Форум » ФИЛОЛОГИЯ-ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ-ЯЗЫКОЗНАНИЕ » ШУМЕРСКИЙ ЯЗЫК » Ответить

ШУМЕРСКИЙ ЯЗЫК

Йаэль: О ШУМЕРСКОМ ЯЗЫКЕ Носители шумерского языка пришли на территорию Междуречья, вероятно, с юга Индии. Время миграции остаётся предметом дискуссий. Вычленяют шесть основных периодов в истории шумерского языка по характеру письма, языка и орфографии письменных памятников: Архаический (3000—2750 годы до н. э.) — стадия пиктографии, когда грамматические морфемы ещё графически не выражены. Тексты из археологического слоя Урук IVа. Порядок письменных знаков не всегда соответствует порядку чтения. Хозяйственные, юридические, школьные тексты. Старошумерский (2750—2315 годы до н. э.) — первая стадия клинописного письма, когда ряд важнейших грамматических морфем уже передаётся на письме. Представлен текстами различной тематики, как историческими (Лагаш, Урук и др.), так и религиозно-литературными (Абу-Салабих, Фара и Эбла). Язык этого периода считается «классическим шумерским». Переходный (2315—2000 годы до н. э.). Появляется большое количество аккадских и двуязычных надписей. Новошумерский (2136—2000 годы до н. э.), когда почти все грамматические морфемы выражены графически. Представлен религиозно-литературными и деловыми текстами Гудеа, правителя II династии Лагаша (2136—2104 годы до н. э.). Многочисленные тексты делового и юридического характера дошли от III династии Ура (2100—1996 годы до н. э.), в том числе законы Шульги, переписка царей и чиновников. Дошло большое количество текстов, но есть все основания считать, что для их писцов шумерский был уже не родным, а изученным в школе языком. Позднешумерский, или старовавилонский шумерский (2017—1749 годы до н. э.), когда все грамматические морфемы выражены графически. Представлен религиозно-литературными и магическими текстами преимущественно Ниппурской школы, шумеро-аккадскими словарями, лексическими, грамматическими и терминологическими справочниками, законами Липит-Иштара, царя Исина. Двуязычные царские надписи дошли от I династии Вавилона (1894—1749 годы до н. э.). В лексике и грамматике ощущается влияние аккадского языка. Послешумерский (1749 год до н. э. — I век до н. э.). Представлен религиозно-литературными, литургическими и магическими текстами (копии позднешумерского периода), в том числе и на диалекте eme-sal, шумерскими фразами и глоссами в аккадских текстах. ------------------------------ Vladimir Emelianov Ох, какую я штуку нашел! Читал статью про иранскую этимологию колоса и пшеницы. И там сравнивают индоиранские слова с дравидскими. Оказывается, дравидское kuli стало эламским shulum. И тут я просто остолбенел. Потому что вот он, переход k > sh, который непонятен при образовании аккад. Shumeru из шум. Ki-en-gi-ra. Между шумерским и аккадским такого перехода нет. Но, оказывается, он возможен между дравидским и эламским, и потому возможен и между шумерским и эламским. Эламский превращает чужие k в свое sh. И тогда Shumeru - слово, пришедшее в аккадский через посредство эламского языка. Дальше начинаю смотреть силлабарии и гимны. Eme-Elam язык эламитов. Eme-Martu язык амореев. Eme-gir15 = shu-we-rum "шумерский язык". Ki-en-gi-ra, если слитно - Ki-en-gir-ak "земля энов (народа) gir". Слушайте, эврика! Название этого народа - gir. А Shumeru его назвали соседи-враги эламиты. Не из шумерского в аккадский это слово, а из гирского в эламский и только потом в аккадский. Итак, ранее мы имели: eme-ngir "язык (народа) ngir" Ki-en-gi-ra2 "земля владык (народа) ngir" Эквивалентом шумерского ngir выступает аккадское ru-bu-u "начальник, правитель, благородный", явно анахроничное и неточное, поскольку это слово известно только в ассирийском диалекте аккадского. Точным эквивалентом ru-bu-u является шумерское nun, ngir же считалось эквивалентом только в очень поздних и провинциальных силлабариях. Ну, и вот еще одно слово: dingir "бог". Оно раскладывается на di "судебный вердикт, судья" + ngir. Бог - существо, выносящее решение по делам народа ngir. Понятно, что все эти тенгри - поздние слова, как раз могшие образоваться в алтайских под влиянием шумерского. Что же такое это таинственное ngir? По семантике похоже, что ngir - высокий, высший. di-ngir - высший судия ngir - высокий, благородный. eme-ngir - высокий, "правильный" язык.

Ответов - 192, стр: 1 2 3 4 5 All

ВанХеда: ka-hul "злоречие" стабильное хозяйство шумеры называли e2-du3-a "дом построенный" (т.е. прочно возведенный)

ВанХеда: В теории протоевфратского субстрата в шуиерском языке Ландсбергер выделил нехарактерные для шумерского языка топонимы, гидронимы и некоторые ремесленные термины, например, «baḫar» — «горшечник», «tibira» – «кузнец» и др. Лингвисты Игнас Гельб и Игорь Дьяконов проанализировали шумерские рукописи и обнаружили в них имена с повторяющимися слогами. Похожие принципы образования личных имен встречаются в языке гиксосов — народа, завоевавшего Древний Египет. Некоторые лингвисты связывают «банановые языки» с семитской культурой, отрицая присутствие дошумерского праязыка на территории Древней Месопотамии.

Трис: месяцы связаны с сезонными видами сельскохозяйственных работ, празднествами и именами богов: 1.bara-zag-gar - Престол святилища (возможна связь с ячменём по М.И. Зильберману), 2. ezem-gu-si-su - Направление волов (на вспашку); 3. sig-u-sub-ba-ga-gar - Помещение кирпича в форму; 4. su-numun - Месяц сева; 5. ne-IZI-gar - Месяц зажигания огней, месяц, когда жаровни / светильники разожжены; 6. kin-inanna - Месяц обряда богини Инанны; 7. du -ku - Месяц Священного Холма; 8. apin-du-a - Месяц отпускания плуга; 9. gan-gan-e/gan-gan-mu-e - Месяц выхода Убийцы (Нергала) или месяц, когда облака появляются ("ган", ивр. - "сад"); 10. ku-su > ab-e - Месяц выхода отцов или месяц (богини) Ашнан; 11. ud-duru - Месяц полбы (темноты?) (месяц двузернянки?); 12. se-kin-ku - Месяц жатвы ячменя; 13. diri-se-kin-ku. Согласно исследованиям древних текстов одна из реконструкций помесячного распределения богов шумерского календаря выглядит следующим образом: 1: Месяц BARA принадлежит Ану и Энлилю, богам, «существовавшим в начале времен». 2: Месяц GU принадлежит Эа — владыке человечества. 3: Месяц SIG принадлежит Сину (богу Луны), первородному сыну Энлиля. 4: Месяц SU принадлежит великому герою Нинурте. 5: Месяц NE принадлежит Нингишзиде, владыке Преисподней. 6: Месяц KIN принадлежит Иштар — владычице всех стран. 7: Месяц DU принадлежит Шамашу — герою Вселенной, судье обоих миров. 8: Месяц APIN принадлежит мудрейшему из богов — Мардуку. 9: Месяц GAN принадлежит великому герою Нергалу-Эрре (богу Преисподней). 10: Месяц AB принадлежит Папсуккалю, визирю Ана и Иштар, правой руке Нергала-Эрры. 11: Месяц UD принадлежит Ишкуру — смотрителю каналов Небес и Земли. 12: Месяц SE принадлежит Семерым — великим богам. Время безраздельного господства Зла, слияние пространства и времени. 13: дополнительный месяц, посвященный Иштар или Ашшуру (по Емельянову В.В.).


