Форум » ИСКУССТВО: Музыка-Кинематограф-Визуальное Искусство-Web-Art » КИНЕМАТОГРАФ: проблемы » Ответить

КИНЕМАТОГРАФ: проблемы

Трис: Vladimir Emelianov По Культуре показывали Кинопанораму от 25 декабря 1981 года. Рязанов, Лиознова, Богатырев, Гафт, Высоцкий, Козаков, Тодоровский, Гурченко. Анонс новых фильмов: Карнавал, Покровские ворота, Любимая женщина механика Гаврилова. 39 лет назад. Никого нет. Но фильмы те самые - есть, и мы их смотрим. 1981-82 год - дата окончания того самого великого мирового кинематографа. Вот тогда он повсюду и кончился. Началось массовое, развлекательное, примитивное. Старые мастера дорабатывали свое, новые не появились. То есть, формально, появились фон Триер, Ханеке, Соррентино. Но все равно они снимают с головой, повернутой назад, к тем образцам кино. А ведь создатели тех образцов смотрели вперед. Им нечего было брать ни у немой фильмы, ни у Голливуда 30-х. Они создавали кино заново. За кем подсматривал Виго? Таких не было... Так вот, по инерции большой кинематограф продолжался до конца 90-х. Мы помним те фильмы, как помним и песни того времени. Качественной эстрады в 90-е было много, все песни и имена на слуху. А что потом? Потом что-то произошло и с мелодической эстрадой, которую заменил рэп, и с кинематографом, который стали заменять компьютерные картинки. Людям, умеющим петь и играть, стало нечего делать в технических видах искусства. Компьютерные игры и комиксы поглотили кино и мультипликацию. Сериалы пришли на смену телеспектаклям. А там уже нет героев, личность автора задавлена сюжетом. Сбылась мечта если не идиотов, то русских формалистов.

Ответов - 6

Трис: Их (европейских режиссеров) голова повернута назад потому, что там, в прошлом, была философия кино Делёза, там была семиотика кино Пазолини, там был Брессон, который знал, что "не нужно орудовать камерой, как веником". А потом мысль стала постепенно уходить из кинематографа и на смену ему пришло кино.

Трис: арковский работал в парадигме уходящего поэтического и мыслящего европейского кинематографа. Кесьлевский оказался уже чуть дальше от чистой поэзии. Процесс удаления кинематографа от области своего назначения виден наглядно.

Трис: Мне кажется, что главное утверждение о том, что кинематограф закончился (как искусство) в начале 80-х совершенно неправильное. Дело в том, что в расчет (вероятно!) принимаются только фильмы СССР, США и "развитых" стран Западной Европы... Если это именно так, то может быть, все правильно. Однако, в 80-е годы появился польский кинематограф, и чешский ("новая" волна). Фильмы Кшиштофа Кесьлевского широко известны (а когда они снимались?)... Про Иржи Менцеля что-то слышали, но фильмов его не смотрели... Кстати, я сам очень поверхностно знаком с "новой" чешской волной... Про фильм «Ста́лин», снятый Иваном Пассером в 1992 году (часть съемок происходила в Кремле накануне распада СССР) узнал совсем недавно... Вообще говоря, меня немного смущает то, что любое утверждение "наши" люди сразу воспринимают на веру и не пытаются проверить и оспорить...


Трис: Есть иранский кинематограф, который "упал" и снова расцвёл в конце 90х - начале 21го. Удивительно сработал в нашем веке и японский кинематограф, но это скорее эффект долголетия. Ёдзи Ямада вдруг снял трилогию о тихих самураях, а до этого снимал детективы весь прошлый век. Вспышки еще бывают. Но кино как искусство затухло, есть набор тем и сюжетов, из которых оно не выходит, не может. Наступила эпоха видеоарта.

Трис: Салман СеверКино для друзей ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ СУМЕРКИ Уходишь в иранский и венгерский кинематограф и поджимаешь губы в почтительном признании непохожей цельности обеих национальных школ. Поражает духоприсутствие персидских мастеров. Любая смерть здесь высока, поэтична, многообещающа, легка, красива. Смерть проставляет утвердительный знак высокой человеческой телеологии. Но мадьяры... не закинутость ли их в неопределённость своего места в истории, не ли странность их территориального присутствия, не алтайская ли страсть заставляют этот народ делать фильмы такой императивной жёсткости? Венгерские режиссёры общаются с человеческим сущим как сторона обвинения, вызывая его к крайностям морального выбора, предательства, расплаты. Смерть человека и мира ставится тут как исправление онтологического недоразумения. *** В следующем году исполняется десять лет главному мировому кино-прозрению двух десятилетий - "Туринской лошади" Белы Тарра и Ласло Краснохаркаи. Сказание об обратном отсчёте Бытия, о шести днях противо-творения, когда постепенно всё и вся гаснет, начинается с реального эпизода умопомешательства ницшеанского сверхчеловека. Далее от нас требуется несколько часов выдержки, чтобы войти в фильм-завещание Тарра - страшащее откровение о полной утрате (утраченности?) смысла и назначения Бытия. Ибо если смысла нет, то зачем нам всё дозволено? Всё ещё...

Олег Гуцуляк: Традиция изготавливает вещие вещи, искривляет пространство и делает время. Тарковский говорил: люди приходят в кино за временем. Остановиться подумать, zastanowić się, как это прекрасно выражено по-польски. Медленное чтение, медленные медиа, медленное кино. Ширяев В. Об интеллигенции // Вопросы литературы. – 2022. – № 3. – https://voplit.ru/column-post/ob-intelligentsii/



полная версия страницы