Форум » ИСКУССТВО: Музыка-Кинематограф-Визуальное Искусство-Web-Art » ТУРБОРЕАЛИЗМ » Ответить

ТУРБОРЕАЛИЗМ

goutsoullac: Турбореали́зм — самоназвание направления, возникшего в отечественной фантастической литературе в начале 1990-х. Турбореализм пытается (отчасти из эстетических, но в основном из литературно-политических соображений) отмежеваться от фантастики как таковой — хотя традиционного реализма он также чужд. Турбореализм можно определить как философско-психологическую интеллектуальную фантастику, свободно обращающуюся с реальностями. В каком-то смысле, турбореализм есть дальнейшее развитие представления о «реалистической фантастике», заложенного Стругацкими. К «турбореалистам» относятся такие авторы, как Андрей Столяров, Андрей Лазарчук, в какой-то степени Виктор Пелевин и Михаил Веллер. В близкой к турбореализму манере работают Владимир Покровский, Эдуард Геворкян и Андрей Саломатов. Поскольку термин пока не устоялся, в число «турбореалистов» периодически попадают авторы «четвертой волны», работающие в других эстетических пространствах — например, Михаил Успенский, Евгений Лукин, Вячеслав Рыбаков или Борис Штерн. Турбореализм характеризуется его теоретиками по таким отличительным чертам, как «надтекст», «эпикатастрофичность» и «метарелигия». Суть принципа «надтекста» — представление о литературе в целом как об информационной волне, катящейся из прошлого в будущее. Для того, чтобы сказать что-то действительно новое, автор должен находиться впереди этой волны, писать с опережением собственного времени. Достигается это повышенной смысловой и эмоциональной насыщенностью текстов произведений турбореализма, из чего естественным образом проистекает множественность трактовок. Принцип «надтекста», который был важен для «турбореалистов» на этапе формирования их движения, носил не столько философско-эстетический, сколько политический характер — он наглядно показывал, почему турбореализм находится в авангарде современной литературы. Принцип «эпикатастрофизма», напротив, оказался весьма плодотворным. Он постулировал, что человек (социум, мир) существует в условиях перманентной катастрофы — нравственной, социальной, космологической. Применение этого принципа придает произведениям «турбореализма» некоторую пессимистичность — и одновременно делает их относительно динамичными. Принцип «метарелигии» основан на представлении о равнозначности для турбореализма таких начал, как личность, Бог и мир. Именно использование этого принципа позволяет авторам свободно обращаться с реальностями, сталкивать на равных Бога (или Дьявола) и человека, использовать магию не как художественный прием, а как существенную часть описываемой реальности. Главные произведения турбореализма Андрей Столяров. Ворон (1990); Андрей Лазарчук. Опоздавшие к лету (1990—1996); Виктор Пелевин. Жизнь насекомых (1992); Андрей Столяров. Монахи под Луной (1992); Андрей Столяров. Я — мышиный король (1994); Виктор Пелевин. Чапаев и пустота (1996).

Ответов - 0



полная версия страницы