, где эти ТЮРКИ? Рабы или арабов (духовно), или физически (натовцев и москалей)

Smeshnaya: Ужасно неудобно читать, я даже и не стану... все в куче сплошным текстом, нужно же хоть какие то абзацы соблюдать!!

dzhimid: У Тюрков разносторонняя культура, стоило об этом написать. Вот здесь об этом есть: http://ibrain.kz/istoriya-kazahstana/kultura-tyurkov

Василиса: Спасибо большое за информацию. Обязательно прочтем!



полная версия страницы