Форум » ДЕМИУРГИ ЗА НАС! » КТО ТАКИЕ ЭЛЬФЫ? » Ответить

КТО ТАКИЕ ЭЛЬФЫ?

Василиса: Мелиан (София Павлова) "ЭЛЬФЫ - ЕСТЬ! И ЖИВУТ СРЕДИ НАС" Мы - странные эльфы. Холодная кровь Слилась в наших жилах с ночными ветрами, Бродила вином миллионы веков - И вылилась, вырвалась в мир вместе с нами. Легенды, догадки, блеснувшие песней, Расскажут нам сосны и солнечный свет... Чем выше скала - тем подъемы отвесней, Чем проще вопрос - тем труднее ответ... Хэлл Когда мне говорят, что до появления работ профессора Джона Роналда Роуэла Толкиена ни о каких эльфах никто и не слыхивал, мне делается смешно. Во-первых, само понятие "эльф", к счастью, сохранила для нас многовековая история "до-толкиеновской" эпохи. А во-вторых, забегая вперед, хочу сказать, что мои исследования привели к удивительному выводу - эльфы существуют и сегодня, и ...живут среди нас! Год назад вышла моя книга "Дорога к Единорогу", где я собрала весь материал об эльфах, какой имелся на тот момент. Итак, даю теорию по э той книге: Эльфы - не маленькие существа с крылышками, столь знакомые по сказкам (кстати, в британской и ирландской мифологии этих малюток называют не Elf (эльф), а Spirit (спрайт - дух, призрак) либо Fairy (фейри - феи, волшебный народец), а довольно древняя гуманоидная раса, представители которой отличаются от людей несколько иным строением организма и большей продолжительностью жизни (возможно, бессмертием). Эльфы (иначе, следуя легендам - народ Данан, дети богини Дану) сегодня живут среди людей, почти полностью ассимилировавшись с ними. Внешне эльф почти не отличается от человека, за исключением отдельных признаков. Об этих признаках, помимо книги, можно найти информацию на сайте клуба исторической реконструкции "Легенда" в разделе "Дорога к Единорогу":legenda-club.h10.ru Впрочем, в эльфов верили и писали об этом и исследователи нашего столетия. Их свидетельства сохранились. Ученый - исследователь начала ХХ века Жак Валле в своей книге " Параллельный мир" (М, 1995) приводит слова жителя Ирландии, так описавшего общество эльфов: "Это самые замечательные люди (!), которых я когда-либо видел. Они превосходят нас во всем... Среди них нет рабочих, а только военные аристократы, благородные и знатные... Это народ, отличающийся и от нас, и от бесплотных существ. Их возможности потрясающи... Их взгляд обладает такой силой, что они, я думаю, могут видеть даже сквозь землю. Они обладают серебристым голосом, их говор сладок и быстр... Они много путешествуют, и, похожие на людей, могут повстречаться в толпе...(!) Умных молодых людей, которые представляют для них интерес, они уводят к себе..." Сейчас много споров о наследии Толкиена, потому вот моя весия: Толкиен, на мой взгляд, описывал прошлое этого, нашего мира, именуемого Земля - Арда. Для доказательств достаточно обратиться к самому Толкиену, к его письмам. Так, в заметке по поводу обзора "Властелина Колец" У. Х. Оденом, (Письма Толкина.), автор "Властелина" пишет: "Я не создавал воображаемого мира - я создал только лишь воображаемый исторический период в Средъземелье, месте нашего обитания." И еще... Как пишет Том А. Шиппи, один из выдающихся исследователей творчества Толкиена, лингвист и преподаватель, цитируя эссе Толкиена "О волшебных сказках": "Эльфы, говорит Толкиен , могут быть: 1)созданиями человеческого воображения", как о них думают почти все, 2) реальными существами, которые "существуют независимо от наших сказок о них" Теперь рассмотрим гипотезу об Атлантиде. Атлантида, согласно легенде - огромный древний затонувший материк, оставивший на поверхности земли только вершины своих гор. Ныне это - острова в Средиземном море (например, о. Санторин, о котором уже говорилось выше), а также часть островов Атлантического океана, самые крупные из которых - Британия и Ирландия. Вот что по этому поводу говорит в своей работе "О чем пишет Толкиен" Владимир Грушецкий (Журнал "Если" № 4, 1992 г.): "По традиционным эзотерическим представлениям материк Атлантида располагался своею северной частью на несколько градусов к востоку от современной Исландии, включая Шотландию, Ирландию, северную часть современной Англии, далее - через Атлантику, и примерно - до современной Бразилии. Атланты, т.н. Четвертая раса, вернее, те из них, кто пережил чудовищную геологическую катастрофу, и дали начало следующей, Пятой расе. Не надо отличаться большой проницательностью, чтобы узнать в толкиеновских дунаданах, рыцарях из Заморья или с Заокраинного Запада, владыках погибшего Нуменора - представителей Четвертой эзотерической расы - атлантов, даже если бы на последних страницах "Падения Нуменора" не прозвучало название материка по-эльфийски - Аталанте." Тут опять же прослеживается связь с нашим миром, а не с параллельным измерением - трудно было бы предположить наличие двух параллельных миров со столь одинаковой историей. Читатель, я много раз задавалась вопросом, почему движение толкиенистов находит все новых и новых приверженцев? Толкиен популярен, в основном, за счет эффекта узнавания, глубинной "памяти предков". Филологу Толкиен мил за то, что он "узнает" в его текстах массу слов и понятий из других языков. Например, название эльфийской земли - Арда. Оно отнюдь не абстрактно, и во многих земных языках можно найти его