Форум » ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ-СИНАРХИЯ-РЕНОВАТЫ » АРИСТОКРАТИЯ » Ответить

АРИСТОКРАТИЯ

Кирилл: Kirill Serebrenitski ... моя версия тайны одухотворённости Великого Советского Кино - (... всплывшие обломки российской Атлантиды, сбившиеся в некое подобие зыбкого островка, - который, впрочем, уже разнесён новыми волнами). Я, конечно, давно уже вычерчивал мысленно эту версию, соединял наугад некоторые точки, - но не предполагал, что всё подтвердится настолько пронзительно-прозрачно. Это для меня самого - неожиданность: что их - так много, так откровенно. Раньше я никогда не интересовался актёрскими жизнеописаниями. Собственно, я только начал. Ещё не рылся целенаправленно, просто - пробежался по именам, которые мне памятны с детства. Олег Табаков: "... мамин отец, Андрей Францевич Пионтковский, принадлежал к польскому дворянству — у него было большое имение в Одесской губернии Балтского уезда. ... Удивительный факт для тех, кто помнит историю: Андрей Францевич умер в библиотеке собственного имения в 1919 году! В бурную эпоху экспроприации экспроприированного его содержали, кормили и оберегали «угнетаемые» им крестьяне". Моя настоящая жизнь (автобиографическая повесть). Михаил Боярский: Интервью от 1 июля 2013 года: " ...главная семейная тайна Михаила — это его родословная, которой позавидовал бы сам д’Артаньян. Михаил: ...- В моем представлении дворянин — это образованный, порядочный, этичный человек, для которого понятия „честь“ и „долг“ являются составляющей его жизни, а не просто словами. Мне, например, кажется, что я не совсем соответствую этому образу...». (Его бабушка по отцу - Екатерина Николаевна, урождённая Бояновская (герба Юноша?) из дворянской семьи, выпускница Смольного института; прабабушка - Феликса Венедиктовна, урожденная Боярская, из православной галицийской шляхты. Дед, Александр Иванович Сегенюк, в 1912ом, в 27 лет, был рукоположен в сан иерея и взял материнскую фамилию - Боярский (позже - обновленческий митрополит Ивановский и Кинешемский). Александр Абдулов - ( Лариса Штейнман, его бывшая возлюбленная, интервью от 15 марта 2010 года: "Есть семейная легенда, которая ярко это иллюстрирует. Сашина бабушка, дворянка, в 30-е годы уехала от репрессий в глушь, в Иваново. Представляете, на телеге сидит барышня в огромной шляпе! И когда эту шляпу увидел простой красноармеец Абдулов, он ту т же влюбился в прекрасную незнакомку...", Её же интервью от 2 декабря 2013 года: " У меня есть грех перед Сашей. Он хотел подать заявку в архив, чтобы найти свои корни. Санек знал, что бабушка по материнской линии была дворянкой, дед - красногвардейцем. Я обещала собрать документы, но не успела". Олег Стриженов: Интервью от 23 декабря 2009 года: "...по материнской линии, судя из сохранившихся в семейном архиве документов, у меня есть что-то дворянское". (Мать - Ксения Алексеевна, выпускница Смольного института). Михаил Козаков: Мать - Зоя Александровны, ур. Гацкевич; дед со стороный матери - надворный советник Александр Климентьевич Гацкевич, дворянин сербского происхождения. Александр Збруев (Интервью на ТВ, 2013): Мать Татьяна Александровна Фёдорова, актриса - из дворянской семьи, "... Секрет его феноменального обаяния за много лет так никто и не разгадал. Может, что-то врожденное - природа, гены, порода? У Александра Збруева в предках - древний известный род, бабушка - баронесса, мама - столбовая дворянка...". Алексей Баталов: (цитата из интервью ???? "...бабушка Антонина - из дворянской семьи Нарбековых — известным во Владимире врачом... В 37-м бабушку с дедушкой арестовали как врагов народа. Дедушка умер во владимирской тюрьме, а баба Нана отсидела 10 лет только за то, что была дворянкой». Андрей Мягков: Интервью от 8 июля 2016: " - Мягков - довольно старинная дворянская фамилия. У нас через поколение меняется расположение ударения. Папа мой Мягков - с ударением на последнем слоге. А дедушка — с ударением на первом слоге и так далее, по всей родословной. Таким образом, мою фамилию, наверное, надо бы произносить с ударением на первом слоге". Маргарита Терехова: (цитата из интервью ???) "Я знаю свою родословную со слов бабушки по маминой линии Галины Станиславовны Томашевич, которая занималась моим воспитанием. Ее дедушку с бабушкой звали Адам и Ева Шеневские, они владели огромным имением в польском городе Радом. Их дочь Анна Адамовна — меня, кстати, назвали в ее честь — вышла замуж за офицера Станислава Томашевича. ... прадед пропал без вести в Первую мировую войну, она с тремя дочерьми перебралась в Россию — сначала в Смоленск, потом в Крым.... После революции дети аристократов эмигрировали, а бабушку с сестрами, оставшимися сиротами, отдали в детдом. .... Из фамильных ценностей уцелела только польская икона с изображением Божьей Матери, сейчас она у меня». Ия Нинидзе: (Её дочь актриса Нино Нинидзе, интервью от 20 июня 2013 года: "... я копия моей бабушки Лили, маминой мамы... Кстати, у нее (а значит, и у меня) княжеские корни, в нашем роду были Трубецкие-Ганские...". Дмитрий Харатьян: Википедия: "...