Форум » САРМАТИЗМ-НЕОСАРМАТИЗМ-ФУТУРОСАРМАТИЗМ-МЕЗОЕВРАЗИЙСТВО » КАТАФРАКТАРИИ - тяжеловооруженная сарматская конница » Ответить

КАТАФРАКТАРИИ - тяжеловооруженная сарматская конница

+Димитрiй: «КАТАФРАКТАРИИ - тяжеловооруженная сарматская конница» За прошедшие тысячелетия, многие исторические факты канули в лету или были незаслуженно забыты. Эта участь постигла и многие исторические факты, относящиеся к великой цивилизации сарматов. В конце 2 в. до н.э. сарматы выступали союзниками скифов против Понтийского царства. Участвовали в междоусобных войнах Боспорского государства, постепенно заселяя его города. За эти сто лет, что в исторической перспективе, срок очень небольшой, сарматы стали основной военной силой в данном регионе. Это привело к тому, что бывший их соперник - понтийский царь Митридат VI Евпатор, в 1 в. до нашей эры, стал военным союзником. Понтийское царство уже не могло сдерживать натиска высокоорганизованных военных отрядов сарматских племен и нашло обоюдовыгодное решение проблемы: совместные военные действия против Римской Империи. Рим, в то время, был не в упадке, как это представляют себе многие ученые, и многочисленные выигранные битвы, захваченные территории, говорят о силе данного союза, где Понтийское царство играло, скорее, координирующую роль. Основной военной силой являлись многотысячные отряды тяжелой сарматской конницы. Как память о тех временах, осталось народное выражение: «налетели как сарматы». Само воинское искусство римлян, отточенное веками построение римских легионов, железная дисциплина - были залогом римского владычества в средиземноморье. На востоке, в Персии - все было намного сложнее. Эти регионы, пережив победоносное шествие македонских фаланг Великого Александра, накопили большой военный опыт. Постоянные переселения народов, в этом регионе, тоже сыграли свою положительную роль в военном строительстве. Рим не смог утвердить свое владычество на Ближнем Востоке. Только прибрежные территории находились в его подчинении. До этого времени Рим успешно отражал атаки восточных конных орд. Скифы длительное время досаждали римлянам своими молниеносными набегами, но так же быстро откатывались в глубь своей территории. Осталось много следов материальной культуры того времени. На многочисленных ремесленных изделиях из курганов, изображениях на вазах и ювелирных украшениях мы видим знаменитый скифский боевой маневр: выстрел из лука, в пол оборота, на скаку. Легковооруженная скифская конница, обычно уклонялась от прямого столкновения. Всадники неслись на врага с диким ревом, затем, перед самыми боевыми порядками римлян, выпускали тучи стрел и уходили назад. Так могло повторяться много раз. Сами скифы не несли больших потерь от неточных римских дротиков и пращных камней, но малоподвижным легионерам наносился много больший урон. Сказывалось и мастерство скифских всадников-лучников, которые с детских лет буквально жили в седле, даже ели, не сходя с коня. Но принести больших дивидендов, в борьбе с Римом, такая тактика не могла. В конце концов, на поле боя позиции удерживали легионеры, что и сохраняло римское владычество многие века. Еще не было той силы, которая могла вступить в бой с римскими легионами и победить их в ближнем бою... Такой силой оказались сарматы. Сарматская тяжелая кавалерия – КАТАФРАКТАРИИ – невиданное до того времени военное изобретение. Лишь в 15-м веке европейские рыцари нагнали, по тяжести вооружения, сарматских конников, но количественно с ними сравняться они не смогли. Средневековые рыцарские отряды представляли собой небольшую ударную группу нобилитета, основные боевые действия всегда вели представители низшего сословия. Не так было у сарматов – равных и свободных воинов. Кавалерия представляла внушительную силу: и количественно и качественно. По описаниям древних авторов, это было жуткое зрелище – катафрактарии в ударном строю. Огромная многотысячная масса закованных в железные доспехи (очень дорогое и редкое вооружение, для того времени) всадников и коней, неслась на римские легионы без единого звука. Только