Трис: ШУМЕР 1) Оно является видоизмененным словом «Ки-эн-ги» - именно так на глиняных табличках шумеров обозначалась территория, на которой находился храм бога Энлиля. И впоследствии, это слово якобы исказилось до более привычного «шу-ме-ру». 2) По другой версии, слово «шумер» - искаженное слово «ки-эме-гир», которое исследователи перевели как "земля благородного языка".

Трис: Известный исследователь шумеров Руалинсон еще в середине 19 столетия заявил, что их язык имеет очень много общего с тюркским и скифским. Он даже дал шумерам соответствующее название – «вавилонские скифы». Однако через несколько лет исследователь заявил, что ошибся в своих расчетах, и язык шумеров куда более сильно похож на монгольский. А к концу своей жизни Раулинсон вернулся к изначальной версии о родстве шумерского и тюркского языков. Какие же доводы он приводил: 1) В обоих сравниваемых языках имеются неизменяемые глагольные корни, к которым с разных сторон присоединяются суффиксы и преффиксы. 2) На обоих языках есть похожие слова, например, «бог» на шумерском будет «дингир», на тюркском – «тэнгри». 3) Выяснилось, что оба языка имеют одинаковые морфологические особенности.

Трис: Последняя интересная теория была озвучена в 1997 году российских исследователем Дьяконовым. По его предположению, язык шумеров мог быть очень похожим на язык народа мунда, который проживал на северо-востоке полуострова Индостан. Но и в нем было обнаружено очень мало сходства – нашлись лишь общие показатели местоимений первого и второго лица единственного числа, а также общий показатель родительного падежа.

Трис: (с) Vladimir Emelianov Читая одну статью, присланную для консультации, внезапно понял, что гипотеза Шейля-Олбрайта-Крамера по поводу сотворения женщины в книге Бытия довольно слаба с точки зрения шумерологии. Я имею в виду ту известную идею, что жизнь и ребро у шумеров обозначались одним словом ti, и отсюда-де происходит мотив создания жизни (Хаввы) из ребра (s,ela). 1. Шумерское ti значит "ребро" и "стрела". Стрела похожа на ребро. Аккадский эквивалент s,elu (как в еврейской Библии). 2. Жизнь по-шумерски не ti, а nam-til3. То есть, ребро и жизнь обозначаются похожими словами, но во втором слове обязателен абстрактный показатель nam- перед основой, а в падежах проявляется отпавшее окончание -l (nam-til3-la-ni-she3 "ради его жизни"). Они даже не омофоны. Само по себе til3 это не "жизнь", а глагол "жить". Значит: а) создатель текста об Энки и Нинхурсаг ни в коей мере не имел в виду игру словами "жизнь" и "ребро", потому что он знал шумерский язык со всеми окончаниями слов. Ведь в тексте Нинхурсаг говорит своему мужу на диалекте эмесаль: i-bi2 na-aj2-til3-la en-na ba-ug5-ge-a i-bi2 ba-ra-an-bar-re-en "Взглядом жизни, пока не умрешь, никогда я на тебя не посмотрю" (221). А богиню Nin-ti она рождает вместе еще с 7 богами и богинями, и Госпожа ребра никак не выделена в тексте. В заключении к тексту Nin-ti воспевается как nin-iti "госпожа месяца". Это явная игра словами. Сама эта богиня выдумана, и нигде более мы не встречаем ее, в том числе и в этом качестве. Само же слово til3 в тексте больше не встречается; б) человек, который мог ввести такой мотив в Книгу Бытия, не мог знать шумерский язык вообще, не говоря уже о языке со всеми окончаниями, которые в послешумерском пленного периода зачастую не выписывались; в) значит, сам мотив имеет какую-то иную природу, не связанную с шумерским языком. Например, в полинезийских языках, как пишет Фрэзер, кость, из которой человек создает себе жену, называется иви. Это слово означает и "вдова", и "военная жертва". Стало быть, главное тут - какое-то поверие или обычай, а вовсе не игра слов.

ВанХеда: Обозначения четырёх сторон света, для которых хеттами использовались шумерограммы : IM.KUR.RA ‘восток (горный, восточный ветер)’, IM.MAR.TU ‘запад (степной, западный ветер)’, IM.SI(.SÁ) ‘север (прямой, северный ветер)’, IM.GAL\GÀL.LU ‘юг (большой, южный ветер)’. Наряду с обозначением сторон света посредством шумерограмм для ветров, хетты использовали и другой способ,распространённый и в Месопотамии – через точки появления и исчезновения солнца на небосводе: ṢĒT dUTU-aš ‘восход, восток’ ŠÚ.A dUTU-aš ‘закат, запад’.

Хеда: созвездие Водолея: Большой человек или Великан (шум. GU.LA (GU)), изображавшееся в виде длинноволосого бородатого человека, из раскинутых рук которого изливается вода. Позже он обзавелся кувшином, а еще позже изображали просто сосуд без человеческой фигуры. На аккадском языке созвездие называлось Ku-ur‑ku (текущая вода), Rammān или Rammānu (Бог шторма); в более ранних надписях - Imma. Предполагается, что символика созвездия связана с проливными дождями, максимум которых выпадает в Месопотамии именно в это время.

ВанХеда: "По мнению А. Фалькенштейна (нем.)русск. аккад. Šumerû воспроизводит шумерское шум. Ki-en-gi(-r) (Киэнги(р)), вернее диалектную форму этого названия[1]. Возражая ему И. М. Дьяконов, указал на отсутствие убедительных свидетельств диалектного перехода k > š и предложил рассматривать написание Ki-en-gi как составную идеограмму KI.EN.GI с чтением Šumer[1]. Этимология самого названия «Киэнги» не имеет общепризнанного толкования: если О. Вестенхольц (датск.)русск. возводит его к Ki-eme-gir15 (где шум. Ki — «место, земля», а шум. eme-gir15 — «шумерский язык»; получается: «земля шумерского языка»), то В. Х. Ф. Рёмер предлагает иное толкование: шум. Ki — «место», а шум. eĝi — «князь»[1]. Самое раннее упоминание топонима «Киэнги» известно из источника раннединастического времени — надписи урукского царя Эншакушанны (ок. 2450 года до н. э.), в которой последний именует себя «владыкой Киэнги, царём страны (то есть Шумера)»[1]. Предполагается, что первоначально «Киэнги» было лишь именем поселения около древнего города Ниппура, в котором находился Экур — храм общешумерского верховного бога Энлиля; однако впоследствии это название распространилось на всю центральную и южную часть Южной Месопотамии (Двуречья)[1]."

ВанХеда: шумер. gizzal «ушная раковина; ухо; разум», geshtu2-sudra «широкое ухо»

Трис: в шумерском языке есть форма множественного числа, образуемая удвоением слова: udu-udu "много баранов".