вариации. Вспомним хотя бы славянское слово Орда (полчище, скопище людей). А ведь заимствовано оно было от захватчиков - монголо-татар, и первоначальный смысл его тогда был утерян. Прославленное же государство, которому платили дань русские князья - Золотая Орда, или Гзыл-Орда, расшифровывалась просто - Золотая Страна (то бишь земля, государство). Этот же корень прослеживается в названии части Древней Персии (ныне - Иран) и города - Ардебиль. О слове Эльф и вовсе говорить не приходится. Буквально во всех языках мира встречаются его аналоги. От древнегерманского - Альв, до древнеарабского (и древнеиудейского) - Алеф. Это - первая буква арабского алфавита по сей день, как слово имеет два значения: первое и наиболее распространенное - бык; второе же значение - первый, начальный, главный. Греческая буква Альфа имеет тот же корень (вспомним выражение "Альфа и Омега" - начало и конец). Трансформация этого понятия дает нам латинский корень - Алб и тюркскиий - Алп (Белый, светлый). Самый частый вывод, который мне доводится слышать от своих оппонентов, таков: если бы эльфы действительно существовали, об этом бы говорили древние книги, такие, как Библия или Тора. При этом мои оппоненты почему-то не удосуживаются взять да и обратиться к этим самым книгам... А некоторые, между прочим, удосуживаются! Такие, как, например, ученый - исследователь Николай Дорожкин, опубликовавший в № 3 за 2000 год журнале "Чудеса и приключения" статью "Тайнопись Ветхого завета". Привожу отрывок из его статьи, полностью сверенный мною с оригиналом книги Бытия: " Книга Бытия о сотворении людей говорит дважды: в главе 1 и в главе 2. Сравним эти тексты. Вот в главе 1: "26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его: мужчину и женщину сотворил их... 31. И увидел Бог, все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой..." А вот глава 2, где подводится итог сделанному, и Бог освящает седьмой день, то есть назначает его для отдыха. А дальше вот что: " 5. И не было человека для возделывания земли. 6. Но пар поднимался с лица земли и орошал лицо земли. 7 И создал Господь человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. 18. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. 22. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку.24. И были оба наги. Адам и жена его, и не стыдились". И получается, что Бог создавал человека дважды, создавал разных "человеков". Сначала - для владычества над всем живым (тех, кого создал по образу и подобию Божьему), а потом - для возделывания земли (тех, что из праха земного). Сначала - богоподобных, а потом - как бы несколько приземленных. Нет, говорят библиоведы, не так: просто было два варианта Библии, и более поздние составители и редакторы объединили их, вот и получилась накладка... Вроде бы логично, но справедливо ли представлять древних книжников такими небрежными и примитивными? Есть факты из истории создания Библии, говорящие как раз об обратном, о необыкновенной въедливости древних богословов. И если они что-то включили в текст Библии, значит, не видели в этом противоречия. Итак, согласимся, что в книге Бытия о сотворении человека говорится дважды. Человек-1 сотворен по образу и подобию Божьему для владения всем на земле, а человек-2 - слеплен из праха земного, чтобы было, кому возделывать землю в саду Эдемском. Для человека -1 - никаких ограничений, для человека-2 - запрет есть плоды с древа познания добра и зла. Так что же? Речь идет - страшно выговорить - о совершенно разных существах?" Самую известную легенду об эльфах еще задолго до рождения Толкиена подсказывает нам... само христианское учение. Я приведу ее здесь (да простит меня читатель за излюбленное обращение к творчеству Профессора!) так, как она изложена в комментариях М. Каменкович и В. Каррика к 1 тому "Властелина колец" (стр. 703) "Известна легенда о святом Михаиле, в которой говорится, что эльфы - не кто иные, как особая разновидность ангелов и существуют в действительности. (!) Согласно этой легенде, ангелы вовсе не представляют из себя две враждующие партии - одна за Бога, другая против. В этой войне были и неприсоединившиеся, утверждает легенда. Те из "неприсоединившихся", кто склонялся к Люциферу, заключены были в особые темницы до Судного Дня. Те же, кто склонялся больше к Богу, но в открытую борьбу с силами зла не вступил, - посланы были с Небес на землю как бы в изгнание, причем одни пребывают в Земном раю, другие - в различных местах Земли, населенных людьми. Здесь они должны "претерпеть некоторые муки" до конца мира, после чего они будут прощены и возвращены на Небо. Этих "нейтральных" изгнанников можно иногда видеть. Часто люди видят их в больших количествах; с виду похожие на женщин, они танцуют и играют в темноте. Они зовутся эльфами и часто приходят в города; день обычно проводят в лесах, ночь же - на высоких холмах. Это - злосчастные духи, изгнанные с Небес. И в Судный день многие из них обрящут покой". Во всяком случае, хочу сказать одно, читатель: не во всех память о прошлом исчезла безвозвратно. Впереди - новое тысячелетие, новая эпоха. Чьим станет это время, судить не нам. Но что, если пришло время по крупицам собрать осколки старой памяти, и, наконец, открыть правду эльфам о том, что они - не просто легенда?