топот копыт наполнял воздух. Копья были основным оружием и достигали в длину 4-4,5 метров. Мечи уже не требовались, так как передовые ряды сносились мгновенно, а остальные, хваленые ветераны войн Римской Империи, бежали без оглядки и бывали затаптываемы конями, закованными в латы, как и всадники. Впервые римские легионы пали. Имперское владычество смогло еще долго просуществовать благодаря высокой государственной организации и тому, что сарматы были кочевниками и их мало интересовали римские города. Рядом уступок, договоренностей и контрибуций, Рим сумел оттянуть свое падение на несколько веков. Но сарматы еще успеют, в новой эре, пройти всю Европу и дойти до Англии, Испании, Северной Африки. Самыми прославленным потомком сарматов, в Европе, явился народ-шляхта Речи Посполитой, крупнейшего в 14-15 в.в. государства Европы. В то время, среди рыцарей-шляхтичей, был возрожден сарматский стиль в доспехах и вооружении. Саблей (венгеркой, а позже – карабелой) шляхта владела на недосягаемом уровне. Турецкий султан, во времена Польского Короля Яна Собеского, писал, что «видимо поляки изобрели саблю, лучше них ею никто не владеет; поле боя, после их победы, представляет страшное зрелище: горы трупов, стоны умирающих, не имеющих надежды на исцеление…». В наше время, когда Истинная Православная Церковь возвращается в Поволжье, на территории, ранее заселенные сарматами, под ее эгидой начинают собираться ученые, которые будут исследовать сарматские поселения и могильники. Надеемся, что в ближайшие годы, будет доказано происхождение сарматов от Сима и Яфета, сыновей Праотца человечества – Ноя. Это ясно докажет маловерным, что САРМАТЫ – истинные представители арийского народа – НОРДИЧЕСКИЙ ИЗРАИЛЬ, благословленный Господом Богом Адонаи ЯХВЕ, истинные правители этой земли: от Евфрата до Темзы! +Димитрий САРМАТИЯ Поволжская и Сурская г. Чебоксары 27.04.2003г. «Светлое Христово Воскресение»

Ответов - 1

+Димитрiй: «САРМАТЫ в поволжских степях (по материалам могильника Березки I)»: Вера Скарбовенко Вблизи дачного поселения Березки Волжского района, в междуречье Самары и Чапаевки, в верховьях глубоких и древних оврагов Теплый Дол и Большой Лопатинский не одно столетие простояли несколько десятков неприметных стороннему глазу холмиков - остатки древнего могильника, к которому уже приближалась городская свалка... Через несколько лет и специалист-археолог не смог бы найти их под завалами мусора, если бы в 1995 г. не началось строительство обводного шоссе вокруг г. Самары. Вот тогда и выяснилось, что трасса пройдет по территории древнего памятника истории, уничтожая его. В 1996 г. в зоне строительства из 57 курганов были раскопаны 3, поразившие воображение самарских археологов, за последние три десятка лет привыкших к открытиям мирового значения. Под насыпями в центре подкурганных площадок обнаружены огромные глубокие могильные ямы длиной более 5 м. В одной из них был сооружен глиняный "саркофаг" без дна, закрытый крышкой - деревянными решетками, обмазанными глиной. В стенки саркофага в кургане 1 вонзились бронзовые наконечники стрел - следы неизвестного до сих пор погребального ритуала. Внутри был разведен такой сильный огонь, что саркофаг прокалился до кирпично-красного цвета и ошлаковался снаружи. К одной из стенок остывшего саркофага пристроили деревянную двухъярусную конструкцию, где один над другим погребены двое сопровождавших: на черепе мужчины 30-40 лет несколько пробоин от наконечников стрел и меча, а также отверстие - след хирургичес кой операции, искусственной трепанации черепа. Над могильной ямой на уровне древней поверхности кургана на деревянном настиле было выстроено еще одно сооружение из глинистых блоков, полое внутри, которое разрушил разведенный внутри ритуальный огонь. Могилу окружали ров и невысокий вал, в которых был оставлен проход, охранявшийся двумя "стражниками" - захороненными здесь молодыми мужчинами с набором вооружения: железными мечами, ножами, луками с колчанами, полными стрел. В кургане 3 к могильной яме вел наклонный коридор - дромос, устье которого закрывали несколько слоев глиняной обмазки, крепившейся на ивовых прутьях. В могильнике Березки I захоронены молодые и зрелого возраста мужчины европеоидного типа, отличавшиеся высоким ростом (от 172 до 181 см, выше среднего современного европейца), широкоплечие, с хорошо развитыми мышцами - воины, павшие в сражениях (?) с окружавшими их племенами. Какой из древних народов оставил в конце V в до н.