Василина: (с) Vladimir Emelianov Стоит только начать делать что-нибудь, как банальности сразу рассыпаются, и ты оказываешься перед хаосом фактов, которые трудно подвести под общую теорию. Во многих книжках написано, что древние календари отражают фазы полевых работ. Но вот календарь города Лагаша. Выше я писал об окказиональных месяцах, когда год обозначался по падению небесного тела или особенно громкому крику коз. А вот постоянные месяцы. И они образуют некоторую систему, крутящуюся вокруг ячменя, скота (быков и овец) и пива. Смотрим староаккадский текст: i. Buru14-mashx (март-апрель) доля урожая (растительная жертва: хлеб и пиво из первого урожая для богов Лагаша) ii. gu4-ra2-IZI-mu2-mu2 поджигание быка (животная жертва, стало быть) iii. ezem Li9-si4 праздник Лисин (Лисин ищет в отступающем разливе своего утонувшего сына) iv. shu-numun сев раннего ячменя v. ezem-munu4-gu7 праздник поедания солода (жертва богине Нанше) vi. ur (фиг его знает! Ур-ур какой-то, лев или собака) vii. ezem-dBa-U2 праздник богини Бау (ее брак с Нингирсу и праздник мертвых) viii. mu-shu-du8 держание года (видимо, прощание с полугодием) ix. mes-en-DU-she-a-nu2 Месанду залег в ячмене (бог мертвых, видимо, сделал нивы бесплодными) x. amar-a-a-si телята наполняются семенем xi. she-kin-a жатва ячменя xii. ezem-she-il2-la поднесение ячменя (баранам во имя Нанше) В эпоху 3 династии Ура происходят изменения: на месте непонятного уже для самих шумеров месяца ur оказывается месяц праздника Думузи, а в канун осеннего равноденствия начинается праздник царя-бога Шульги. Священный брак отодвигается на месяц назад. Ur III i. burux-mash ii. gu4-ra2-IZl-mu2-mu2 iii. ezem dLi9-si4 iv. shu-numun v. ezem-munu4-gu7 vi. ezem dDumu-zi vii. iti dShul-gi месяц царя Шульги viii. ezem-dBa-U2 ix. mu-shu-du8 x. amar-a-a-si xi. she-kin-a xii. ezem-she-il2-la И что же получается? Получается, что календарь Лагаша в эпоху 3 династии Ура как-то слабо описывает полевые работы. В нем нужно различать: а) 4 месяца жертвоприношений, связанных с получением новых продуктов (ячменя и приплода); б) 3 месяца почитания богов; в) 1 месяц почитания царя-бога; г) 2 месяца, названных в честь полевых работ; д) 1 месяц, связанный с потенцией скота; е) 1 непонятный месяц. Если же посмотреть на цикл как таковой, то, согласно табличке NBC 7439, он начинается с потенции детенышей скота в декабре-январе. Потом идет жатва ячменя, поднесение только что собранного ячменя овцам, растительная и животная жертва богам, оплакивание колосьев, утонувших во время половодья, сев нового ячменя, поднесение богам солода, три месяца божественных ритуалов, завершающихся браком бога и богини, и отпускание года на покой.

Яванна Алексиевич: "ти" (ti) — жизнь и "ама" (ama) — мать.

Василина: Со времён Гудеа в шумерском языке появляется понятие a-nun-na-ke4-ne — "семя Господина" — коим обобщённо называли собратьев бога богатыря-Нинурта, всех отпрысков Энлиля (или Ана, или Энки) — собрание молодых могучих и светлых богов (тем не менее, не равных своему старшему брату). Позже, под Ануннаками стали подразумевать Собрание богов среди их сонма, но опять же не выделяя сим словом наиглавнейших, но лишь некую часть. И не было постоянства в причислении к Ануннакам кого-либо поимённо, обобщая тем словом от семи и до шестисот божеств. Вавилоняле, во II тыс.д.н.э. добавили ещё и общество Игигов (i-gi4-gi4-ne), противопоставив одних другим, опять же не оставляя нас в некотором неведении относительно такового выделения. И были Игиги в одних строках над Ануннаками, но в других находились в их услужении. (с) Лев Абалкин

Василина: есть слово "неберту" - переход, переправа, есть "неберу" - паром. Оба эти слова использовались в астрономических/астрологических текстах. Есть слово "Ниппур/Нибру" - но оно, видимо, дошумерское ещё. Но вот слово "нибиру" - не известно.

Василина: По-шумерски — мудрый, мудрейший, всеведущий — " igi-gal2" значит "большое око" Большой брат - шэсгаль

Олег Гуцуляк: esh2 "веревка", она измеряет что-то

Василина: (с) Vladimir Emelianov · Необыкновенно интересные вещи происходят с этимологией шумерского слова ezen "праздник". Его аккадский эквивалент isinnu, и это двойное n - явный показатель шумеризма. Между тем, в аккадском есть слово simaanu "сезон, срок для какого-то времени, временная отметка", которому соответствует шумерское слово isin, имеющее аккадский эквивалент ishennu "урожай". Слово simaanu происходит от корня wasaamu "to be fitting, proper, suitable". В арабском языке также есть основа wasaamu "делать метку каленым железом, клеймить", откуда mawsim "сезон года". В древнееврейском есть глагол simen "ставить знаки, метки; отмечать знаками". Таким образом, сами же древние попадают в немалую путаницу, потому что ezen-isinnu "праздник" смешивается с isin-ishennu "урожай", а все это в целом сводится к семитской основе то ли wsm, то ли smn с одинаковым значением "ставить метки". В принципе понятно, что шумерское ezem/n, скорее всего, происходит именно от этого wsm (в эфиопском wsn) "ставить метку, клеймить". Праздник это клеймо, знак, отметка. То, что мы называем маркером. Маркер священного бытия.

Василина: «Клевета» (eme-sig-ga) "Зло, заклятие" (hul) a-a-ĝu10-ra ù-na-[a-d]u11, “to my father, please tell him!”

Василина: dumu-ĝu10, “my son” “Enki spoke to his son Asalluḫi” (den-ki-ke4 dumu-ni dasal-lú-ḫi-e gù mu-na-dé-e)

Василина: "мудрость" (tuéštu), «совет» (ad gi4-gi4), «ответ» (ba-an-gi4) и «прозрение» (nam-igi-ĝál)

Василина: “shepherd” (sipad) and “expert” (mas-su)

Олег Гуцуляк: в IV тыс. до н. э. обособился шумерский язык, состоявший из «языка мужей» и «языка жен», т. е. диалектов eme-gir и eme-sal

Олег Гуцуляк: КАГАЛ “great gates” (ká gal)

Олег Гуцуляк: “at night” (á-ge6-ba) á-u4-te-na, “in the evening” understanding (umuš), advice (galga) and planning (dím-ma),

Олег Гуцуляк: en-tur, “young lord”

Олег Гуцуляк: Шеду — в шумеро-аккадской мифологии дух-хранитель человека, выражающий его индивидуальность. В сугубо мужской форме именовался шеду (по-аккадски) и алад (по-шумерски). Шум. alad "spirit", a "крыло".

