Форум » ИСКУССТВО: Музыка-Кинематограф-Визуальное Искусство-Web-Art » ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ » Ответить

ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ

Василиса: ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ

Ответов - 2

Василиса: Björk - Vulnicura (2015) Провалиться внутрь Бьорк Название «Vulnicura» переводится с латыни как «излечение ран» (vulnus – «рана», cura – «излечение»). Песни альбома представляют собой хронологию от первых сомнений в существовании любви к осознанию утраты, переживаниям, а затем возрождению к новой жизни. Бьорк впервые не использует метафоры в текстах, обращаясь к слушателю напрямую. «Это более традиционный чем Biophilia альбом в том, что касается песен. Он о том, что происходит с человеком, когда заканчиваются отношения. Он рассказывает о диалогах, которые мы ведем в своей голове и сердце и о процессах заживления». «Сначала я переживала, что альбом станет потворством собственным слабостям, но эта история может быть универсальной, эти песни могут помочь другим и доказать, насколько это биологический процесс: рана и заживление раны, психология и физика. Выход есть». Космические комбинезоны и черные футболки Исландка Бьорк и американец Барни познакомились в 2000 году в Нью-Йорке. Она приехала на американскую премьеру «Танцующей в темноте» Ларса фон Триера — трагедии в форме мюзикла, где сыграла слепнущую рабочую-иммигрантку, закончившую жизнь на виселице. У Барни же только вышла очередная часть «Кремастера» (прославившего его цикла многофигурных, высокобюджетных и наполненных символизмом экспериментальных фильмов), в которой он сам играл Гэри Гилмора — грабителя, убийцу и мормона, выбравшего расстрел вместо прошения о помиловании. К этому моменту у Бьорк за плечами было три хитовых альбома и приз Каннского фестиваля за лучшую женскую роль, у Барни — четыре «Кремастера» и приз Венецианской биеннале; незадолго до этого The New York Times назвала его важнейшим американским художником своего поколения. Оба прославились в 1990-х и были настоящими звездами современного искусства и поп-культуры — странными, но гениальными. Бесконечно экспериментируя и меняя маски, оба вошли в золотой фонд современной культуры как минимум одним из своих многочисленных образов: Бьорк — «девушкой с севера» в платье-лебеде (в котором певица пришла на «Оскар» в 2001 году), а Барни — белокожим Подмастерьем в меховой шапке и с разорванной пастью из «Кремастера-3». Но даже вне сцены Бьорк оставалась эксцентричным «исландским эльфом», в то время как бывший футболист и модель Мэтью Барни явно разделял свою жизнь и искусство. Казалось, что он, наподобие Стива Джобса или Марка Цукерберга, воспринимает одежду как униформу. Контраст между Барни и Бьорк виден на любом снимке пары: неприметные джинсы, грубые ботинки, черные футболки или рубашки Барни в своем роде «заземляли» Бьорк с ее космическими комбинезонами, шелковыми кимоно и платьями, расшитыми жемчугом. Кажется, что именно про Бьорк придумано англоязычное выражение to wear heart on sleeve: она «несла свое сердце на рукаве», в то время как Барни в своей униформе оставался непроницаемым. Даже его помощник Пол Пизони, работавший над скульптурами для «Кремастера», называл художника скрытным: «Ты никогда не знаешь, во что с ним ввязываешься, пока вы не окажетесь в процессе». «Я люблю его. Я люблю его. Я люблю его. Я люблю его», — заклинала Бьорк на пластинке 2001 года «Vespertine», записанной в самом начале их отношений. Певица (видимо, и на сцене, и вне ее) всегда была комком пульсирующих эмоций — и эта безудержная искренность либо подкупала, либо