э. этот памятник? Можем ли мы назвать его имя? Что нам известно об этом народе? С кем он воевал? Основной письменный источник наших знаний о народах, обитавших в европейской части России в середине V в до н.э. - "Истории греко-персидских войн" Геродота. Описывая земли и народы, живущие к востоку от р.Дона (Танаиса древних авторов), которую греки считали границей между Европой и Азией, Геродот сообщает: "За рекой Танаисом - уже не скифские края, но первые земельные владения там принадлежат савроматам. Савроматы занимают полосу земли к северу, начиная от впадины Меотийского озера, на пятнадцать дней пути, где нет ни диких, ни саженых деревьев. Выше их обитают, владея вторым наделом, будины. Земля здесь покрыта густым лесом разной породы. За будинами к северу сначала простирается пустыня на семь дней пути, а потом далее на восток живут фиссагеты - многочисленное и своеобразное племя. Живут они охотой. В тех же краях по соседству с ними обитают люди по имени иирки. Они также промышляют охотой и ловят зверя (ведь по всей их стране густые леса) ... Над иирками к востоку живут другие скифские племена. Они освободились от ига царских скифов и заняли эту землю. Вплоть до области этих скифов вся упомянутая выше страна представляет равнину с толстым слоем почвы. А оттуда земля уже твердая, как камень, и неровная. После долгого перехода по этой каменной области придешь в страну, где у подножия высоких гор обитают люди. Как передают, все они, как мужчины, так и женщины, лысые от рождения, плосконосые и с широкими подбородками. Говорят они на особом языке, одеваются по-скифски, а питаются древесными плодами... они почитаются священными и у них нет даже боевого оружия. Они улаживают распри соседей, и если у них найдет убежище какой-либо изгнанник, то его никто не смеет обидеть. Имя этого народа - аргиппеи. Страны до этих лысых людей и народы, живущие по сю сторону их, хорошо известны, так как к ним иногда приходят скифы. Ведь сведения о них можно легко получить не только от скифов, но и от эллинов из Борисфенской торговой гавани и прочих понтийских торговых городов. Итак, области до этих лысых людей нам еще знакомы, о том же, что выше их, никто с точностью сказать не может. Эти страны отделяют высокие, недоступные горы, и никто их еще не переходил... Выше исседонов, по их собственным рассказам, живут одноглазые люди и стерегущие золото грифы..." (книга IV, фр. 21-27). Собирая для своей книги все доступные сведения о персах, Геродот лично побывал в Северном Причерноморье, в греческом городе-колонии Ольвии (Борисфенской гавани), но информацию о дальних восточных народах он получил от греческих и скифских купцов, предпринимавших торговые экспедиции в отдаленные земли. Поэтому перечень народов у Геродота и порядок их следования друг за другом отражают лишь последовательное прохождение через их земли известного торгового пути древности от греческого города Ольвии на северо-восток, в сторону Уральских гор, и чем дальше отстоит народ от начальной точки пути - Борисфенской гавани - тем туманнее и неопределеннее выглядит описание его местоположения у Геродота, что естественно, поскольку до самых отдаленных земель добирались лишь немногие из наиболее смелых и предприимчивых торговцев. Единственным народом, чья территория достаточно твердо и надежно привязана к современной карте, оказываются савроматы: западной границей их земель является река Танаис-Дон, и от угла Меотийского озера (Таганрогский залив Азовского моря) их территория простирается на 15 дней пути к северу в пределах степной зоны, заканчиваясь примерно на широте города Саратова. Очерченная Геродотом территория савроматов совпадает с территорией особой археологи ческой культуры VI-V вв. до н.