Форум » САРМАТИЗМ-НЕОСАРМАТИЗМ-ФУТУРОСАРМАТИЗМ-МЕЗОЕВРАЗИЙСТВО » Скифо-сарматский субстрат восточнославянских полян » Ответить

Скифо-сарматский субстрат восточнославянских полян

goutsoullac: Олег Гуцуляк : Скифо-сарматский субстрат восточнославянских полян Как указывает российский археолог В. Седов, группа среднеднепровских славян в ІХ-ХІІ вв., погребавшая мертвых в грунтовых могилах под курганами, сформировалась вследствии славянизации местных ираноязычных скифо-сарматских племен, конкретизируя их как носителей пеньковской культуры, наследницы северного варианта черняховской культуры [Седов В.В. Формирование славянского населения Среднего Поднепровья // Сов. археология. - 1972. - Љ 4. - С. 118]. Иными словами, славяне, оставившие среднеднепровские курганные трупоположения в грунтовых ямах, в значительной мере были наследниками скифо-сарматских племен. Далее определенная часть среднеднепровских племен мигрировала на запад и колонизировала земли Верхнего и Среднего Приднестровья, о чем свидетельствуют курганы (например, курган "Настасина могила", возле с. Крилос, которое на месте древнего Галича) и одиночные находки, связанные с данной культуры. Следы иранского влияния на восточнославянские языки оказываются не только в материалах лексики, но обнаруживаются и в фонетике и грамматике. В.И. Абаев показал, что смена взрывного g, характерного общеславянскому праязыку, в задненёбный фрикативный h произошло в некоторых славянских языках (в том числе в южной части восточнославянского ареала) в условиях скифо-сарматского влияния. Поскольку фонетика, как правило, не перенимается от соседей, это дает основание В.И. Абаеву утверждать, что в формировании южной части восточного славянства (будущие украинские и южнорусские наречия) принимал участие скифо-сарматский субстрат. Также следствием скифо-сарматского влияния были также образование в восточнославянском языке генетива-аккузатива и близость восточнославянской и осетинской в перфектирующей функции превербов. В числе языческих богов, которым поклонялись восточные славяне, летописи называют Хорса и Симаргла, иранское (скифо-сарматское) происхождение которых является безспорным. В.И. Абаев обнаруживает также семантическую и этимологическую параллель между восточнославянским божеством Родом и осетинским Naf (Рід) [Седов В.В. Формирование славянского населения Среднего Поднепровья // Сов. археология. - 1972. - Љ 4. - С. 126-127] (к этому также сопоставить слав. Навь "дух предка"). В языческом пантеоне западных и южных славян божества иранского происхождения неизвестны. Славянизированные сарматы, подвергшись влиянию пришедших с севера славян, вероятнее всего, в языковом плане, однако, сохранили свой черняховский обряд (религиозное мировоззрение), следствием чего погребения наследников черняховских племен на этой территории оказываются идентичны - трупоположение в курганах с грунтовыми ямами. Также со славянизацией скифо-сармат Среднего Поднепровья антропологический состав черняховцев - мезодолихокранный узколицый тип - не был прерван. Осетины как вероятные наследники сармат на Кавказе являются четкими представителями широколицего кавкасионского антропологического типа, в то время как аланы, рассматриваемые как одно из центральных сарматских племен Кавказа и Европы, оказываются представителями совсем иного типа - узколицего варианта европеоидной расы. Отличия между осетинами и аланами по скуловой широте максимальны в границах европеоидной расы, то есть генетического родства между ними нет. Пришлое аланское население только передало местному кавказскому населению свой язык, обусловило влияние на культуру [Цветкова Н.Н. Антропологический материал как исторический источник // Славяне: Этногенез и этническая история (Междисциплинарные исследования): Межвузовский сборник. - Л.: Изд-во ЛГУ. 1989. - С. 21]. Также непосредственные наследники алан (ясов) до сих пор компактно проживают в области Ясшаг на востоке Венгрии. Письменные источники всегда четко различают алан и сармат, никогда не отождествляя их [Габуев Т.А. Происхождения алан по данным письменных источников // Вестник древней истории. - 2000. - Љ 3. - С.50-51]. Вероятно, что Птолемею аланы известны как "аланорсы" (alanorsoi), где компонент "алан" происходит из тюркских языков (alan, alang, jalan) и объясняется как "равнина, поле, долина", "холм, горка" и также попал в угро-финнские языки (фин. alanko "низина", эст. alango "низина, долина") [Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. М.: Наука, 1984. - С.44-45]. Историк Аммиан Марцелин утверждал, что аланы "получили свое название от гор" и что "... они, аналогично с персами, распространили своё имя как благородное на всех остальных" (Res.Gest.libri, XXXI) [Габуев Т.А. Происхождение алан по данным письменных источников (одно из сарматских племен) // Вестник древней истории. - М., 2000. - Љ 3. - С. 50-52]. Собственно поляне жили на Киевских горах и Нестор-летописец определил, что они - "Русь" (лат. rus, кельт. reuth "поле"). Понятие "поле" вмещает в себе категорию ограниченного пространства, представляющегося в виде холма, кургана. Также, как указывает М. Покровский, в осетинском языке "поле" означает как место охоты, так и саму охоту (ассоциация смежности). Во времена судебных поединков в древней Руси "поле" обозначает место поединка и сам поединок [Покровский М.М. Избранные работы по языкознанию. - М.: Изд-во АН СССР, 1959]. В этой связи становится понятной причина, по которой летописец несколько раз акцентирует на том, что поляне - славянского происхождения, т.е. славянизированы, хотя в его время еще помнили об аланском (сарматском) происхожднии, т.е. о родственных связях с прямыми наследниками скифов-"царских" - ираноязычными осетинами, которые на Руси были известны как "ясы" (ср. санскр. yasas "слава"), а в Византии и Грузии - "озы", "осы" (отсюда название "осетины" при самоназвании "ирон", Азов и Азовское море). Но в следствии того, что произошли смена вида питания [Пархоменко В.А. Русь в IX веке // Известия Отделения русского языка и словесности Русской Академии наук. - Пг., 1918. - Т. ХII. - С. 133] и места обитания (на горных породах - "киевских холмах") [Vassal P. Brachycephalie doitre et terrain granitique // Revue pathol., gen. et phisiol. clinique. - 1957. - V.57, N 688], кочевые аланы-долихокефалы трансформировались в оседлых земледельцев полян-брахикефалов. Также не должно удивлять, что на сарматском происхождении поляков настаявают польские генеалогические источники. Собственно поляки были западной группой полян (Птолемеевы Boulanes, в немецких источниках - Pulani, Pulanes, Poleni, Poleni, Poloni, Bolana, Bolanen, Bolani, Boloni), возглавляемой Popielem (Jaskotel, Jasczold ~ Аскольд, сканд. "пепельноголовый"), которая мигрировала на запад в лехитские земли, где в районе озера Гопло основало государство Куявию со столицей в г. Крушвица. Киевские поляне сохранили предание о каком-то противостоянии, связанным с данным персонажем, перенеся его события в более позднее время.

Ответов - 1

goutsoullac:



полная версия страницы