Ответов - 5

Василиса: Леонид Кораблев, (Предисловие к книге) "Из рассказов о древнеисландском колдовстве и Сокрытом Народе" "ЭЛЬФЫ - ОСТАЛИСЬ В ИСЛАНДИИ?" Относительная удаленность островной Исландии от непрекращающегося брожения умов Средневековой Европы помогла как бы "законсервировать" на века целый ряд старых континентальных традиций, одной из которых ( помимо сохранения бесценных германских мифов и саг) является alfa-truin - "вера в истинное ( не только на бумаге или в воображении) существование эльфов или Huldifolk a, т.е. Сокрытого народа, как начали называть их там не то с 14-го, не то с 15 века. Для европейской и американской публики термин "эльф" сейчас настолько лишен своего первичного смысла, что лучше бы было, наверное, изобрести какой-нибудь новый ; ведь уже с 8-9 веков под определение слова "эльф" подпало невообразимое количество мифологической чепухи, как-то: дверги-гномы, русалки, инкубы-суккубы, домовые и т.д. В Исландии уже в 9-12 веках alfr (эльф) стал обозначать скорее все "колдовское", чем "эльфийское"; позже неожиданно появилось второе его значение "болван"(?!) Но все ж таки, к 16-17 веку название это опять обрело наполовину свой наиболее древний смысл и достаточно пролистнуть сейчас лишь несколько исландских словарей, чтобы по особенным терминам с элементом alf- в них составить себе на первых порах уже хоть и небольшое, но цельное представление об основных чертах традиции, связанных там с эльфо-культурой, к примеру, это: ( уже упомянутое) alfa-truin- вера в существование эльфов; alfa-blot - ритуалы, связанные с призывом эльфов на помощь; alfa-danz- танцы, которые эльфы устраивают на Рождественскую ночь или в Новый год; alf-holl- холм( скала), где обитают эльфы; alfa- baekur( или alfa-runir)- особый род эльфийских книг мудрости; alf-heimur- сокрытый мир эльфов; alfa-reid - конные процессии эльфов; alfa-brautir (или же alfa-konufar) - следы на воде, которые отмечают путь невидимых рыбацких лодок эльфов, и т.д. Однако, самое примечательное в исландских рассказах об эльфах то, что они не являются ( большей частью) выдуманным фольклором ( то есть сказками-небычками или "то говорили наши деды, а им сказывали их отцы"; для этого есть специальный термин aevintyri), однако они ( особенно переведенные здесь) имеют значение свидетельств о действительно произошедших встречах или столкновениях живых, конкретных людей с эльфами, с подробным указанием реальных мест, где события эти имели место с упоминанием не только настоящих имен людей-участников (или свидетелей), но так же и с долгим перечнем всей их родни (далекой и близкой). Язык этих свидетельств чрезвычайно прост (практически словно язык заурядных следственных протоколов с мест происшествий). И что более интересно - до сих пор еще большинство исландского населения ( т.е 53 процента), к счастью, не отказались от старых традиций и продолжают верить в существование Huldufolk a, непрерывно пополняя старый запас новыми свидетельствами о встречах с эльфами, произошедшими уже в наше время. Необходимо здесь также сказать несколько слов и о тех людях, чей бескорыстный труд на поприще изучения, описания и сохранения для человечества эльфо-культуры принес им не только боязливое уважение или "сочувственное" равнодушие, но и неожиданно беспощадное гонение. Одним из наиболее крупных специалистов по эльфам в Исландии был Йоун Гвюдмундссон Ученый, также прозванный "Художник" и "Клыкодел" ( род. 1574г.-ум.1658 г.), оставивший после себя, к сожалению, всего лишь две поздних рукописи-трактата относительно эльфов. Все остальные (более ранние) были у него отняты, сожжены, а сам он, несправедливо обвиненный в занятиях, якобы, черной магией и в ереси, был лишен всего имущества, дважды приговорен к изгнанию, преследуем и едва не расстался с жизнью, если бы не заступились смелые и умные люди. И хотя в следующей, очень коротенькой подборке не приведено ни одно из свидетельств Йоуна , история под названием "Поздний визит эльфы" взята из "Alfa-sqgu-Bok" (т.е. "Книги рассказов об Эльфах"), составленной вторым по величине после Йоуна исландским "Другом эльфов" Олавом Свейнсоном с острова Пюрк-эй (род. 1780 г. - ум. 1845 г.). Сам Олав был сначала простым бондом (свободным землевладельцем), тоже искренне верил в существование Сокрытого Народа, и в 1830 году, после странствий по всему родному острову, по просьбе друга, записал собранные им свидетельства в одну толстую книгу под известным вам уже названием ("Alfa-sqgu-Bok") Для того, чтобы собрать эти свидетельства, рассказы, легенды и сказки Йоун Арнасон был вынужден (за отсутствием средств) обратиться к своим бывшим ученикам, рассеянным по всей Исландии, прося их записывать все, что они смогут обнаружить среди простого населения и отправлять затем ему. Из гигантского количества присланных историй он включил в свой сборник 140 историй, в которых говориться о Сокрытом Народе, т.е. эльфах. Мои переводы с исландского…сделаны мною намеренно большей частью для людей, разделяющих видение нашего мира и философию, изложенную в книгах оксфордского профессора Джона Р.Р. Толкина, автора "Хоббита", "Властелина Колец", "Сильмариллиона" и других прекрасных книг, который детально разработал и в этом вопросе свою позицию, сумев чудом возродить утерянный было для сознания современных людей образ Истинных Эльфов древности (в противовес шекспировским фантазиям в драматургии). Благодаря Толкину, автор этого перевода узнал впервые о существовании такого термина, как Huldufolk, что и помогло ему в конце концов обнаружить самое яркое и полнокровное (из сохранившихся) отражений правды об эльфах, иначе называемых "Эльдар" ("Народ звезд") в трудах самого Профессора.