э., которая локализуется в степях между Доном и Волгой и в Нижнем Поволжье. Следуя Геродоту, археологи назвали эту культуру савроматской. В дальнейшем выяснилось, что очень близкая савроматской, хотя и не тождественная ей, культура распространена северо-восточнее, в бассейнах рек Урала и Самары, т.е. в Южном Приуралье и Среднем Поволжье. В археологи ческой литературе сложилась традиция рассматривать обе культуры как два локальных варианта (нижневолжский и самаро-уральский) одной савроматской культурной общности. Памятники типа могильника Березки I в Самарской области до сих пор не встречались, для Среднего Поволжья это, безусловно, новое явление, свидетель ствующее о перемещении сюда группы населения из более восточного района Южного Урала - из бассейна р.Илек и с юга современной Челябинской области. Что вызвало это продвижение южно-уральского населения через Среднее Поволжье на запад в V в. до н.э.? Обратимся еще раз к трудам античных географов и историков. Они свидетель ствуют о появлении в IV в. до н.э. по соседству со скифами и савроматами вблизи р.Танаис нового народа - "сирматов" или "сарматов», который не был известен Геродоту и другим авторам V в. до н.э. В "Землеописании" Евдокса Книдского (370-365 гг. до н.э.) сообщается, что "вблизи Танаиса живут сирматы". Локализацию сирматов-сарматов уточняет Псевдо-Скилак: приписываемое ему "Описание моря, прилегающего к населенной Европе, Азии и Ливии" сообщает, что народ сирматов обитает к востоку от скифов, но западнее р.Танаис, за которой начинается Азия и живут савроматы. В сочинениях Гераклида Понтийского (IV в. до н.э.) и Теофраста (рубеж IV-III вв. до н.э.) наряду с этногеографическим названием "Скифия" появляется и закрепляется за территорией северно-восточного Причерноморья, прилегающей к Азовскому морю, название "Сарматия", которое впоследствии распространяется на все Северное Причерноморье и Поволжье с Южным Приуральем (Европейская и Азиатская Сарматии). Итак, на рубеже V-IV вв до н.э. изменяется общая картина расселения народов в южнорусских степях: по соседству с савроматами вблизи р.Танаис появляются племена сирматов-сарматов, которые к III-II вв. до н.э. становятся ведущей политической силой региона, вытеснив из Причерноморья скифов. Поиски территории, откуда сарматы начали свое движение на запад в Причерноморье, побудительных причин и путей этого движения в археологии предпринимались давно и неоднократно. В последние 10-15 лет на Южном Урале выявлена группа памятников, отражающих сложные этносоциаль ные процессы; на северо-восточной окраине самаро-уральского варианта савроматской культуры - могильники с грандиозными деревянно-земляными объемными подкурганными конструкциями, коллективными захоронениями и подчеркнуто воинским характером сопровождающего инвентаря. Однако до сих пор эта группа памятников оставалась обособленной и территориально ограниченной бассейном р. Илек и южной частью Челябинской области... Могильник Березки I в Среднем Поволжье оказался очень важным недостающим ранее звеном, проливающим свет на происхождение одного из могущественных народов древности – сарматов, населявших в раннем железном веке обширные территории Евразии, в том числе и Среднее Поволжье.. Материалы могильника разрушают представление о сарматах, как о примитивном по образу жизни и формам хозяйства кочевом народе и показывают более высокий уровень взаимодействия их с окружающей средой и владения навыками использования того, что дает человеку природа. Благодаря Управлению автомобильных дорог общего пользования Департамента по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству Администрации Самарской области археологам удалось приблизиться к ответу на один из наиболее интересных вопросов древнейшей истории Евразийских степей и происхождения современных народов Поволжья. Археологам, палеоэкологам и историкам предстоит найти ответы на множество вопросов, которые возникли благодаря исследованию могильника Березки I.



полная версия страницы