прадед дед со стороны матери - Пётр Дмитриевич Тизенко, ... флагманский механик...в 1905 году был пожалован потомственным дворянством; имел орден Почётного легиона, японский орден Священного сокровища, орден Святой Анны". Людмила Гурченко: Книга "Людмила Гурченко. Я – Актриса!" (Софья Бенуа): "Елена Александровна Симонова, мама Людмилы Гурченко, происходила из смешанной пролетарско-дворянской семьи. Ее ... мать происходила из репрессированных дворян... дедушка по матери Александр Прокофьевич Симонов – из древнего русского рода, из которого происходили преподобные Кирилл, Стефан, Феодор и покровитель учащейся молодёжи Сергий Радонежские..., в продолжение семейной традиции был директором гимназии в Москве...после 1917... уехал в своё родовое имение Бородулино на Смоленщине. 11 ноября 1928 г. он был арестован Смоленским ОГПУ и приговорён особым совещанием при Коллегии ОГПУ 1 февраля 1929 г., обвинение: 58 п. 10, в то время приговор: 3 года высылки. Реабилитирован 21 июля 1989 г. ...Людмила Гурченко любила говорить, немножко бравируя таким контрастом, что ее мать происходила из дворян....Людмила Гурченко сама не раз повторяла и в своих биографических книгах, и в многочисленных интервью, что ее – такую, какая она есть – создала ее семья. ... Людмила Марковна однажды припомнит забавный эпизод, связанный с ее суровой бабушкой: – «Раньше – целовали сраку генеральше» – единственная вульгарность, которую позволила себе однажды моя дворянская бабушка, Татьяна Ивановна Симонова. Она сидела перед самоваром. В чеховской прическе. С блюдцем в руках. ... Я ...запомнила это ее выражение и теперь часто его повторяю. Без сомнений, многие качества строгой дворянки... передались ее внучке". (А её второй муж - сценарист Борис Борисович Андроникашвили, его мать, от которой он унаследовал фамилию - знаменитая актриса княжна Кира Андроникашвили). Это - сообщения о предках по женской линии, о бабушках. А вот - дворяне в старинном смысле, законные - по мужской линии. Их истории описаны давно и отчётливо. Те. у кого могло бы значиться в паспорте "дворянинъ": Лев Дуров, Олег Янковский, Пётр Вельяминов, Пётр Глебов, братья Никита и Андрей Михалковы, сёстры Анастасия и Марианна Вертинские, Кирилл Лавров (мать - Гудим-Левкович), Александр Пороховщиков, Всеволод Шиловский, Вадим Бероев, Юрий Катин-Ярцев, Сергей Юрский (отец - Юрий Юрский, сменил фамилию, его настоящая фамилия - Жихарев), Владислав и Евгений Дворжецкие (и их отец, Вацлав Дворжецкий, и дочь Евгения - Анна Дворжецкая), Наталья Варлей (отец - из рода английского происхождения, мать - Сенявина, бабушка - Барбот де Марни, от французских гугенотов), Евгений Стеблов, княжна Лия Ахеджакова, Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Георгий Товстоногов, князь Андрей Шамхал-Тарковский, Андрей Бенкендорф (не граф)... Далеко не все, это только начало. Из этих фамилий только Стеблов, Товстоногов и Басилашвили - фамилия выслуженные, по офицерским чинам. Все прочие - из старинных дворянских фамилий, с историческим родством. (Можно продолжать: кого я понмю ещё не заглядывая никуда, наизусть - графиня Мария Капнист, Зинаида Нарышкина, княжна Эда Урусова, Леонид Оболенский, Аарне Юкскюла (барон Икскюль). Но - этих, наверно, знают уже не все. Решающе важны имена, на которых действительно зиждится советский кинематографический эпос). Даже - настоящие короны отсвечивают иногда, точнее - отблески корон Пётр Глебов - в своё время крепкий эталон Нашего Советского Человека; роли - в основном, - фронтовые офицеры, партизаны, "милиционер, колхозный бригадир, председатель колхоза"; самая известная роль - Григорий Мелехов, "Тихий Дон". Глебовы - один из древнейших родов, Облагиничи. Его бабушка - княжна Трубецкая, прабабушка - графиня Орлова-Денисова), его двоюродная сестра, княжна Наталья Голицына, её муж - князь Василий Александрович Романов, последний легитимный член Императорского дома по мужской линии, глава Объединения Рода Романовых; предок - князь Витгенштейн, из владетельного рода Сайн-Витгенштейн-Берлебург. Вахтанг Кикабидзе; мать - княжна Манана Багратиони-Давитишвили, ветвь грузинского Царского дома. Братья Георгий и Эльдар Шенгелая; мать княгиня Нато Вачнадзе, урождённая княжна Андронникашвили (а этот род - по преданию, от Комнено, трапезундского Императорского Дома).