Василиса: Радомир (Юрий Генин) "АЛЬВИЙСКАЯ" ТЕОРИЯ. Терминология: Эльфы = квэнди - род гуманоидных существ нечеловеческой природы, имеющих условно независимое бытие в рамках вторичного мира (Арды) и присутствующие в бытии первичного мира (Земли) только в виде квэнов. С альвами связаны только лингвистически, вследствие путаницы, невольно созданной проф. Толкином, некорректно употребившим термин "эльфы" для перевода слова "квэнди" на английский язык. Альвы - человеческая раса, характеризуемая следующими расовыми признаками: астеническое телосложение, заостренная форма ушей и заметно увеличенный по сравнению со средним человеческим срок жизни. Ареал первоначального расселения - север и северо-запад Европы. В настоящее время полностью ассимилирована индоевропейской расой (кельты, германцы, в меньшей степени славяне).Суть гипотезы Из исторических (Ветхий Завет) и археологических ("тирольский человек")источников известно, что продолжительность жизни человека допотопных времен(и первых послепотопных поколений) значительно превышала срок жизни современного человека. Однако позже эта продолжительность существенно сократилась, по ряду предположений, вследствие необходимости для человека приспосабливаться к изменившимся после потопа условиям окружающей среды. Часть ветвей развития, как предполагают эти исследователи, оказались тупиковыми - сейчас останки представителей этих ветвей называют "неандертальцами", "питекантропами" и иными "переходными звеньями". Предположение: существует ненулевая вероятность, что некая ветвь человечества сумела приспособиться к окружающим условиям, сохранив изначальный продолжительный срок жизни, но лишившись возможности (либо желания) к неограниченному размножению. Скорее всего, эта раса родственна семитской либо иафетианской (либо представляет собой их раннее смешение). Представители этой расы (далее "альвы"), наряду с предками палеоевропейских народов (или несколько ранее их) заселили северную и северо-западную Европу, населяя ее вплоть до появления кельтских и германских племен. Под их натиском альвы были частично уничтожены, частично ассимилированы, частично заселили труднодоступные и труднопроходимые места, непригодные для жизни примитивных племен, но допускавшие существование более развитой культуры. Поскольку для примитивных племен, не имеющей письменной традиции, характерна мифологизация истории, вскоре сведения о прежнем населении Европы и о ее завоевании перемешались с привнесенной пришельцами индоевропейской мифологией, каковая в свою очередь была сложным конгломератом из фантазии, истории, смутных воспоминаний об Ангелах и Боге, шаманских и магических культов, контактов со злыми духами... Словом, сборная солянка, такая же, какая была у полинезийцев с их мифологией про Тики, у ацтеков - про Кецалькоатля, у греков - про троянскую войну, у индусов Ланки - про туземное население этого острова, а у японцев - про первых императоров... Таким образом, в западном индоевропейском культурном пространстве возникли легенды про божества "альвийского" происхождения, каковые, как мне представляется, всецело поддерживалась самими альвами, довольно быстро уяснившими себе всю выгоду от того, что их считают богами - во всяком случае, альвы могли быть уверены, что от дальнейших завоевательных войн они себя обезопасили. Следующий этап взаимоотношения индоевропейцев и альвов наступил в тот момент, когда германские и кельтские племена достигли достаточного уровня развития, чтобы заселить земли, на которых располагались поселения альвов. В это время участились случаи ассимиляционных браков (возможно, из этих браков растут ноги у многочисленных легенд о родстве германских и кельтских вождей с богами). Это был второй этап ассимиляции альвов индоевропейцами. Третий этап наступил уже во времена распространения христианства. Часть альвов приняла христианство и достаточно быстро растворилась в массе индоевропейского и романского населения Pax Christiania. Остальные предприняли попытку перенести языческое обожествление альвов в рамки христианского мировоззрения, провозглашая себя по мере личной наглости и фантазии то святыми, то ангелами, то потомками Христа (впрочем, здесь мы чаще видим заимствование восточных ересей, чем изобретение чего-то оригинального). Результатом чего явились ряд западных сект манихейской и гностической направленности (беггарды, катары, богомилы, возможно, поздние тамплиеры). Эти секты попали в поле пристального внимания инквизиции и были уничтожены. Четвертый этап, продолжающийся по сию пору, с альвами как таковыми уже связан опосредованно. Подробное его описание приведено в моем семинарском докладе. Краткая его суть состоит в том, что, обратившись от христианства к язычеству, что классическому, что индоевропейскому, люди соответственно обвернулись от Бога и вступили в контакт с бесами, которые со всей радостью появлялись под личиной хоть муз, хоть русалок, хоть альвов. Разумеется, таких, какими их желали увидеть люди, а люди строили свое представление об альвах на основе известных мифов и сказок. Достоинства гипотезы: не противоречит православной вере; объясняет исторические сведения; выводит "эльфийский вопрос" из религиозных рамок. Недостатки гипотезы: неубедительна для тех, кто воспринимает "эльфийскийвопрос" как религиозно-эзотерический, т. к. отрицает какой бы то ни было аспект "пробуждения", "осознания", "откровения", "особой миссии" и "необходимости самоопределения" для сегодняшних потомков альвов.

