Форум » ИСТОРИЯ-ЭТНOЛОГИЯ-РАСОЛОГИЯ » Лузиады : Preambule » Ответить

Лузиады : Preambule

goutsoullac: 20 августа 1415 AD португальцы взяли порт Сеуту, который обеспечивал контроль над Гибралтарским проливом и был главным перевалочным пунктом для сахарского золота. Это стало началом португальского "раздвижения горизонтов". Некоторые конфликты того периода предвещали более поздние споры времён Ueberseegeschichte (эпохи первой экспансии). В Португалии одни стояли за то, чтобы закрепиться в Марокко и воспользоваться ресурсами этой территории, другие же хотели продвинуться как можно дальше на юг вдоль западного побережья Африки и попутно исследовать ближайшие острова. Деятельность по освоению неведомого пространства планировал и направлял из своих португальских резиденций, в частности из Сагреша в Алгавре, португальский инфант и великий магистр ордена Христа, Энрике Мореплаватель (1394 -1460 AD), сын короля Жуана I ( великого магистра ордена Avis и основателя Ависской династии) Король Португалии Альфонс V Африканский (1432 - 1481 AD) выбрал из двух описанных выше политических программ первую : объектом его интересов с 1458 AD стало Марокко - в 1471 AD он взял Танжер. Положение португальских крепостей оказалось под большой угрозой, с приходом к власти в Марокко Абдель -Мелика, заключившего союз с Портой. Военная экспедиция в Марокко Себастиана Владетель Марокко, султан Мулей-Магомет, преемник Абдаллаха, свергнутый с престола своим дядей Абдель-Меликом и изгнанный из государства, после ряда неудачных попыток обратился за помощью к португальскому королю Себастиану (1569≈1578 AD), соблазнив его перспективой владычества над северной Африкой. Молодой король, давно мечтавший водрузить крест на место полумесяца, решил воспользоваться предстоявшим случаем и 24 июня 1578 AD отплыл в Танжер с 14 тысячами пехоты и 2 тысячами конницы; в том числе: * 10 тысяч португальцев * 2 500 человек немцев полковника Амбергера * 2 тысяч кастильцев Альфонса д'Агильяра * 600 итальянцев, присланных папою и предводимых ирландцем Томасом Стеклеем Остальную часть войск составляли волонтеры, обоз и артиллерия (12 opудий). Командование португальской конницей было вверено одному из знатнейших представителей лиссабонской аристократии, герцогу Авейро. Из Танжера армии следовало двинуться на Эль-Ариш (Лараш), куда возможно было доплыть морем, но Себастиан решил высадиться на берег близ Арсилии и далее следовать степью и песчаной пустыней Алькасаркивира, куда тем временем скрытно сосредоточивалась сильная мавританская армия. План Абдель-Мелика, соображенный с характером противника, заключался в том, чтобы преднамеренным отступлением небольших конных отрядов заставить нетерпеливого короля все далее и далее удаляться от моря, завлекая его в песчаную пустыню. Обе враждебные армии встретились в Таминской долине, по течению реки Луко (4 августа 1578 AD). Невзирая на болезнь, приковывавшую его к носилкам, Абдель-Мелик построил армию в боевой порядок, отдал нужные приказания и, чтобы воспламенить мужество воинов, произнес перед ними горячую речь о необходимости защиты религии и родины, запретив сопровождавшей свите, в случае его смерти, объявлять войскам об этом событии до окончания дела. Армия его была расположена в виде полумесяца; центр (20 тысяч пехоты) построился в три линии: * первую линию составляли изгнанные из Гренады мавры и 30 opудий * во второй линии ≈ вспомогательный турецкий отряд * в третей≈ расположились местные мавританские войска Конница (говорят, что 40 тысяч всадников ???) была разделена таким образом, что одна половина ее составляла крылья пехоты, a другая находилась в резерве, которым командовал брат Абдель-Мелика ≈ Хамид. Со своей стороны португальский король, вопреки совету Мулей-Магомета не спешить принятием боя, построил свою армию в три линии: * первую линию составляли наемники-немцы, кастильцы и итальянцы и, кроме того, 12 opудий * вторую≈ португальцы во главе с королем и его свитой * третью ≈ волонтёры Обоз помещался между правым флангом и центром. Малочисленная конница должна была прикрывать фланги армии. Утром 4 августа сражение началось артиллерийской канонадой с обеих сторон, после чего король подал сигнал к атаке и португальцы стремительно обрушились на растянувшуюся армию мусульман и успели смять их первую линию, но в это время превосходная мавританская конница, врезавшись в правый фланг христиан, опрокинула его. Восстановив некоторый порядок в войсках, король приказал коннице Авейро атаковать центр неприятельской армии. Кирасиры Авейро смяли центр мусульман, который дрогнул и в беспорядке стал отходить назад, но Абдель-Мелик в эту критическую минуту приказал посадить себя на лошадь и лично повёл в атаку 20 тысячную конную массу Хамида. Ожесточенный бой возгорелся с новой