Василина: @ дуг4 ГОВОРИТЬ 21.1 @ ки ЗЕМЛЯ 18.6 @ шу ЛАДОНЬ 15.4 @ галь БОЛЬШОЙ 13.5 @ лу2 ЧЕЛОВЕК 13.3 @ э2 ДОМ 12.3 @ гар КЛАСТЬ 12.3 @ шаг4 СЕРДЦЕ 11.5 @ кур ГОРА 11.3 @ лугаль ЦАРЬ 10.8 ("большой человек") @ уд ДЕНЬ 10.8 @ иги ГЛАЗ 10.2 @ куг СВЕТЛЫЙ 9.5 @ ан НЕБО 9.4 @ саг ГОЛОВА 8.9 @ эн ВЛАДЫКА 8.7 @ э3 ВХОДИТЬ или ВЫХОДИТЬ 8.5 @ ак ДЕЛАТЬ 8.5 @ губ СТАВИТЬ 7.8 @ ген ИДТИ 7.7 @ галь2 НАХОДИТЬСЯ 7.7 @ ниг2 ВЕЩЬ 7.6 @ ири ГОРОД 7.2 @ де6 НЕСТИ 7.1 @ зид ПРАВЫЙ 7.1 @ "ги4" ВОЗВРАЩАТЬСЯ 7.0 @ "мах" МОГУЧИЙ 6.8 @ "иним" СЛОВО 6.5 @ "ме" БЫТЬ 6.5 @ "дингир" БОГ 6.4 @ "а" ВОДА 6.4 @ "думу" РЕБЁНОК 6.4 @ "дуг3" ДОБРЫЙ 6.3 @ "зу" ЗНАТЬ 5.9 @ "а2" РУКА 5.6 @ "ме" ЖИВОЕ СУЩЕСТВО 5.5 @ "шум2" ДАВАТЬ 5.1 @ "ла2" ВЕШАТЬ 5.1 @ "нам" СУДЬБА 5.1 @ "са2" РАВНЫЙ 5.0 @ "иль2" ПОДНИМАТЬ 4.9 @ "нин" ГОСПОЖА 4.7 @ "ду3" ВЫПРЯМЛЯТЬ 4.6 @ "тар" РЕЗАТЬ 4.5 @ "саг9" ХОРОШИЙ 4.4 @ "ге26" Я 4.4 @ "гу2" ШЕЯ 4.3 @ "гу3" ГОЛОС 4.2 @ "калам" ШУМЕР 4.2 @ "туку" БРАТЬ 4.0 @ "гу7" ЕСТЬ 4.0 @ "ду8" РАССТИЛАТЬ 4.0 @ "ама" МАТЬ 4.0 @ "му" ИМЯ 4.0 @ "де2" ЛИТЬ 3.9 @ "зиг3" ВСТАВАТЬ 3.9 @ "даб5" ХВАТАТЬ 3.8 @ "пад3" НАХОДИТЬ 3.8 @ "те" ПРИБЛИЖАТЬСЯ 3.7 @ "аг2" МЕРЯТЬ 3.6 @ "ур-саг" ГЕРОЙ 3.6 ("собачья голова") @ "кур9" ВХОДИТЬ 3.5 @ "суд" ДАЛЕКИЙ 3.5 @ "за" ТЫ 3.5 @ "туд" РОЖДАТЬ 3.4 @ "а-а" ОТЕЦ 3.4 @ "ка" РОТ 3.3 @ "си" РОГ 3.3 @ "гири3" НОГА 3.2 @ "хуль2" РАДОСТНЫЙ 3.1 @ "уг3" ЛЮДИ 3.1 @ "ус2" СОСЕДНИЙ 3.0 @ "ни2" СТРАХ 2.9 @ "нун" ПРИНЦ 2.9 @ "шуб" ПАДАТЬ 2.7 @ "гуд" БЫК 2.7 @ "заг" СТОРОНА 2.7 (буквально-"плечо") @ "гиш" ДЕРЕВО 2.7 @ "бар" ОТКЛАДЫВАТЬ В СТОРОНУ 2.7 @ "ри" НАПРАВЛЯТЬ 2.7 @ "гуль" РАЗРУШАТЬ 2.6 @ "сипад" ПАСТУХ 2.6 ("клеймящий рога") @ "му" ГОД 2.6 @ "туш" САДИТЬСЯ 2.5 @ "ну2" ЛОЖИТЬСЯ 2.5 @ "ше" ЯЧМЕНЬ 2.5 @ "си" НАПОЛНЯТЬ 2.4 @ "му2" РАСТИ 2.3 @ "а-на" ЧТО? 2.3 @ "дириг" ПРЕВОСХОДНЫЙ 2.3 @ "сиг10" ПОМЕЩАТЬ 2.3 @ "гиг" БОЛЬНОЙ 2.2 @ "ду7" СОВЕРШЕННЫЙ 2.2 @ "хуль" ЗЛОЙ 2.1 @ "тиль3" ПРОЖИВАТЬ 2.1 @ "кур2" РАЗЛИЧНЫЙ 2.1 @ "баль" ПЕРЕВОРАЧИВАТЬ 2.1 @ "таг" ПРИКАСАТЬСЯ 2.1 @ "тур" МАЛЕНЬКИЙ 2.0 @ "хур-саг" ГОРНАЯ ГРЯДА 2.0 ("царапать"+"голова") @ "ра" БИТЬ 2.0 @ "эш3" ЧАСОВНЯ 2.0 @ "за-гин3" ЛАЗУРИТ 2.0 ("горные бусины") @ "у2" ТРАВА 2.0 @ "эд3" ПОДНИМАТЬСЯ или СПУСКАТЬСЯ 2.0 @ "уд" БУРЯ 2.0 @ "ид2" ВОДНЫЙ ПОТОК 1.9 @ "куд" ОТРЕЗАТЬ 1.9 @ "дагаль" ОБШИРНЫЙ 1.9 @ "а-ба" КТО? 1.9 @ "па" ВЕТКА 1.9 @ "гештуг2" УХО 1.9 ("одеяние слуха") @ "бараг" ПОМОСТ 1.8 @ "зи" ЖИЗНЬ 1.8 (буквально: "дыхание") Note: В Библейских текстах это слово употребляется в том же значении. "...и вдохнул в него дыхание жизни..." ("Книга Бытия"). Русские слова "дух", "душа" и "вдохновение" содержат тот же корень. @ "диб" ПРОХОДИТЬ 1.8 @ "гид2" ДЛИННЫЙ 1.8 @ "бар" ВНЕШНЯЯ СТОРОНА 1.8 (буквально: "бок") @ "ма2" ЛОДКА 1.8 @ "дам" ЖЕНА 1.8 @ "и3" МАСЛО 1.7 @ "мунус" ЖЕНЩИНА 1.7 @ "эр2" СЛЕЗА 1.7 @ "ген6" ПРОЧНЫЙ 1.7 @ "нам-лугаль" ЦАРСТВОВАНИЕ 1.7 ("судьба царя") @ "калаг" КРЕПКИЙ 1.7 @ "ме3" БИТВА 1.7 @ "хе2-галь" ИЗОБИЛИЕ 1.7 ("пусть будет!") @ "шуль" ЮНОША 1.7 @ "заль" ПЕРЕХОДИТЬ 1.6 @ "э-не" ОН, ОНА 1.6 @ "шеш" БРАТ 1.6 @ "саг3" БИТЬ 1.6 @ "габа" ГРУДЬ 1.6 @ "наг" ПИТЬ 1.6 @ "хи-ли" КРАСИВЫЙ 1.5 @ "тиль" ПОЛНЫЙ 1.5 @ "сикиль" ЧИСТЫЙ 1.5 @ "дили" ЕДИНСТВЕННЫЙ 1.5 @ "э2-галь" ДВОРЕЦ ("большой дом") 1.5 @ "мушен" ПТИЦА 1.5 @ "эдин" СТЕПЬ 1.5 @ "кеше2" СВЯЗЫВАТЬ 1.5 @ "хуш" ЯРОСТНЫЙ 1.5 @ "абзу" ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ 1.4 @ "нин9" СЕСТРА 1.4 @ "амаш" ЗАГОН ДЛЯ ОВЕЦ 1.4 @ "ку6" РЫБА 1.4 @ "шар2" МНОГОЧИСЛЕННЫЙ 1.4 @ "тукуль" ОРУЖИЕ 1.4 @ "ур2" КОРЕНЬ 1.4 @ "куш2" УТОМЛЕННЫЙ 1.1 @ "ги6" НОЧЬ 1.1 @ "ам" ДИКИЙ БЫК 1.1 @ "гири17-заль" РАДОСТЬ 1.1 @ "за3-ми2" ХВАЛИТЬ 1.1 @ "гур" ПОВОРАЧИВАТЬ 1.1 @ "ки-баль" МЯТЕЖНАЯ СТРАНА ("перевернутая земля") 1.1 @ "а-шаг4" ПОЛЕ 1.1 @ "теш2" СОГЛАСИЕ 1.1 @ "ди" СУД 1.1 @ "ки-туш" МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА ("место+сидеть") 1.1 @ "сахар" ПЕСОК 1.1 @ "у3" И 1.1 @ "ки-сикиль" ДЕВУШКА ("чистое место") 1.1 @ "аб2" КОРОВА 1.1 @ "ги" ТРОСТНИК 1.1 @ "ни2-би" СЕБЯ 1.0 @ "кар" УБЕГАТЬ 1.0 @ "дуль" СКЛАДЫВАТЬ ВМЕСТЕ 1.0 @ "куг" ДРАГОЦЕННЫЙ МЕТАЛЛ ("блестящий") 1.0 @ "ур5" ТОТ 1.0 @ "шир3" ПЕСНЯ 1.0 @ "тах" ПРИБАВЛЯТЬ 1.0 @ "киг2" ИСКАТЬ 1.0 @ "ме-лем4" "УЖАСНОЕ СИЯНИЕ" 1.0