отталкивала. Казалось, она пыталась слишком вывернуть себя наизнанку и одновременно обнять весь мир, за секунду переключаясь с вкрадчивого шепота на крик. Барни же, с его склонностью все структурировать и абстрактизировать, выглядел ее полной противоположностью. «И это одна из причин, почему он меня так завораживает, — признавалась Бьорк. — Он по-прежнему остается для меня загадкой: человеком, который совершенно не одержим эмоциями и переживаниями». Музыка как способ пережить расставание 18 января 2015 года в интернет слили восьмой альбом Бьорк «Vulnicura», который анонсировали всего несколькими днями ранее; планировалось, что он выйдет не раньше марта, но релиз пришлось срочно переносить. 20 января он стал доступен в iTunes, после чего возглавил топ iTunes в 30 странах и держался на этом месте неделю. На обложке пластинки, снятой авангардными фотографами Inez & Vinoodh, на груди Бьорк зияла рана, а вокруг ее головы был своего рода желтый нимб — цвета, символизирующего исцеление, как позже объясняла певица. Слухи о том, что Бьорк и Барни расстались, появлялись в прессе еще в 2009 году, но «Vulnicura» была свидетельством из первых рук — своего рода психотерапевтическим опытом, который слушатель проживал вместе с певицей. В неожиданно прямолинейных текстах Бьорк задокументировала весь процесс расставания с партнером — точнее, свои переживания: предчувствия распада их семьи, тяжелое переживание разрыва и его последствий. Певица не удержалась и от прямых обвинений; альбом даже упрекали за то, что в нем представлена только «одна сторона» — якобы Бьорк винила в разрыве исключительно Барни, а себя изобразила святой. В интервью певица отказывалась говорить о событиях, ставших основой пластинки, ссылаясь на то, что все сказано в песнях, — и, судя по разговору на Pitchfork, ей это было по-прежнему больно. В то же время каждый раз, говоря о своей музыке, она оживала. «Это был самый увлекательный и легкий студийный опыт за всю мою жизнь, — говорила она о сотрудничестве с продюсером альбома, электронщиком Arca. — Хотя тема альбома была для меня самой трагичной». Виртуальная реальность Бьорк Летом 2016 года «Vulnicura» превратилась в арт-проект «Bjork Digital», который представили в Сиднее (и с тех пор он побывал в Токио, Мехико, Лондоне, Рейкьявике и Барселоне). Это серия залов, в каждом из которых группа зрителей буквально погружается в треки с альбома — на большую часть из них VR-художники сняли видео, которые надо смотреть в очках Samsung Gear VR. Если на альбоме Бьорк выкладывала слушателю всю подноготную, то в залах «Bjork Digital» она и вовсе ближе некуда: поет и танцует прямо перед зрителем, оставшимся с ней один на один, чуть не касаясь руками, внезапно ныряет куда-то вбок и появляется из-за спины. А стоит опустить (или поднять) голову, как под ногами окажется суровый исландский каменистый берег или бездонный космос. В одном из номеров, пожалуй, самом головокружительном (в прямом смысле слова), зритель проваливается ей в глотку — а в финале выставки певица перерождается в неонового демона и вместе со зрителем-соучастником несется по сверкающему тоннелю к огромному сердцу-вагине. Как и расставание, это не самый простой опыт и не всегда приятный, но пройти его вместе с Бьорк как минимум интересно. Теперь это можно сделать и в Москве; по стечению обстоятельств (или иронии куратора) на Московскую биеннале привезли и три работы Мэтью Барни. Ольга Страховская Meduza Список композиций альбома Vulnicura: 1. Stonemilker 2. Lionsong 3. History of Touches 4. Black Lake 5. Family 6. Notget 7. Atom Dance (feat. Antony) 8. Mouth Mantra 9. Quicksand