силой, но в это время взорвались пороховые ящики португальцев, что произвело среди христиан панику, конница же Хамида врубилась в их разрозненные и ослабевшие ряды. Рукопашный бой продолжался недолго и закончился полнейшим поражением португальской армии, окруженной неприятелем: в битве погибло около 9 тысяч христиан, остальные попали в плен и были обращены в рабство, удалось спастись только тысяче человек. В самый разгар сражения умер, сидя на лошади, султан Абдель-Мелик, но свита скрывала его смерть от войск, пока исход сражения окончательно не выяснился. Король Себастиан, храбро сражавшийся на коне, пропал без вести и, по всей вероятности, погиб в бою. Мулей-Магомет искал спасения в бегстве, но при переправе через речку Мюказен утонул. Таким образом погибли трое владетельных государей, собравшиеся для боя в равнину Алькасаркивира. После Алькасаркивирской битвы, где погибла армия Себастиана Португальского, испанский король Филипп II заявил права на корону Португалии как сын старшей сестры Иоанна III и двинул туда армию (22 тысячи пехоты, 2 тысячи кавалерии) герцога Альбы, в то время как испанский галерный флот маркиза де Санта-Крус отплыл к Лиссабону. Себастиан не оставил наследников, поэтому Филипп II Испанский, внук португальского короля Мануэла I Счастливого (все три жены которого были испанскими принцессами) объявил себя и королем Португалии, основываясь на праве наследования по родству и на богатых подарках, которыми он оделил португальскую аристократию, решил захватить португальский престол. Среди португальцев возникла - весьма, впрочем, слабая - национальная партия, пытавшаяся оказать Филиппу вооруженное сопротивление; но испанская армия почти без борьбы заняла всю страну (в 1580 AD), а спустя несколько месяцев португальские кортесы провозгласили Филиппа португальским королем. Сосредоточив войска y Бадахоса, 27 июня 1580 AD Альба перешел португальскую границу, намереваясь разбить армию дона Антонио, провозглашенного 24 июня 1580 AD в Лиссабоне королем. * Дон Антонио (1531-1595 AD), португальский претендент, побочный сын герцога Людовика Беха, после смерти короля Себастиана домогался престола Последовательно герцог овладел Эстремоцом, Сетубалем и Каскассом (в португальском Эстремадуре). Несмотря на поддержку народа, король не мог одержать верх над закаленными в боях испанскими войсками, предводимыми таким отличным полководцем, как Альба. 8 дней стояли обе армии друг против друга при Алькантаре, y речки того же имени; наконец Альба после форсирования переправы атаковал претендента и после упорного боя нанёс ему поражение (25 августа 1580 AD). Вслед за тем герцог овладел Коимброй, Белемом (предместьем Лиссабона) и, наконец, португальской столицей. С португальскими сепаратистами он обходился чрезвычайно круто и, несмотря на все настояния местных кортесов, явно стремился к полной государственной ассимиляции всего Пиренейского полуострова. Имя Себастиана приняли 4 самозванца, из которых последний, появившийся в 1588 AD, имел большой успех. Себастианизм - культ ожидания сгинувшего в марокканских песках короля Себастиана. В Португалии его не считали погибшим и даже объявили "желанным". Знаменитый поэт Фернанду Пессоа выразил надежду всех португальцев в строках:"В круговороте смерти и земли душа и парус выплывут из дали". В итоге долгие десятилетия Португалия была втянута в войны Испании с Британией и Голландией. Страна потеряла большинство своих колоний, португальская промышленность и сельское хозяйство переживали упадок, внешняя торговля резко сократилась. Испанцев из своей страны португальцы смогли прогнать в 1640 AD, но только в 1668 AD Испания официально признала независимость Португалии (расторжение унии между Испанией и Португалией). Которую в начале Settecento de facto потеряла. С 1705 AD Португалия превратилась во что-то вроде английской колонии без флага. Опера Доницетти "Дон Себастьян, король Португальский" Либретто написано "первым" мастером театральных сюжетов тех времён Эженом Скрибом по мотивам драмы Поля-Анри Фуше. Преображенная под рукой Скриба - искусного мастера драматических интриг - история о Доне Себастьяне приобрела в опере вид волнующего, полного приключений и романтических чувств, повествования. * 1578 AD. В первом акте Себастьян готовится к походу, призванному прославить Португалию и укрепить ее место в Европе. В то же время его тайный противник, глава португальской Инквизиции Дон Жуан да Сильва, мечтает отдать страну в руки испанского короля Филиппа. Перед тем, как покинуть Лиссабон, Себастьян спасает от смертного приговора Инквизиции Зайду, дочь губернатора марокканского города Феса Бен-Селима. Действие венчает финал, где звучит призыв к победоносному походу! * Второй акт происходит в Африке. Войско Себастьяна терпит жестокое поражение от марокканцев. Себастьян ранен. Его верный приближенный, смертельно раненый Дон Энрико, пытаясь спасти Себастьяна от мести арабов, выдает себя за короля, пользуясь тем обстоятельством, что того никто не знает в лицо. Тем временем, Зайда, вызволенная в свое время королем из рук Инквизиции, узнает Себастьяна. Скрывая от соплеменников его подлинное имя, девушка решает помочь несчастному, который спас ей жизнь, и умоляет вождя одного из арабских племен, своего жениха Абайялдо способствовать этому. Тот великодушно соглашается. Зайдой же движет не только сострадание, она полюбила иноземца! Дуэт Себастьяно и Зайды ("Giusto ciel, in misero stato") ..