Василина: a2-lu-lim — «олень-самец» или «вол» Алулим, А-Лулим или А-лу-лим (шум. a2-lu-lim — «олень-самец»[1] или «вол») — первый полумифический додинастический царь шумеров, правивший в первом допотопном городе Древнего Шумера Эриду, расположенном на юге Месопотамии. Вероятно, ему приписывалось божественное происхождение. Время правления может относится к периоду Джемдет-Наср (XXX в. до н. э.), который закончился потопом. Раскопки в Ираке выявили доказательства локальных наводнений в районе Шуруппака и других шумерских городов. Слои речных отложений, радиоуглеродным методом датирируемых примерно 2900 г. до н. э., прерывают непрерывность поселений, расширяясь далеко на север до города Киш. Полихромная керамика периода Джемдет-Наср была обнаружена непосредственно ниже слоёв наводнений.[2] Алулим считается легендарным правителем шумеров, поскольку его существование не подтверждено другими источниками, кроме Ниппурского царского списка: 1. После того, как царская власть была ниспослана с небес, 2. царская власть пребывала в Эриду. 3. В Эриду Алулим стал царём; 4. он правил 28800 лет. 5. Алалгар правил 36000 лет. 6. 2 царя; 7. они правили 64800 лет.[4] Древнее Междуречье В разных вариантах Царского списка продолжительность правления Алулима заметно отличается[5][6]: WB 444: 8 саров, что равняется 28800 лет. WB 62: 18 саров и 4 нера, что равняется 67200 лет. UCBC 9-1819: 10 саров, что равняется 36000 лет. «сар» означало «царское число», а именно 3600, Вавилонская история Бероса (царь Алор): 10 саров, что равняется 36000 лет. В любом случае принято считать, что древность и продолжительность правления допотопных царей значительно завышены. Существует предположение, что сары и неры должны восприниматься как годы и месяцы соответственно.[7] В таком случае Алулим правил всего 8, 10 или 18 лет и 4 месяца. В диаграмме допотопных поколений в вавилонской и библейской традиции профессор Уильям Вольфганг Хелло (англ.)русск. ассоциирует Алулима с получеловеком-полурыбой, культурным героем (Абгаллу) Адапой (или Оанном) и предполагает тождество Алулима и Еноса, потомка Сифа согласно 5-й главе книги Бытия. Уильям Ши предполагает, что Алулима можно ассоциировать с библейским Адамом[8].

Василина: ма - «корабль» + лах - «идти» > иврит מַלָּח маллах («моряк») תרנגולת тарнеголет («курица», по-шумерски тар лугал означало «царская птица»), היכל hейхаль («дворец» - эгаль), אַשָּף ’ашшаф («маг», «колдун» - в древнем Шумере жреца-целителя называли ишиб, а в современном иврите «ашаф» это «шеф-повар»). как אגם ’агам («озеро», шум. агам), אִכָּר ’иккар («пахарь», шум. энгар), אָמָּן ’омман («мастер», шум. уммеа).

Василина: Но разве случайны совпадения слов баскских и шумерских: «делать»: эки (баск.) и ага (шумер.), «владыка»: яун и эн, геси — «палка» и гиш — «дерево», «идти»: гин и гин, «человек»: гис и гиш, «кирпич»: гирли и гир, (х)аур «дитя» и ур «отпрыск», «собака»: (х)ор и ур, «город»: (х)ири и уру, ири, гиро «температура» и гири «огонь», мусико «рыба» и муш-ку «змея-рыба» и т. д.? Даже баско-картвельское слово «суа» «огонь» имеет шумерские аналоги: су-у «красный», са «огненно-красный», ша «солнечное сияние», шаха(н) «горячий, теплый». Это слово 30 тысяч лет до н. э. звучало как сахва «солнце» и сохранилось в индоевропейских языках (сех-ву) и алтайском (сиба). Ибо прабаско-картвелы и прашумеры сталкивались в то далекое время с индоевропейцами на Дунае и с алтайцами на Дону. Да, неисповедимы пути народны… (с) А. Кифишин https://history.wikireading.ru/265018

Олег Гуцуляк: Со времён #Гудеа в шумерском языке появляется понятие a-nun-na-ke4-ne — "семя Господина" — коим обобщённо называли собратьев бога богатыря-#Нинурта, всех отпрысков Энлиля (или Ана, или #Энки) — собрание молодых могучих и светлых богов (тем не менее, не равных своему старшему брату). Позже, под Ануннаками стали подразумевать Собрание богов среди их сонма, но опять же не выделяя сим словом наиглавнейших, но лишь некую часть. И не было постоянства в причислении к Ануннакам кого-либо поимённо, обобщая тем словом от семи и до шестисот божеств. Вавилоняле, во II тыс.д.н.э. добавили ещё и общество Игигов (i-gi4-gi4-ne), противопоставив одних другим, опять же не оставляя нас в некотором неведении относительно такового выделения. И были Игиги в одних строках над Ануннаками, но в других находились в их услужении...

Василина: еврейское слово heḵal «храм» является по происхождению шумерским и восходит к É.GAL «храм» или «дворец», буквально «большой дом».