Василиса: «Великая рок-трилогия» Боба Дилана Bringing It All Back Home (Возвращая все домой) 1965 Highway 61 Revisited (Возвращение на шоссе 61) 1965 Blonde on Blonde (1966) 1965-й год стал для Боба Дилана особенным. По многим причинам. Он, наконец-то, издает свой первый официальный рок-альбом «Highway 61 Revisited». Это гениальная вещь! После выхода этой пластинки еще несколько лет мир «переваривал» революционную новизну и необыкновенную энергию данной работы. В серьезных литературных журналах стали появляться статьи, разбирающие слова песен Дилана. Подсчитано, что с 1964 по 1966 более сотни различных артистов перепевали его новые песни Выходу «Highway 61 Revisited» предшествовал сингл «Like a Rolling Stone», который тоже был революционным во многих отношениях. Помимо пронзительной поэтичности текста и мощного рок-н-ролльного бита, этот шестиминутный сингл положил конец той эпохе, когда синглами не выпускались песни, превышающие по продолжительности три минуты. В 2004 году эта песня возглавила составленный по опросу журнала Rolling Stone список 500 лучших песен всех времен. С осени 1965 по весну 1966 года у Дилана было огромное количество гастрольных выступлений и одновременно развивался умопомрачительный роман с Эди Сэджвик – юной актрисой и подругой Энди Уорхола. Ей он посвятил великолепную балладу «Just Like a Woman». *** «Он всегда ей нравился. Она считала его гениальным музыкантом… Когда Эди Сэджвик перестала быть музой великого мастера и покинула «фабричную» тусовку Уорхола, она перебралась жить в гостиницу «Челси», где как раз и смогла сблизиться с тем, кто однажды ее очень заинтересовал – с Бобом Диланом. Так начался один из самых страстных романов 60-х. Через некоторое время приятели Боба убедили Эди оформить контракт с менеджером Дилана – Альбертом Гроссманом. И все было бы отлично, но…Боб (знатный любимец женщин) тайком от Эди встречался с Сарой Лоудс. И эти отношения довольно стремительно развивались. Это принято называть «серьезными отношениями». Вскоре он тайно обручился с Сарой. Эди долгое время ни о чем не догадывалась, пока «по старой дружбе» ей об этом не рассказал Уорхол в феврале 1966 года в ресторане Gingerman. Энди, зная о ее любви к Бобу и о тайной свадьбе Дилана, просто подошел к девушке и спросил: «Эди, ты знала, что Боб Дилан женат?!». Случился скандал и отношения Сэджвик и Дилана закончились. Это стало еще одним ударом прямо в сердце «бедной богатой девочки»… Брат Эди утверждал, что она сделала аборт от Дилана. Другие говорили, что в 65 она параллельно встречалась с его другом — Бобом Ньювиртом и ребенок мог быть от него. Третьи считают, что все это выдумки…Как бы там ни было, судьба этой молодой женщины оказалось очень трагичной». *** Осенью 1965 Дилан стал гастролировать с блюз-группой The Hawks, которая вскоре переменила название на The Band и с большим успехом сопровождала его в течение ряда лет. Наиболее насыщенным получилось турне по Великобритании, в ходе которого музыкант отыграл свой самый знаменитый концерт, в Манчестере, во время которого кто-то из толпы крикнул ему «Иуда!» (намек на его отход от протестных гимнов начала шестидесятых), на что участники The Band виртуозно ответили исступленно-яростным исполнением «Like a Rolling Stone». До 1998 года запись этого исторического концерта можно было приобрести только в качестве бутлега. То же самое касается множества замечательных песен, которые Дилан исполнял на концертах, но которым не было суждено войти в его студийные альбомы. В мае 1966 года вышел двойной рок-альбом Дилана «Blonde on Blonde, который во многом развивал темы предыдущих двух. Сам музыкант описал звучание альбома как «that wild, thin mercury sound» («тот дикий, утонченный текучий звук»). Вскоре стали говорить о наличии в его творчестве своеобразной рок-трилогии — «Bringing It All Back Home» (написанный раннее альбом в котором произошел переход от акустической фолк-музыки к более актуальному фолк-року), «Highway 61 Revisited» и «Blonde on Blonde». Эту трилогию принято считать величайшим свершением Дилана и одним из крупнейших явлений в американской культуре XX-го столетия. Между рок-критиками давно не затихает спор, какой из альбомов трилогии следует считать вершиной дилановского творчества. В эти же годы Боб Дилан написал экспериментальный роман «Тарантул», в котором используется литературный прием, известный как «поток сознания». По стилю «Тарантул» напоминает произведения таких писателей, как Джек Керуак, Уильям Берроуз и Аллен Гинзберг.



полная версия страницы