Василиса: (Автор неизвестен) О реально существовавших эльфах Прежде всего у человека слишком не развито воображение, что придумать эльфов, фей, гномов и т.д. Если бы он придумывал их, то они были бы похожи на то, что человек привык видеть вокруг себя. Тем не менее доспехи, в которых расхаживали эльфы Туата де Даннан, были изобретены столь рано, что эта дата теряется в веках, потому что легенды о них начинаются с того периода, когда лучшей защитой считалась собственная ловкость и сила, ну и крепкая шкура. Многие люди полагают, что эльфы -это такие маленькие с крылышками, а феи - это прекрасные девы и не менее прекрасные рыцари. Все как раз наоборот, и мало где встречается точное определение этих двух разных народов. Феями называли эльфийских княжон, хотя назвать эльфийского рыцаря феем довольно коряво. Итак, начнем. Сказки и легенды о таинственных лесных жителях существуют у всех абсолютно народов и наиболее развились (правда, в разные стороны) у ирландцев и индейцев. В России их превратили в леших и к концу, я так думаю, XII-XIII вв. довольно сильно исказили описание внешнего вида. Скорее всего, это случилось потому, что реальные прототипы ушли из медленно, но верно обживаемых лесов, а вот различные бесенята или демоны, или темные силы (как кому угодно, в общем - нехорошие ребята) остались и превратились в уже злобных леших и русалок и пр. Первоисточник появления названий волшебных ушастиков остается неизвестным. Словами, соответствующими слову "фея", в Испании и Италии были "fada" и "fata". Очевидно, оба они были производными от латинского слова "fatum",то есть судьба, рок, что являлось признанием умения предсказывать и даже управлять человеческой судьбой. Однако во Франции с ним слово "fee" происходит от латинского "fatare" через старофранцузское "feer", означавшее "очаровывать, околдовывать". От этого слова происходит английское "faerie" ."волшебное царство", которое включает в себя искусство колдовства и весь мир, в котором феи существуют. "Fairy" и "Fay", что означает фея, эльф, являются другими производными этого слова-прародителя и относятся только к отдельным существам. Название "эльф" . германско-греческого происхождения, есть еще очень похожее скандинавское "сильф" (уж не знаю эльф ли в сильфа превратился, или сильф в эльфа). Более древнее "alfar" было известно Толкиену в том смысле, что скандинавы тоже подразделяли эльфов на Lioza.Lfar, или Светлых Эльфов, и Doka.Lfar, или Темных Эльфов. Римляне со своими завоеваниями принесли "эльфа" в Британию. Но в Ирландии, соседке Англии, уже существовало другое название . Туата де Даннан (по-другому . Туаха де Даннан) или жители сидов (Дэйон Сайд). Причем любопытна одна деталь: в ирландских легендах прямо говорится, что люди Туата прибыли с каких-то далеких волшебных островов, чтобы избавить остров от злых форморов (по описанию напоминают сильно пострадавших от радиации : лишние руки и ноги, глаза на любом месте, те еще личности). Когда же в Ирландию прибыли люди, то люди Туата начали тихо спускаться под землю, избегая открытого сражения с людьми (быть может потому, что знали, что уничтожат последних в битве . Люди признают за ними первенство в искусстве владения магией, хотя в легендах говорится о сражениях, но очень уж туманно и нет ни одного обособленного сказания о битве с потомками Богини Дану. Вот и подноготная мифов Толкиена ("Сильмариллион") раскрылась. Но, с чем спорить невозможно, раскрыл он эту тему гениально. Я думаю, достаточно многим известно, что сами ирландцы называют свой остров Эйрэ или Эриу. Получил он это название вот как . Армия захватчиков двигалась к столице Ирландии для Туата.- Темре. Они встретили женщину, настолько прекрасную собой, что решили, что это богиня. Она сделала так, что ни один воин не мог сделать ни шага вперед. Ее спросили, почему она их остановила (учитывая, что она могла быть только Туата Де Даннан, довольно наивный вопрос, по-моему). Она назвалась именем Эриу и ответила, что не пропустит их дальше, если они не предложат ей достойного подарка. Ей предлагали сокровища (смешно), но она отказалась. Тогда поэт Аморген, впоследствии ставший великим, произнес: "Эта страна во веки вечные будет называться твоим именем -ЭРИУ". Она их пропустила, потому что это был достойный дар. В конце концов Ирландия была полностью подчинена людям, а Потомки Богини Дану поселились под землей и под водой. Примечательно, что Туата, ставший королем океана - Мананнан Мак-Лейр (т.е. сын Лейра) уж очень похож на Посейдона. Точнее полностью ему идентичен. Разъезжает в колеснице с трезубцем в руках. О существовании Греции тогда еще не знали. Вообще все историки отмечают похожесть мифов и легенд народов мира, как будто говорится об одних и тех же существах и явлениях, правда, с наложением личных прибавлений рассказчиков, разных менталитетов народов и разных понятий для описания. Индейцы честно признали за этими существами верховенство в природе, называя их духами. Я не сомневаюсь, что это были эльфы, а ведь они вправду похожи на духов из-за своей бесшумной походки. Исчезают и появляются незаметно, подчиняют себе силы природы, необычайно красивые, светлые и добрые. Кстати, у индейцев были ведь и злые духи, совсем непохожие на добрых. Интересно, кто же это был? Ведь ни в одной легенде не удосужились подробно описать их, а ни один рассказчик не попытался сохранить возможно имевшееся описание для записи. Их называли и гоблинами, и орками, и просто чудищами, чертями и бесами. Я думаю, что в Европе злые существа стали напоминать добрых лишь потому, что люди не приняли однобокости эльфов, гномов и т.