Форум » ИСКУССТВО: Музыка-Кинематограф-Визуальное Искусство-Web-Art » VANGELIS : MYTHODEA : БОГИ И ЗВЁЗДЫ » Ответить

VANGELIS : MYTHODEA : БОГИ И ЗВЁЗДЫ

goutsoullac: MYTHODEA: БОГИ И ЗВЁЗДЫ VANGELIS "Mythodea: Music for the NASA Mission: 2001 Mars Odyssey", 2001 (Sony Classical) «Наука и мифология — темы, которые очаровывали меня, начиная с самого раннего детства» (Вангелис) «Явление будущего воспламенит сердце» (Николай Рерих) В XXI столетии человек обязательно ступит на поверхность Марса — пока ещё негостеприимного, таящего множество неразрешимых загадок и опасностей, безжизненного красного мира. После первых, ещё робких, шагов ему суждено воплотить в жизнь давнишнюю Мечту человечества — освоить Марс и со временем превратить его во внеземной Элизиум с голубым земным небом и белыми облаками, озёрами, реками, глубокими морями и шумящими на ветру лесами. «Разрослись марсианские леса неимоверной вышины. Кроме круглых, кратерных озёр, появились реки, извилистые, поросшие гибким кустарником, местами дугой переброшенным с берега на берег. И что самое главное: всюду в листве рассыпаны крыши домиков, лёгких и уютных, которые построили люди», - так описывает невиданный, освоенный землянами, Марс в романе «Фаэты» замечательный советский писатель-фантаст Александр Казанцев. А потому, перечитывая эти строчки из несколько подзабытого ныне научно-фантастического произведения, ещё более хочется верить в нечто Чудесное, что наверняка ожидает нас в «прекрасном далёко». На рубеже нового тысячелетия «предчувствие Марса» как никогда ярко проявилось в творчестве некоторых всемирно известных музыкантов и исполнителей. В 1999 году основатели берлинской электронной школы и пионеры электронной музыки Tangerine Dream выпускают удивительно красивый, поистине «ноосферно-космический» по духу и атмосферности, альбом-феерию «Mars Polaris». А в 2001 году выдающийся греческий композитор и музыкант Евангелос Одиссей Папатанассиу, более известный под творческим псевдонимом Вангелис (Vangelis), потряс мир своим эпохальным творением «Mythodea: Music for the NASA Mission: 2001 Mars Odyssey». В этом завораживающем шедевре маэстро мастерски экспериментировал с традиционной античной музыкой, хоралами, симфонической классикой и синтезаторной электронной эпикой. Триумфу 2001 года предшествовал красочный концерт «Mythodia», состоявшийся 13 июля 1993 года в Афинах, в Herodes Atticus Theater, где Вангелис впервые представил своё произведение, состоящее из семи взаимосвязанных частей-тем (или «movements»). Помимо него, в мероприятии приняли участие арфисты, хор, перкуссионисты, а также исполнители вокальных партий - меццо-сопрано Маркелла Хатциана (Markella Hatziana) и сопрано Люсьен Деваль (Lucienne Deval). После воодушевлённого исполнения заглавного опуса «Mythodia» Вангелис порадовал многочисленных зрителей своей нетленной классикой — композициями «La Petite Fille de la Mer», «Pulstar», «Chariots of Fire» и тремя пьесами, вошедшими в саундтрек кинофильма «1492: Conquest of Paradise» («1492: Завоевание Рая»). Завершил концертную программу торжественный «Гимн Свободе» («Ýmnos eis tīn Eleutherían»), чьи слова были написаны в 1823 году национальным греческим поэтом Дионисиосом Соломосом. Следующая, самая грандиозная, постановка «Mythodea» состоялась спустя восемь лет после первого концерта, а точнее 28 июня 2001 года, в Афинах, в Храме Зевса. Название «Мифодея» или «Мифо-ода» - это «книга бытия» эллинского космоса, в пределах коего разворачивается священная Мистерия с участием титанов, богов-олимпийцев и равных богам героев. Вангелис подошёл к этому монументальному действу со всей ответственностью и размахом, подобрав, воистину, уникальный и высокопрофессиональный состав исполнителей. Сама же постановка была специально приурочена к предстоящей миссии NASA на Марс, о чём подробно сообщалось в рекламных буклетах. На территории древнегреческого храма был установлен гигантский экран, на который проецировались сцены из греческой мифологии и высокого качества изображения космоса плюс панорамные фотографии Марса, любезно предоставленные «NASA's Jet Propulsion Laboratory». Вокруг были предварительно подготовлены места, рассчитанные на более чем двухтысячную аудиторию (примерно 2000-2500 человек). Остальные почитатели творчества Вангелиса, а это свыше тридцати тысяч зрителей, могли сполна наслаждаться трансляцией «Мифодеи» на исполинском видеоэкране, размещённом на легендарном, построенном ещё в 1896 году — году возрождения Олимпийских Игр, Мраморном Стадионе (Panathinaiko Stadium). Итак, внушительный исполнительский состав «Mythodea» был представлен 224 музыкантами, а именно Вангелисом (синтезаторы, клавишные), арфистами, Лондонским Оркестром (London Metropolitan Orchestra) — 75 музыкантов под управлением дирижёра Блэйка Нили (Blake Neely), хором Греческой Национальной Оперы (Greek National Opera) из 120 хористов (дирижёр — Фани Паламиди (Fani Palamidi)) и ансамблями перкуссионистов (всего 28 человек). Украшением концерта стали сильнейшие оперные голоса - сопрано Джесси Норман (Jessye Norman) и Кэтлин Бэттл (Kathleen Battle). Гимнические тексты «Мифодеи» на волшебном языке древних эллинов