дуэт Зайды и Абайялдо ("Siam soli alfin") * Третий акт вновь возвращает нас в Лиссабон. Дон Сильва, получивший известие о поражении войск и гибели Себастьяна (на самом же деле погибшим был Дон Энрико) устраивает пышный обряд погребения, лицемерно скорбя о погибшем и одновременно осуждая неудавшуюся кампанию и роль короля в ней. Друг Себастьяна, солдат и поэт Камоэнс (историческое лицо, великий поэт), воевавший вместе с ним и оставшийся в живых, протестует против такой оценки роли короля в этих событиях. Неожиданно он встречает на площади самого Себастьяна. Тот вернулся в Лиссабон. В планы Сильвы не входит признание короля живым. Он объявляет его самозванцем, ссылаясь на свидетельство Абайялдо, присутствовавшего при смерти мнимого Себастьяна, и отдает в руки суда Инквизиции. Погребальное шествие ... * Четвёртый акт. Идет суд. Тут появляется Зайда и делает признание, что она спасла Себастьяна, обманув Абайялдо. Причем ею двигала любовь! Жених девушки и Дон Сильва в ярости. Зайду ожидает печальная участь. Ее, также как и возлюбленного, приговаривают к смерти.Settimino с участием Себастьяна, Зайды, Дона Сильвы, Абайялдо и трёх судей Инквизиции (септет с хором). * В финальном акте Дон Сильва дает Зайде совет, как спасти Себастьяна. Для этого той надо уговорить короля подписать отречение в пользу Филиппа. Сначала ей кажется, что это путь к счастью, но Себастьян убеждает ее в бесчестности такого шага. Вместе они готовы теперь принять смерть. Камоэнс с горсткой преданных друзей пытается их спасти и готовит побег. Но прознавший о планах поэта глава Инквизиции отдает приказ немедленно убить Себастьяна и Зайду. У него уже готово подложное отречение о передаче власти испанскому монарху!.. Дуэт Себастьяно и Зайды ("O mia Zaida") Финал всей оперы поражает своим лаконизмом. После краткого выразительного терцета Себастьяна, Камоэнса и Зайды ("Ah si! liberi insiem...") опера стремительно завершается кровавой развязкой. Действие завершается возгласом Камоэнса, славящего героизм португальского короля! Первое представление состоялось в "Гранд-Опера" 13 ноября 1843 AD под управлением Франсуа Антуана Хабенека. В главных партиях были заняты знаменитые Жильбер Дюпре (Дон Себастьян), Розина Штольц (Зайда) и Никола-Проспер Левассёр (Дон Жуан да Сильва), а также блестяще дебютировавший в Париже несколькими годами ранее в мировой премьере "Фаворитки" Поль Барруале (Камоэнс) и Эжен Массоль (Абайялдо). Успех у публики грандиозного пятиактного исторического полотна с большой балетной сценой был шумным, уже после семи представлений доход от оперы перевалил за 50 тысяч франков. Немецкая версия оперы пользовалась огромным успехом в Австрии и в течение 20 лет выдержала в Вене 129 представлений. Она исполнялась также в Гамбурге, Дрездене, Карлсруэ, Берлине, Праге, Будапеште. В Италии паписты оперу испохабили. В либретто были внесены изменения, нарушившие замысел автора. В дальнейшем подвергся ревизии и ряд музыкальных фрагментов. Тяжело больной композитор был уже не в состоянии повлиять на этот пагубный процесс. Именно в таком искаженном виде опера и существовала длительное время в Италии. В истории оперного искусства был период (вторая половина Ottocento - первая половина Novocento), когда сочинения эпохи расцвета бельканто в целом были постепенно вытеснены на обочину мирового художественного процесса (особенно за пределами Италии), и в репертуаре сохранялись только единичные шедевры. "Дон Себастьян" в их число не попал. Вспучившаяся грязь - "собачья свадьба" критиков и дельцов музыкально-театрального мира, собственно, стали формировать "вкусы" и репертуарную политику театров. Конечно вся эта перхоть ориентировалась на установки, которые им спускали сверху хозяева Novus Ordo. В цивилизации Novus Ordo только "правильные" контексты стали являться главным аксиологическим демиургом любого явления - будь то книга, научный труд, медицинское открытие, общественно-политическое событие, политическая (или же криминальная) разборка, кинофильм, театральная постановка, музыкальная композиция, опера, балет, спортивное состязание.

Ответов - 0



полная версия страницы