д. .Эти могут быть только хорошими. К тому же слишком бросается в глаза, что иногда эльфов почему-то описывали не альбиносами, но красноглазыми. Видимо, это были те самые нелюди, которые научились принимать облик эльфов. Вот и стали люди приписывать собственные грешки чуждым существам, вспомнить хотя бы поведение греческих богов и того же Зевса. Да и остальные не были идеальными. Пожалуй, только египетские боги не были столь человекоподобными, хотя зависть и беспричинный гнев в более поздних и обработанных легендах упоминаются. Всегда эльфам приписывали безупречную красоту, и почти всегда она приносила им несчастье в столкновениях с людьми. Каждый эльф, мужчина или женщина, был мечтой для человека. Эльфийки встречались и стройные, на современный манер, и полные, на манер эпохи Возрождения, и фигуристые по-деревенски (большая грудь, узкая талия, широкие бедра). Мужчины тоже бывали разные. И горы мускулов, и изящные фехтовальщики, и греческие Аполлоны, сочетающие в себе и то, и другое. Я думаю, что у эльфов были критерии красоты, отличные от человеческих, раз нам они казались и кажутся такими прекрасными. Единственно, что смущало людей во все времена - уши. Причем уши, похоже, попадались разные: побольше, поменьше, с мочкой и без, с маленьким заострением и с длинными отростками. С практической точки зрения такие уши очень способствуют улавливанию звуков, а, следовательно, и хорошему слуху. Также, как широко известно, эльфы весят меньше людей, у них прекрасное зрение, сочетающее свойства орла и кошки, и им всегда благоволила природа. Физически эльфы всегда были развиты безупречно. Даже девушки могли постоять за себя лучше многих мужчин-людей (прообразы скандинавских валькирий). Также подавляющее большинство эльфов были довольно высокого роста, карликов среди них не попадалось вроде бы. Исследователи данного народа теряются в догадках, почему эта раса, во многом превосходившая людей, исчезла с лица Земли. Есть и мистические версии, и материалистические, и антиэльфийские (даже такие!). Уфологи (те, которые увлекаются НЛО) полагают, что эльфы . существа с другой планеты, которым требовалась (и до сих пор требуется . истории о похищениях инопланетянами) новая кровь. Замечу, что по моим наблюдениям больше всего подобных побасенок в Америке, где в прошлом не замечалось никаких следов от эльфов, исключая индейских духов, которые почему-то всегда были светловолосыми и светлоглазыми, хотя индейцы таких людей в жизни не видели. Но индейские духи никогда не показывались белым людям, а со временем истребления индейцев (не обольщайтесь насчет резерваций . зверская выдумка, на мой взгляд) вообще исчезли из поля зрения. Исключительно редко появляются сообщения о встрече с удивительно красивыми существами в очень заброшенных местностях, которых теперь принимают за разновидность инопланетян.Итак, на основе своих знаний, утверждаюсь в том, что эльфы творения исключительно нашей матушки Земли. Мистики полагают, что предназначения эльфов . подготовить и обжить планету для людей, следить за нами, чтобы не натворили чего-нибудь, и воспитывать в нас духовность. Эта версия наиболее подходит, по-моему. Заметьте, как только они исчезли, планета начала медленно погибать. С другой стороны, такое мнение ставит эльфов ниже людей, когда они очень даже достойны быть наравне с нами. Некоторые историки пишут, что ?так называемые эльфы были потомками людей с исчезнувших материков Атлантиды и Лемурии?. Этим и объясняется их совершенство в технике и искусстве. Но это не объясняет их относительного застоя: хроники и легенды не свидетельствуют о наличии технократического прогресса у эльфов. Людям это не свойственно, что доказано нашей историей. Так что и эта версия отпадает. Некоторые думают, что эльфы были лишь продуктом жизнедеятельности людей и глюками наевшихся поганок и мухоморов, отходами психической жизнедеятельности. С другой стороны, также обзывают и русалок, но их встречали и в современности люди не тоскующие по женщинам. И встречали ведь не только девушек, но и мужчин. А подозревать наших строителей, рыбаков и пограничников в гомосексуализме немного оскорбительно и безосновательно. Но вернемся к нашим баранам, то бишь эльфам. Религии мира (христианство и мусульманство) считают эльфов поганью и нечистью, демонами и бесовскими отродьями. Это, мягко говоря, заблуждение, потому что эльфами часто называют действительно представителей темных сил ( а также лешими, феями и так далее). Настоящие эльфы снисходительно относились к человеческой религии и нисколько не страшились ее атрибутов. Правда, про мусульман я слишком мало знаю, чтобы судить об упоминаниях эльфов в Коране (если таковые есть), и их борьбе с ними. Кстати, по одной из легенд именно эльфы были хранителями Святого Грааля до попадания последнего в Камелот и после смерти Артура (или когда исчез Грааль, точного содержания легенды я не помню). Итак, происхождение эльфов определить пока не удается (даже если правы ирландцы, заявляющие, что эльфы прибыли с каких-то далеких островов, то получается, что эльфы . действительно атланты и лемурийцы, что невероятно и невозможно). Определить их обычаи и традиции, культуру еще сложнее, потому что никто не бывал в их таинственных чертогах. Лишь некоторые легенды упоминают об этом, и почему-то всегда в материале зданий фигурирует стекло (в более древних сказаниях . алмазы и хрусталь, естественно). Плюс чудесные сады и диковинные животные, которым запрещено вылезать за пределы