были написаны самим Вангелисом — оказавшимся, что особенно интересно, превосходным поэтом-стилистом. «Mythodea» обрушивается на слушателя подобно океанскому шторму и, наконец, уводит его, потрясённого до глубины души, навсегда с вдруг дрогнувшей под ногами тверди земной в звёздную беспредельность, навстречу неизведанному и непознанному. Все десять её частей (Movement I–X) — это бушующее великолепие эмоциональных и образных музыкальных тем, неземных вокальных партий, сравнимых разве что с голосами сирен, когда-то околдовавших гомеровского Одиссея, и шквальных хоровых «стен». Нежнейшие божественные арфы, грохочущие, гулкие гонги и звонкая перкуссия переплетаются с волнами струнных и духовых. Бесподобно звучат магические синтезаторы Вангелиса — то эмбиентно-минорно, как во вступлении в подготовительной теме «Introduction», или наступательно, как в следующей композиции «Movement I», когда после ритмичного отсчёта «one, two, three», аудиторию атакуют звуковые фаланги, состоящие из хоров, струнных, ударных и величественных синтезаторных пассажей. И так постепенно, тема за темой, то поднимаясь на вершины, то спускаясь в долины, слушатель приближается к головокружительному финальному акту «Мифодеи». Одна из ключевых пьес «Movement IV», длящаяся больше 13 минут, открывается прелестными вокальными переливами, которые внезапно сменяются небесными аккордами с ведущими духовыми, струнными, синтезаторами и пышными хоралами, чтобы вскоре утихнуть на краткое мгновение и уступить место успокаивающим голосам арф. Но вот новая, ещё более сокрушительная, волна хоров и ударных изливается откуда-то с немыслимой высоты (уж не с самого ли Олимпа?) на мнимое спокойствие, чтобы завершиться в конце пьесы громовыми раскатами и голосами, растворяющимися подобно эхо где-то вдали, в шуме ветра. Предпоследняя пьеса «Movement IX» фактически сразу же пленяет чудесными струнными, серебряными арфами и эфирными, почти невесомыми, напевами, куда вливаются могучие потоки мужских и женских хоров. И вот звучат финальные аккорды — динамичная, порывистая пьеса «Movement X», где стремительно, на одном дыхании, повторяется вводная тема «Movement I» с громадами хоровых «стен» и неистовством ударных, чтобы затем, окончательно иссякнув, исчезнуть в таинственном «космическом» гуле. Live-перформанс «Mythodea» зрители встретили невиданной овацией. Далее, под бурные аплодисменты, маэстро блестяще исполнил свои хиты - «Chariots of Fire», «Conquest of Paradise» и пьесу, скомбинированную из фрагментов «Movement IX» и «Movement X». 23 октября 2001 года «Mythodea» была издана в формате аудио-CD с бонус-треками на лейбле Sony Classical. Настоящим бриллиантом этого, бесспорно, прекрасного, отменно оформленного, диска стала композиция «Mythodea Special Edit», составленная из разных тем-Movements и обрамлённая «фирменной» вангелисовской электроникой. В феврале 2002 года увидела свет и видео-версия «Mythodea», выпущенная в формате DVD и VHS. DVD-версия включала в себя запись концерта в Храме Зевса, биографии исполнителей, фильм «Making of Mythodea» о подготовке мероприятия, вступительное слово NASA и комментарии Вангелиса. В Португалии видео «Mythodea» стало «золотым» по результатам продаж. К сожалению, не обошлось и без кое-каких шероховатостей. Диск «Mythodea» оказался «непопулярным» с коммерческой точки зрения и продавался не особенно хорошо в отличие от предыдущих работ маэстро. Многотысячное шоу в античном храме вызвало явное неудовольствие у представителей «Greek Society of the Friends of the Ancients» («Греческое Общество Друзей Древностей»), чей глава раздражённо заявил, что «непозволительно использовать подобные места таким образом». Но всё это нисколько не отразилось на успехе шедевра, количество почитателей которого только возрастает год от года (достаточно внимательно изучить спрос на видео и аудио «Mythodea» в Интернете). «Жизнь - высший эксперимент Вселенной — будет либо расширяться в Космос, поглощая звёздные облака в огневом штурме своих детей, либо угаснет, оставив Вселенную погружённой в лишённую всякой надежды бессмысленность циклически повторяемых процессов. Звёзды — это наша судьба. Они наше богатство», - пишет американский футуролог Маршалл Т. Сэвидж в книге «Проект тысячелетия. Колонизация Галактики в восемь последовательных шагов». Никто не ведает, что ожидает человечество впереди, в неизвестности времени и пространства. Хватит ли у него разумности, мудрости и терпения? Сумеет ли оно когда-нибудь действительно «повзрослеть» и отправиться за пределы земной Колыбели, в дальнее Космическое Внеземелье? Ответ напрашивается исключительно один — всё зависит только от нас самих. И ни от кого больше. P.S.: В 2004 году Вангелис создаёт изумительный саундтрек к фильму культового режиссёра Оливера Стоуна «Александр» («Alexander») - современной эпической саге об Александре Великом, мелодически и эстетически близкий темам «Mythodea». Один из его треков носит более чем знаковое название - «Titans» («Титаны»). Это гимн красоте Человека, величию Разума и Будущему, которое начинается от «чистого истока», воспетого в небезызвестной песне. Алексей ИЛЬИНОВ

Ответов - 0



полная версия страницы