Василина: приклади схожості у фундаментальній лексиці зазначених мов: 1) шум. mah ‘великий’ [The Pennsylvania Sumerian Dictionary]; протоаустр. *mak [Austric etymology]; 2) шум. tab, pil [Halloran]; протоаустр. *TVw ‘гарячий, вогонь’ [Austric etymology]; 3) шум. siki, síg ‘волосся, шерсть’ [Halloran]; протоаустр. *ʔsVk [Austric etymology]; 4) шум. mar ‘воша’ [The Pennsylvania Sumerian Dictionary]; протоаустр. *má ‘воша’ [Austric etymology]; 5) шум. du ‘все, весь’. du3 ‘все, весь’, dur ‘сукупність’; протоаустр. *tUm ‘все, весь’, ‘численний’ [Austric etymology]; 6) шум. kur ‘гора’ [Дьяконов 1967, 56]; протоаустр. *rU ‘гора’, протоавстроаз. *bǝru ‘гора’, мунда buru, протоавстронез. *oro ‘гора, пагорб’ [Austric etymology]; 7) шум. tab ‘горіти’ [Halloran]; протоаустр. *TVw ‘вогонь’, ‘гарячий’; 8) шум. ba; ru; sum ‘давати’ [Halloran]; протоаустр. *wVj ‘давати’; 9) шум. GIŠ ‘дерево’ [Сулейменов 1990, 546]; протоаустр. *XVw ‘дерево’; протоавстроаз. *Cǝhua ‘дерево’, протоавстронез. *kaSiw ‘дерево’ [Austric etymology]; 10) шум. sud, sù; su ‘віддаляти’, ‘витягувати’; ‘далекий’, ‘довгий’ [Halloran]; протоаустр. *ʔʒVŋ ‘довгий’Austric etymology]; 11) шум. a-rá ‘дорога, шлях’ (на думку Дж.А. Хеллорана, походить від a ‘де’ + rá ‘йти’, ‘нести’); du10-ús ‘дорога’ (на думку Дж.А. Хеллорана, походить від du10 ‘хороший’ + ús ‘прямувати’) [Halloran]; протоаустр. *ra ‘дорога’ [Austric etymology]; 12) шум. ìa, ì ‘жир’, ‘масло’, ‘вершки’ [Halloran]; li. li2 ‘жир, масло; вершки’ [The Pennsylvania Sumerian Dictionary]; протоаустр. *lVńa, ‘жир, олія’; протоавстроаз. *lǝń ‘жир’ [Austric etymology]; 13) шум. šur, sur ‘дощити’, ‘лити(ся)’, ‘чавити (сік)’; šèg ‘дощ’, ‘дощити’ [Halloran]; протоаустр. *ʔʒVʔń ‘дощ’; протоавстронез. *quzaN ‘дощ’; мунда kɔʒʔ ‘дощ’, протомяояо *CčaL.C ‘дощ’ [Austric etymology]; 14) шум. ĝeštun3; tun3 ‘сумка’; ‘шлунок’ [The Pennsylvania Sumerian Dictionary]; протоаустр. *tVń ‘живіт’, ‘пуп’ [Austric etymology]; 15) шум. sig7, se12(-g), sa7(-g) ‘жовтий’, ‘зелений’, ‘блідий’, ‘давати життя’, ‘створювати’, ‘жити’, ‘прекрасний’, ‘садити’, ‘виполювати бур’яни’(на думку Дж.А. Хеллорана, походить від si ‘стебло’ + ég, ‘зрошувати’) [Halloran]; протоавстроаз. cVj ‘жовтий’; протов’єт. Caj ‘жовтий’; протокхмуй. *sa:j ‘жовтий’; 16) шум. gú, ki ‘земля’, ‘місце’, kur ‘(чужа) земля’ [Halloran]; протоавстроаз. *koh/*gɔ ‘острів’; тай. ko.A ‘острів’; кхмер. Kaoh острів [Austric etymology]; 17) шум. ul ‘зірка’, ‘орнамент’ [Halloran]; шум. mul ‘сяяти’; mul; mul2, mul4 ‘зірка; сяяти, випромінювати (світло)’; mulan ‘зірка’, mul-an ‘небесна зірка’ [The Pennsylvania Sumerian Dictionary]; протоаустр. *laʔń ‘зірка; місяць’; протоавстронез. *bulaN ‘місяць’ [Austric etymology]; 18) шум. gug ‘зуб; дзьоб’ [The Pennsylvania Sumerian Dictionary]; протоаустр. *ŋVk ‘зуб’, ‘ясна’; прототай. hŋɨak ‘ясна’, ‘зябра’ [Austric etymology]; 19) шум. mu ‘ім’я’ [Halloran]; протоаустр. *PVN ‘ім’я’; протомяо-яо *mpuaB ‘ім’я’; протоаустр. *mɨh ‘ім’я’ [Austric etymology]; 20) шум. gu7, kú ‘їсти’, ‘їжа’ [Halloran]; шум. gub їсти [The Pennsylvania Sumerian Dictionary]; протоаустр. *ɣup ‘їсти, сидіти’; протоавстроаз. *hu:p/*ha:p ‘їсти’ [Austric etymology]; 21) шум. gag, kak ‘цвях’, ‘клинець’, ‘кістка’, ‘коліно’ [Halloran]; протоаустр. CǝC-, протокатуй. *ha:ŋ ‘кістка’ [Austric etymology]; 22) шум. úr ‘корінь’, ‘основа’ [Halloran]; arina ‘корінь’ [The Pennsylvania Sumerian Dictionary]; протоаустр. *ʔrEʒ ‘корінь, повзуча рослина’; протоавстронез. *waRej ‘виноградна лоза’, ‘повзуча рослина’, ‘корінь’ [Austric etymology]; 23) шум. umun [u3-mun; u3-mu-un; umun ‘кров’ [The Pennsylvania Sumerian Dictionary]; протоаустр. *hVm ‘кров’ [Austric etymology]; 24) шум. pad, pað x ‘кусати’; zú...kud/ku5 ‘кусати’; to bite (zú ‘зуб’ + kud/ku5 ‘різати’) [Halloran]; протоаустр. *KVt [Austric etymology]; 25) шум. ba-rV ‘літати’, ‘тікати’ [Halloran]; протоаустр. *par ‘літати’; протопалаунг. *pVr ‘літати’ [Austric etymology]; 26) шум. UD.dNANNA ‘місяць’, ‘місячне світло’ [Halloran]; протоаустр. laʔń ‘зірка’, ‘місяць’; прототай. *P-ʔnɨanA ‘місяць’ [Austric etymology]; 27) шум. uzu ‘м’ясо’ [Halloran]; протоаустр. *ʔsaʔci ‘м’ясо’; протоавстронез. *asi, *Sesi ‘м’ясо’ [Austric etymology]; 28) шум. lillan ‘зерно’ [The Pennsylvania Sumerian Dictionary]; протоаустр. *lVŋ ‘насіння, яйце’; протоавстроаз. *lɔ:ŋ / *lǝ:ŋ ‘насіння, яйце’ [Austric etymology]; 29) шум. ASH ‘рисочка’, ‘одиниця’ [Сулейменов 1990, 547]; протоаустр. *ʔVʔc ‘один’; протоавстронез. *asa, *esa, *isa ‘один’ [Austric etymology]; 30) шум. umbin ‘пазур’, ‘кіготь’, ‘копито’, ‘волосся’, ‘шерсть’, ‘спиця’, ‘колесо’ [Halloran]; протоаустр. mVŋ ‘кіготь, ніготь’; протов’єт. *mɔŋʔ ‘кіготь, ніготь’; протокхмуй. *muǝŋ ‘кіготь, ніготь’; протоавстроаз. hVm, lVm ‘кіготь, ніготь’ [Austric etymology]; 31) шум. mur, ur5 [GAR] ‘легені’, ‘печінка’ [Halloran]; протоавстроаз. *luom, протокатуй. *luɔm, протов’єт. *lɔm ‘печінка’ [Austric etymology]; 32) шум. si ‘наповнювати’; sig ‘лити’, ‘відливати (з металу)’, ‘заливати у форму’ [The Pennsylvania Sumerian Dictionary]; протоаустр. *CVk ‘повний’, ‘важкий’ [Austric etymology]; 33) шум. du; gin, gen ‘ходити’, ‘йти’, ‘приходити’ [Halloran]; протоаустр. *tVʔŋ ‘приходити, йти’; прототай. *dVŋ ‘приходити, з’являтися’ [Austric etymology]; 34) шум. ku6; kíñ/kinku6 ‘риба’ [Halloran]; протоаустр. Proto-Austric: *kVʔn ‘риба’, ‘змія’; протоавстроаз. *gi:ŋ/*giɛŋ ‘змія’ [Austric etymology]; 35) шум. si ‘ріг’ [Halloran]; шум. siam ‘роги’ [The Pennsylvania Sumerian Dictionary]; протоаустр. *ʔcVŋu ‘кістка’, ‘ріг’; протоавстроаз. *CǝCʔɨaŋ ‘кістка’ [Austric etymology]; 36) шум. ur ‘собака’ [Halloran]; шум. urgir, urki ‘собака’ [The Pennsylvania Sumerian Dictionary]; протоаустр. *lVr, мунда Khr solog, протомяо-яо *kluC, протоавстронез. *kuli ‘собака’ [Austric etymology]; 37) шум. ĝiri ‘нога’ [Дьяконов 1967, 48]; протоаустр. *kVŋ ‘нога’, ‘промежина’; протоавстроаз. *kɔ:ŋ/*kaŋ ‘нога’; протоаустр. *ʔʒVŋ ‘нога, ступня’ [Austric etymology]; 38) шум. šarag ‘сухий’; šu-ru-ug, šaragx ‘висушувати’ [The Pennsylvania Sumerian Dictionary]; протоаустр. *ʔraʒ ‘сухий’; протоавстроаз. *rajh ‘сухий’ [Austric etymology]; 39) ANE (ENE) вказівний займенник “те, та, той” [Сулейменов 1990, 545]; протоаустр. *neʔ, протокатуй. *neʔ, протов’єт. *naʔ, протопалаунг. *n[e]ʔ ‘цей, той’ [Austric etymology]; 40) шум. lum ‘добриво’, ‘хмара’ [Halloran]; шум. IMUD ‘хмара’?; протоаустр. *mV[r], *mVt ‘хмара’; протоавстроаз. *mǝl, протоаустр. ‘хмара’; протоавстронез. *lemer ‘хмара’ [Austric etymology]; 41) шум. ten; te-en ‘холод’ [Halloran]; протоавстроаз. ŋVn/ŋVŋ ‘холод’; протоавстронез. *dịŋin ‘холод, холодний’ [Austric etymology]; 42) шум. a’ba ‘хто’ [Дьяконов 1967, 63]; протоаустр. *pV(w) ‘хто’, ‘що’; протоавстроаз. *bVw ‘хто’; протоавстронез. *apa ‘хто’ [Austric etymology]; 43) шум. *nitaĥ-dam>nitalam ‘чоловік’ [Дьяконов 1967, 49]; протоавстронез. *mu(ń) túh, mu(N)t’uq, mat’ah ‘ворог’ [Пейрос 1988, 328]; шум. lulu ‘чоловік’ [The Pennsylvania Sumerian Dictionary]; індонез. lelaki, тагал. lalaki ‘чоловік’ [Мосенкис 1997, 16]; 44) шум. gú ‘шия’, ‘потилиця’, ‘загривок’, ‘берег річки’, ‘бік’, ‘сторона’, ‘край’; gun [GÚ-UN] ‘загривок’ [Halloran]; протоаустр. *kUʔ, протоавстроаз. *kɔ, мунда koŋko ‘шия’ [Austric etymology]; 45) шум. eme ‘язик’ [Дьяконов 1967, 41]; протоавстронез. *SVmV, протоавстроаз. *Sema, прототай. *ma ‘язик’ [Austric etymology] На основі порівняльного аналізу вищезазначених прикладів співзвучності у фундаментальній лексиці шумерської, протоаустричних, протоавстроазіатських, протоавстронезійських, прототай-кадайських, протокхмерських, протокхмуйських, протопалаунгських та протомяо-яо мов та діалектів автор цієї статті виявив ряд відповідностей фонологічних систем шумерської мови та протоаустричних діалектів: · лабіальному вибуховому b (ba-rV ‘літати’, ‘тікати’) перед задньоязиковим а в анлауті, або в інлауті, на другій позиції, між двома голосними задньоязиковими а в шумерській мові відповідає вибуховий p у протоаустр. *par ‘літати’; протопалаунг. *pVr ‘літати’; шум. a’ba ‘хто’; протоаустр. *pV(w) ‘хто’, ‘що’; протоавстроаз. *bVw ‘хто’; протоавстронез. *apa ‘хто’; в ауслауті шумерському b, іноді в інлауті, а також в ауслауті аустричному лабіальному W відповідає шумерський вибуховий b: ba – *wVj; tab – *TVw; · шумерському сонорному m в анлауті відповідають m та вибуховий лабіальний b у протоаустричному: mulan ‘зірка’ – *bulaN ‘місяць’; mar – *má; · свистячому s у шумерській в анлауті, а також z в інлауті відповідає протоаустр. s в аналогічних позиціях: siki, síg – *ʔsVk; uzu – *ʔsaʔci, *asi, *Sesi; · дентальному анлаутному дзвінкому d, іноді глухий t в шумерській мові відповідає глухий дентальний t в аналогічних позиціях у протоаустричних формах: du, dur – *tUm; tab – *TVw; tun3 – *tVń; · шумерський r у більшості випадків відповідає протоаустр. r: kur – *rU, *bǝru, *oro; · велярні шумерські k та g відповідають у різних позиціях протоавстроаз. k, g, іноді х: GIŠ –*XVw, *kaSiw ‘дерево’; gú, ki kur – *koh/*gɔ, ko.A Kaoh; · шумерський l відображається у протоаустр. l: lillan – *lVŋ; · шум. n в інлауті або ауслауті відображається у протоаустр. n: ANE (ENE) – *neʔ, протокатуй. *neʔ, протов’єт. *na. Крім того, слід зазначити, що як у шумерській мові міг відбутися перехід r у h (наприклад, шум. ruš ‘лютий’ передається як ĥuš, і тут іде мова про дзвінкий або слабкий γ або увулярний “французький” r [Канева 1996, 22]), так і в аустричних прамовах можна помітити таке ж чергування: протоаустр. *ɣ, протоавстронез. *R, протоавстроаз. *h [Austric etymology]. Серед основних особливостей рефлексії та аблаутного чергування приголосних у системі вокалізму шумерської та протоаустричних мов і діалектів можна виділити такі: · відображення шумерського -а- в анлауті перед велярними k та h чи r в -а- в аналогічних позиціях, а також в ауслауті та в V перед губними у протоаустричних: mah – *mak; tab – *TVw; mar – *má; · шумерський -і- в ауслауті чи в інлауті (де іноді чергується з -а-) відображається в протоаустр -ǝ- перед сонорними, в -а- або у v у протоаустричних: li, li2 – *lǝń; sig7, se 12(-g), sa7(-g) – cVj; GIŠ – *XVw; ĝiri – *kVŋ; · шумерський -u- в інлауті відображається в u, о, a та v в аналогічних позиціях у протоаустричних чи протоавстронезійських лексемах: mul – *laʔń, *bulaN; ku6; kíñ/ kinku6 – *kVʔn gub – *ɣup, *hu:p/*ha:p. Храновський В.А. До питання про шумерсько-аустричны мовны зв’язки (глоттохронологічний аналіз фундаментальної та повсякденної лексики, фонетичних та морфологічних відповідностей) // Східний світ. – 2013. – № 1. – С. 87-98