эльфийских миров, дабы не напугать людей. Также отмечу, что некоторые сказания упоминают о том, что эльфам будто бы нравится белый цвет: в их лесах живут белые олени, белые лисицы, всегда белые зайцы, то есть большинство животных у них. альбиносы, высокопоставленные особы одеваются у них в белое или серебристое. Что ж, может быть, но сами они альбиносами не были. Особенностью их жизни, как я заметила, . это полное подчинение законам волшебства. Иногда эльфы не использовали магию, даже для своего спасения, хотя могли бы. Существует очень грустная легенда о проклятом воине-эльфе. Очень его жалко, но там не сказано, за что его прокляли, поэтому не могу ничего сказать определенного о законах эльфийского мира. К концу своего пребывания в нашем мире эльфы начали обращаться за помощью к людям: принять роды (самое знаменитое), что-то достать или принести. Эльфы ослабели, точнее, ушли великие из них и сними исчезла большая часть их силы, я думаю. Ушли же великие видимо на таинственный остров Авалон (остров Валинор...) или еще куда-то. Есть сказание о том, как Тейгью, наследник Мюнстера, что на западе Ирландии, отправился в морское путешествие, и, преодолев полосу странных туманов, попал на волшебный остров, где получил несколько магических подарков. Похоже, что он побывал на подобии Авалона. Эльфы, судя по легендам, жили вечность, лишь иногда меняя ее на смертность и любовь. Но слишком часто люди приносили гибель или невыносимые боль и страдания уществам, которые ради них бросили свою родину. Все это происходило из-за боязни, что те вернулись к волшебству. Люди и не догадывались, что эльфы физически не могли этого сделать. Вот мы и коснулись этой действительно больной темы . эльфы и люди. Если судить по старинным легендам и сказаниям, то люди чаще всего сами навлекли на себя неприятности, нарушая запреты, которые существовали еще до их появления на Земле, или просто делая то, чего делать не следовало бы. Например, отправляются гулять в зачарованный лес и, натыкаясь на спящую эльфийку, целуют ее... После чего всю оставшуюся жизнь проклинают эльфов. Глупо, не правда ли? Вся проблема в том, что люди не понимали волшебных существ, а из-за этого боялись их, считая злом даже добрых. Старая легенда говорит о том, как в одной болгарской деревне испортилась колодезная вода, а приличных речек рядом не было. Чистая, невинная девушка на свой страх и риск отправилась в волшебный лес, нашла там единорога и подружилась с ним. Потом она рассказала ему о своей беде, и он согласился прийти в деревню и очистить везде воду. Но когда девушка привела чудное создание, то крестьяне, вспомнив, что рог единорога стоит очень дорого, связали ?спасительницу? и убили животное. Эта история, на мой взгляд, очень хорошо иллюстрирует отношение людей к волшебству. Выйти из этого положения нормальными способами возможности не было, и все чудесные существа исчезли из нашего мира, спасая свои жизни. Вот так... Надеюсь, что отношение людей к эльфам, феям, гномам, кентаврам и единорогам изменилось, благодаря стараниям писателей-фантастов в общем, и Толкиеновским трудам в частности.


Василиса: Краткая классификация эльфов. v1.0 Мы соль земли и неотъемлемая её часть… Мы те, кто видел, как рождаются миры… Мы те, кто пережил проблемы времен… Мы были, есть и будем, всегда и везде… Мы те, кем стремятся стать остальные расы… Да мы гордый народ, но нам есть, чем гордиться… Не пытайтесь понять нас… Просто примите нас такими, какие мы есть… Мы народ Старшей крови… Мы Эльфы… -Rofellos the Moon Elf Названия разновидностей даются обычно основываясь на месте обитания или образе жизни. Всех эльфов можно разделить на 9 основных рас Высшие Серые Лунные Крылатые Морские Лесные Солнечные Дикие Дроу Примечания: Также мною были обнаружены малопонятные Трущобные, Грибные, Овражные и Болотные Эльфы. Эти “виды” я рассматривать не буду. Надо заметить, что, несмотря на многообразие эльфов, есть несколько черт, которые характерны для всех (или почти всех) видов. У эльфа может быть (за редким исключением) любой цвет глаз и волос, поэтому в разделе внешность указаны лишь характерные (или лучше сказать, более вероятные) признаки. Отдельное спасибо Shiva и Makkavity за предоставленные материалы Высшие эльфы. (Cala’Quessir/High Elves) “Noldor! Blood is on your hands...” (c)Blind Guardian... Другие Названия: Светлые (Light), Характер и образ жизни: Изначальные Эльфы, от которых произошли все остальные. Остальные виды эльфов образовывались от отделившихся племен, принявших тот или иной образ жизни. Откуда они появились, теперь уже никто точно сказать не сможет. Кто-то поговаривает, что они пришельцы из других галактик, кто-то, что они спустились с небес на огромном сверкающем замке, кто-то, что они дети магии… Ныне они самая гордая и высокомерная раса из всех. На все остальные расы, в том числе и на многие эльфиийские, смотрят сверху вниз, часто бывают надменны, брезгуя общением почти со всеми существами, кроме себе подобных. Они живут в скрытых от чужих глаз горных долинах, либо в священных магических лесах и редко общаются с внешним миром. Высшие эльфы служат делу добра, но вмешаются в ход истории лишь тогда, когда “низшим” расам будет угрожать великое зло. Они не признают кровосмешения, полуэльфы для них мутанты, недостойные их общества. Иногда используют гоблинов, полуэльфов и других существ в качестве рабов. Настоящая эльфийская аристократия. У высших эльфов особый склад ума, что позволяет им становиться могущественнейшими волшебниками и искусными мастерами. Почти любая вещь