Форум » ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ-СИНАРХИЯ-РЕНОВАТЫ » ТАЙНЫЕ МУЖСКИЕ СОЮЗЫ » Ответить

ТАЙНЫЕ МУЖСКИЕ СОЮЗЫ

Оксана Григоренко: Очень характерен для Таити институт ареои. Он представлял собой союз, генетически восходивший к тайным обществам, но уже не имевший ничего тайного в своей деятельности и служивший одним из проявлений власти господствующей верхушки над обществом. Он был известен на о-вах Таити, Маркизских и Раротонга, в очень ослабленной форме — на Гавайских и на Марианских о-вах. На западе Полинезии, т. е. на Тонга и Самоа, его не существовало. Наибольшего значения он достиг на Таити. К сожалению, сведения об ареоях недостаточно полны и не позволяют проникнуть за кулисы этого института. Кук и Форстер описали внешнюю сторону деятельности ареоев. Миссионеры ненавидели ареоев, ярых выразителей языческой религии, наиболее ожесточенно боровшихся против христианства, и поэтому их описания пристрастны и выдержаны в обличительных тонах; но суть этого института ими не разъяснена. Пожалуй, наилучшее, наиболее точное описание ареоев дал француз Моренго, который в 1837 г. был на Таити. Общество это, с религиозной точки зрения, было связано с культом бога Оро. Согласно легенде это общество основали братья-близнецы Оро- Оро и Урототефа. В него принимались люди всех рангов и социальных групп. Прием в ареои был довольно сложным и сопровождался обрядом инициации. Все общество распадалось на семь ступеней, знаками различия для которых служили разные виды татуировки. Самая высшая ступень называлась буквально «пестрая нога», так как у ее членов ноги были татуированы. У членов других ступеней татуировка была меньше. В низшей, седьмой ступени состояли кандидаты, еще не прошедшие татуировки. Им предоставлялась самая утомительная часть плясок и пантомим, исполнявшихся ареоямш Кастовый принцип в известной мере соблюдался и при приеме в общество. Арии — люди высшей касты — вступали прямо на высшую ступень общества, минуя низшие. Напротив, люди низших каст, чтобы добраться до высших ступеней ареоев, должны были пройти все градации. По сообщению, единственному правда, французского исследователя Лессона, вступление в общество было связано со значительным материальным взносом. Во главе общества стоял предводитель, который обладал привилегией носить пояс из красных перьев. Он выбирался из членов высшей ступени общества. Членами общества могли быть и мужчины, и женщины (в пропорции 5 : 1, т. е. пять мужчин — одна женщина). Каждый желающий быть принятым давал присягу умерщвлять всех детей, которые у него будут с этого времени рождаться. Обычай умерщвления детей составлял неизбежную ж обязательную принадлежность общества ареоев. Затем кандидат проходил через некоторые обряды инициации и долгое время прислуживал членам старших рангов. При вступлении в общество человек получал новое имя. Если в общество вступал женатый мужчина, то и его жена автоматически становилась членом общества. Вступление в высшую ступень сопровождалось особым праздником с музыкой, танцами и пантомимами в марае (марай — это святилище, представлявшее собой большую огороженную, выложенную камнями площадку с ритуальными скульптурами и строениями). Ареои переезжали с острова на остров и устраивали сложные и замысловатые пантомимы и театральные представления,— так называемые упа- упа. Участниками пантомим были большей частью новички, проходившие тренировку, или члены низших рангов. Высшие ранги не выступали в этих представлениях. Представления упа-упа, которые давались ареоями, Дюмон-Дюрвиль описывает в следующих словах: «Сидя в кругу, они запевали легенду или гимн в честь бога или какого-нибудь славного ареоя. Потом один из общества становился в середине и начинал речитатив, а другие хором ему вторили, сначала тихо и. глухо, потом все шумнее ш невнятнее. Затем следовала всякого рода борьба, но не кулачный бой, который они считали недостойным, их звания. Любимым развлечением были пляски, которым они часто посвящали целые ночинапролет. Просторные и хорошо украшенные здания предназначались для этого увеселения. Нередко празднества происходили в лодках, особенно, когда властитель острова принимал участие в экспедиции»1. Нередко, давая своим игрищам сатирическое направление, ареои обращали их в насмешку над жрецами, начальниками, простолюдинами; в игрищах иногда находили отражения общественные события. Когда ареои умирали, тела их хоронили в марае. Деятельность ареоев носила периодический характер; весь летний сезон, сезон солнца, ареои ездили по островам и давали свои представления.Наоборот, в зимний сезон, когда считается, что солнце «засыпает», деятельность их прекращалась, и они расходились по своим домам. Путешествия, которые совершали ареои, представляли импозантное зрелище. Они особенно привлекали к себе внимание исследователей. Ареои переезжали с места на место целой флотилией, иногда числом в 30, 50, 100,150 лодок. Приезжая на новое место, они занимали общественное здание, устраивали там спектакли и жили за счет местного населения. Это сопровождалось разорительными поборами, налагавшимися на местное население, и приводило к недовольству раатира. Эллис приводит речь одного раатира, который на общем собрании деревни жаловался на бесчинства, творимые ареоями во время переездов. Действительно, на Таити очень часто можно было видеть необработанные плантации, разрушенные дома, заброшенные районы. Когда появлялась банда ареоев в несколько сот человек, она уничтожала все, как саранча, а раатира не имели сил и возможности им противостоять и теряли интерес к обработке земли и к ремеслам. Наоборот, арии («благородные»), часто сам верховный вождь, сопровождали их во время путешествия. Для них празднества и представления ареоев были любимым зрелищем. Между ареоями и высшим слоем общества существовала особенно тесная связь. Ареои высших рангов обладали правом конфискации собственности. Они могли забрать любую вещь, которая им понравится. В целом таитянский социальный строй в конце XVIII в. был чисто кастовым. По образному выражению самих таитян, их общество можно было- сравнить с лодкой. Они говорили: Таити — это лодка; «король»— это парус; вожди — это мачта; раатира — это снасти, поддерживающие мачту, товау, или иатоаи («братья вождей», вожди-ораторы, сообщающие решения вождей народу),— это поперечная балка, соединяющая лодку с балансиром; манахуне (простой народ) — это балансир, придающий лодке устойчивость. http://lib7.com/okeaniya/71-obcshestvennui-stroi-ostrov-tonga.html

Ответов - 0



полная версия страницы