ВанХеда: русский шумерский казахский бог - дингир - тенгер (монг.) отец - ада - ата, дада мать -ама, (инанна) - ана родить - ту - туу жить - тил - тири удар - саг, сиг - соккы бок - шаг - жак слушать - гешту - есту ты - зе - сен тот -не - ана опуститься - туш - тусу степь, пол (в юрте) - эден - еден очаг, огонь - удун - от дерево - гиш - агаш три - эш - уш десять - у - он

ВанХеда: есть подозрения, что существовал какой-то индоевропейский субстрат в шумерском. тут на эту тему - http://intertraditionale.kabb.ru/viewtopic.php?f=35&t=1477

Оксана Григоренко: (с) Vladimir Emelianov Между шумерами и китайцами все-таки много общего. "Черноголовые", эн у шумеров и ван у китайцев, МЕ у шумеров и ming у китайцев, корона-men у шумеров и у китайцев, 60-тиричная система как основа исторической хронологии. 12 знаков зодиака. Причем название знаков в Месопотамии шумерское, но само представление о созвездиях и их знаках появляется около XV в. до н.э. в касситском Вавилоне. А в Китае первая известная модель "земных ветвей", т.е. 12 образов для обозначения лет, это XIII в. до н.э. И там явно есть пересечения, причем позиционные. На втором месте там и там Бык. Свинья как 12-й год понятна, если вспомнить 12-й подвиг Геракла - очистку Авгиевых конюшен. Вся грязь накапливается к концу что годового, что 12-летнего цикла. Дракон на пятом месте - аналог шумерского Льва, символ власти. Обезьяна и Стрелец - символы стремительности и всеохватности. Петух связан у китайцев с Сатурном, как и Козерог шумеров, и оба занимают 10-ю позицию. Насколько мне удалось понять, шумеры и китайцы были соседями. Общности в базовой лексике между шумерским и сино-тибетскими нет, но есть некоторые общие слова у китайцев и шумеров (например, shu "рука"), у шумеров и бирманцев (lu "взрослый мужчина"). Что касается эна, то есть реконструкция ewen > en, правда, спорная, как и все шумерологические реконструкции. Тянь-дингир как раз работает хорошо. Тянь китайцев, тэнгри древних тюрок, которые жили вплотную к ним, и дингир шумеров. Соседи.

Оксана Григоренко: (с) Олег Гуцуляк Сино-кавказская ветвь (по А. Томбетти и С. Старостину), прародина которой находилась в иранском Загросе, разделилась 8 тыс. лет назад на сино-тибетские (китайский, тибет-бирманские, бай, дунганский), северо-кавказские (абхазо-адыгские, хаттский, нахско-дагестанские, хуррито-урартские), палеопиренейские (баскский, аквитанский, лигурийский, пиктский), палеоенисейские (кетский, коттский, аринский, ассанский), палеокашмирские (бурушаски), на-дене (атабасский, тлингитский, хайда, апачи, навахо). Прародина языков сино-тибетской семьи находилась в Восточной Анатолии [Пейрос И.И. Австро-тайская гипотеза и контакты между сино-тибетскими и австронезийскими языками // Древний Восток : Этнокультурные связи. – М.: Наука, Гл.ред.вост.лит., 1988. – С. 321-322], главные точки распада которой глоттохронологически датируются 12-11 тыс. до н.э. Т.е. это как раз время ближневосточной неолитической революции, перехода к производящему хозяйству, демографическому росту и расселению племен. Собственно сино-тибетцы изначально были европеоидами и на запад от Гималаев (т.н. «линия Мовиуса») сохранили свой расовый тип, но на Китайской равнине и в Тибете они растворились в позднем неолите среди аустрических долихокранных монголоидов Центральной Азии (отдельный от палеоуральцев, тибето-камцев и бушмено-готтентотов монголоидный тренд), передав им свой язык, который те, в свою очередь, передали монголоидам приморской Восточной Азии (Сундского субконтинента), являющихся монголоидным трендом австралоидной расы. В этом смысле интересны факты о том, что сродство с ностратической лексикой обнаруживают такие базовые слова китайского языка как jen «человек», shan «гора», shui «вода», jih «солнце, день», yueh «Луна», shou «рука», tsuh «нога», orh «ухо» ( ~ нем. Ohr), muh «глаз», fu «отец», mu «мать», tze «сые», nu «дочь», hiung «старший брат», ti «младший брат», tze «старшая сестра», mei «младшая сестра» и др., например: нем. faulen «гнить» (< faul «гнилой; тухлый», «сомнительный; подозрительный; скверный; плохой, негодный», «гнилой; хрупкий, рыхлый; безрудный; трещиноватый», «ленивый; нерадивый», отсюда – нем. Faulenzer «лентяй» и рус. «филонить» – «бездельничать, лодырничать»)», (ver)faulen «гнить» – кит. fǔlàn «гнить» (< fǔ «гнилой; гнить; разлагаться» + làn «переварить; переваренный, разваренный», «сгнить; испортиться; гнилой; испорченный»); греч. λείβω «лить, проливать, струить, литься», русск. «лить» – кит. liú «течь; литься; вытекать»; санскр. kali «черный», др.-греч. κελαινός «черный, темный», лат. caleo «быть тёплым, горячим, гореть, пылать» – кит. hēi «чёрный; тёмный; мрачный»; др.-греч. κύων «собака», лат. canis «собака», тур. kuyan «заяц» – кит. quǎn, цюань «собака». Также обнаруживаются следы и в ближневосточных языках: шумер. an «небо, небеса, верх», ana «вверх», греч. ἀνά «наверху, сверху, вверх» – кит.áng «поднимать, возвышенный; высокий»; шумер. lú «человек» – кит. lú «череп»; шумер. te-kiu, toe-kiu (ki) «земля» (ср. с др.-егип. ta kmt «черная земля» как самоназвание Египта) – кит. hēitǔ «чернозём», tǔhēi «Земля Черная» (tǔ «земля», hēi «черный»); шумер. šeg «снег», греч. χιών «снег» – кит. xuě «снег», xióng «белый медведь»; шумерск. min «два», греч. μήνη, дор. Μήνα «луна» – кит. miàn «лицо»; шумер. kukku «(to be) dark» (обозначается двумя знаками ночи), аккад. eklu «темнота, мрак; темный, траурный», др.-егип. Кук и Каукет «боги мрака», чадск. kukwi «darkness» – кит. xiāo «ночь», guǐ «дьявол, чёрт; тёмный; дьявольский»; шумерск. Bala «вращать, кипятить» [bal; bil2 «to rotate, turn over; to carry; to boil (meat in water)»]; русск. болтать (перемешивать); англ. boil «кипятить», ball «шар, клубок, мяч». – кит. bōlàng «волна» (= bo «волна» + làng «волна»); шумер. denig «соль (отстой, осадок в древних морских испарителях)», англ. down «вниз». татарск. диңгез «море», тур. deniz «море» – кит. dèng «отстаиваться»; тур. su «вода», русск. сочиться, лат. succus (< sugo «сосать») «сок, влага; жидкость» – кит. shuǐ «вода» и др.

Трис: (с) Vladimir Emelianov в шумерском есть древнее составное существительное inim-du10 "слово хорошее", означающее смягчение гнева богов, умилостивление, расслабление, отдых богов. И от этого слова образуются имена собственные Lugal-inim-du10-ga "царь доброго слова (= умиротворения)", Lu2-inim-du10-ga "человек доброго слова", Mes3-inim-du10-ga "герой доброго слова". Все три имени встречаются в самом старом шумерском языке начиная с текстов 25 века. И они чрезвычайно распространены, особенно частотно первое имя (83 случая).



полная версия страницы