Ответов - 1

Олег Гуцуляк: Владимир (Протоиерей Владимир) Вигилянский АРИСТОКРАТИЗМ Когда Андрей Битов (1937-2018) в своем романе «Пушкинский дом» написал рассуждения о сущности аристократизма в отличие от «интеллигентности», он не знал ставшей крылатой фразу Георгия Федотова: «Русская интеллигенция «идейна» и «беспочвенна». Это ее исчерпывающие определения». Напомню некоторые мысли А. Битова о «недобитых» при советской власти аристократах: «У них не было верховной идеи, потому что как данность имелась верховность положения; быть противниками чуждой идеи было им противно и ниже их достоинства, поэтому у нас не было подлинно идейных врагов в борьбе с ними. Они не могли быть партийными. Они уступили брезгливо и высокомерно, лишь в буквальной борьбе, по нормам достоинства и чести, не подозревая длинноты предстоящей жизни… Они не предполагали, что им предстоит жизнь – им пришлось с этим столкнуться. И тут проявилась одна замечательная, лишь на первый взгляд противоречащая распространенным представлениям черта аристократизма – живучесть. Принято полагать аристократию изнеженной, нежизненной, неприспособленной, не переносящей лишения и трудности, не способной к труду. Между тем, в высшем понимании, аристократизм и является формой приспособленности и самой жизненной формой. Потому что именно тот, кто все имел, способен, не теряя духа, все потерять: именно тот, кто владел, может знать, что не в том, чтобы иметь, дело. Тот, кто не имел, не может не иметь, потому что хочет иметь. Истинный аристократизм не хочет иметь, а имеет как данность… Поэтому-то они и могли внезапно, впервые столкнувшись с враждебными обстоятельствами, проявлять эти свои качества (когда же они и проявляются, как не при первом и неожиданном столкновении? обучение и опыт – уже не качества, опыт – явление буржуазное): удивлять стойкостью, терпеливостью, достоинством, – то есть именно приспособленностью, потому что подлинный аристократизм – это способность обойтись без всего и до конца сохранить себя… Их философия, их нравственность и мораль были им присущи по рождению и, если они принадлежали к своему классу, то им можно было не тратить ни душевных, ни физических сил на выработку убеждений и принципов, вытекающих из единичной и рассеянной измордованности жизнью. Они могли служить, исполнять, руководствуясь понятиями чести и долга, не входя ни в какие конфликты с совестью. Эта-то их способность и проявилась. Они ничего не приняли из перемен, но остались жить в измененном мире с тем, чтобы сохранить в себе хотя бы те присущие им и несущие их структуру черты, которые словно бы могут являться общечеловеческими, как-то: честность, принципиальность, верность слову, благородство, честь, мужество, справедливость, умение владеть собой… Они потеряли все, но эти черты им бы хотелось потерять в последнюю очередь: это была их природа. Но и эти черты не имели возможности уцелеть вне их классовой сущности, абстрактно, вне смысла происходящего и при отсутствии, отнятости самой почвы. Последовательное проведение в жизнь, осуществление подобных черт и принципов грозило немедленной гибелью, измена им – была немыслима: это была бы нравственная гибель, – и родился удивительный психологический феномен, позволивший им выжить. Его можно было бы назвать «абсолютной аполитичностью», и это было бы близко, но не полно. Им пришлось закрыть глаза на измену своему классу, на то, что они не стали врагами, чтобы не погибнуть: осознание подобной измены сразу лишило бы их возможности носить те черты, которые полагали или ощущали они своей неколебимой сущностью: долг, честь, достоинство, как и девственность, употребляются лишь один раз в жизни, когда теряются… Они не могли быть партийными. Они уступили брезгливо и высокомерно, лишь в буквальной борьбе, по нормам достоинства и чести, не подозревая длинноты предстоящей жизни. И за это автор не уважает аристократию всей сутью своего плебейства, неизжитого и благоприобретенного, которому не досталось… Семья, семья!.. Мы забыли прибавить к причинам этого феномена – главную. Были дети, ради них надо было выжить, их надо было воспитать, а родовой инстинкт у аристократии и должен быть, по определению, чрезвычайно силен. Они ничего не приняли – и они приняли все». Тогда, когда Битов писал «Пушкинский дом» (рубеж 60-70-х гг), религиозный фактор в рассуждениях об аристократии и интеллигенции был терра инкогнита. Но именно приверженность аристократии к религиозному чувству (и наоборот, отчужденность интеллигенции от Православия) была определяющей для «живучести» аристократов. Причем, не только в нравственном, но и в физическом смысле. Известно, что в сталинских лагерях аристократы, не сломленные нравственно и не превращенные в «рабов», выживали чаще, чем интеллигенция. Впрочем, «религиозный фактор» – это единственное, что могло объединить русских людей из самых разных слоев общества в ХХ веке: аристократов, интеллигенцию, разночинцев, военнослужащих, рабочих, крестьян.



полная версия страницы