созданная их руками будет содержать сильнейшую магию. Внешность: Высшие Эльфы более высокие, чем другие эльфы, их волосы обычно варьируются от блонда до золотых или цвета меда. и глаза зеленого или карего цвета. В одежде предпочитают светлые тона. Во время боя носят сверкающие кольчуги и высокие крылатые шлемы. Серые Эльфы (Mith’Quessir/Gray Elves) “А мы уйдем на север…” (с) Шакал Тобаки. Другие Названия: Сумеречные (Dawn) . Характер и образ жизни: Серые эльфы более общительны и более терпимы к остальным расам из-за чего и отделились от своих непримиримых высших братьев. Они нейтральны к мирским проблемам и в случае возникновения конфликта они, скорее всего, воздержатся от каких-либо конфронтаций. Иногда им присуще даже некоторое безразличие. Тем не менее, добро ближе им, чем зло. Ни черные, ни белые – серые. Внешность: Серые схожи внешне с высшими, однако, темные волосы и глаза у них не такая уж редкость. В одежде предпочитают пастельные цвета. Лунные Эльфы (Ithil’Quessir/Moon Elves) Другие Названия: Ночные (Night), Серебряные (Silver). “Under the violet moon…” (c) Blackmore’s night Характер и образ жизни: Лунные Эльфы избрали для уединения леса как и многие их собратья, но свету дня они предпочитают свет луны. Они поклоняются ей (а точнее богине, которая олицетворяет луну) и черпают от нее свою магическую силу. В полнолуние Лунные эльфы становятся особенно могущественны. Не любят яркого солнца, которое причиняет боль их глазам. В ночи человек - слепец, а Эльф - боец. Лунные эльфы самые общительные среди своих собратьев и легко идут на контакт с другими расами (из-за чего и отделились от высших Эльфов). Частенько, опять же из-за любопытства и жажды приключений, присоединяются к отрядам авантюристов и приключенцев. Внешность: У лунных эльфов обычно бледная кожа и серые или серебряные волосы. Основные цвета в одежде: Синий, Зеленый, Черный, Серебряный и.т.п. Авариэль (Avariel) “Где твои крылья, которые нравились мне…?” (с) Наутилус Помпилиус. Другие Названия: Крылатые (Winged) Самая загадочная и редкая раса из всех - Крылатые Эльфы Авариэль. Нет, у них не стрекозиные крылья, а самые настоящие крылья из плоти и перьев. Из-за этого их часто принимали за ангелов. Авариэль живут в недоступных людям горах. Любят свободу и простор, вследствие чего страдают клаустрофобией. Если Авариэля поместить в неволю на долгое время, то вскоре его крылья атрофируются. Не любят огня. По той же причине не изготавливают железного оружия, а магически выращивают его из крепчайшего горного стекла. Лесные Эльфы (Taur’Quessir/Forest Elves) Другие Названия: Зеленые (Green), Древесные(Wood). Одна из первых ассоциаций, которая возникает в сознании при слове “эльф”, это живущее в лесу существо с острыми кончиками ушей, длинными светлыми волосами, зелеными глазами, с луком и в зеленой накидке, невидимой в зеленой листве. Поэтому их можно назвать “классическими” или “хрестоматийными”. Лесные эльфы поныне остаются непревзойденными лучниками и мастерами лесной маскировки. Каждый путник знает, что если он вошел в эльфийский лес и радом с ним воткнулась стрела, это предупреждение, и сделай он еще хоть шаг вперед, следующая стрела будет пущена в него. Однако Лесные Эльфы могут и не открывать своего присутствия и уж будьте уверены если они сами этого не захотят вы их не увидите. Лесные Эльфы живут в скрытых в густой листве поселениях. Они предпочитают простую гармоничную с природой жизнь. Их музыка – шелест ветра в листьях, вой волков и крики птиц Внешность: ?????????? Морские Эльфы (Ear’Quessir/Sea Elves) Другие Названия: Водные (Aquatic), Синие (Blue). “Лучше лежать на дне, в синей, прохладной мгле, чем мучаться на жестокой, суровой, проклятой земле…” (с ) к/ф. Человек-амфибия Морские эльфы избрали для жизни недоступные для людей воды морей и океанов. Морские Эльфы редко показываются людям на глаза, а если и показываются, то в образе дельфинов, пресноводные же стараются не показываться вовсе. Сказки про русалок, это все о них. Они способны дышать обычным воздухом, но не могут находиться вне воды дольше двух суток. Они не носят одежды так как им чуждо чувство стыда и одеваются только когда выходят на поверхность, и лишь для того чтобы не слишком выделятся среди остального мира. Они обладают способностью к мимикрии, и в воде могут быть невидимыми для обычного зрения. Для ориентирования под водой используют как зрение(инфракрасное, как и у всех эльфов) так и эхолокацию. Внешность: У морских эльфов синеватая кожа, зеленоватые волосы больше похожие на водоросли. У некоторых видов на шее имеются жабры. Солнечные Эльфы (Anor’Quessir/Sun Elves) Другие названия: Золотые (Gold). Эльфы покинувшие мир из избравшие для уединения пустынные оазисы или другие наполненные солнечным светом места. Поклоняются солнцу и черпают из него магическую Силу. Возможно, на Земле, солнечными эльфами были некоторые племена Северо-Американских Индейцев. Внешность: У солнечных эльфов смуглая кожа и темные волосы. Предпочитают одежду светлых тонов. Дикие Эльфы (Mer’Quessir/Wild Elves) “Там живут счастливые эльфы-дикари, на лицо прекрасные добрые внутри…” (c) Народ. Другие названия: Бурые (Brown). Снежные (Snow) Называются дикими не только потому что живут в непроходимых джунглях(Бурые) или глухой заснеженной местности(Снежные), вдали от цивилизации, но и потому, что ведут общинно-племенной образ жизни. Дикие эльфы живут родами и управляются старейшинами. У них нет нужды в твердой власти и подчинении ей. Возможно, одно из первобытных племен ныне живущих джунглях Амазонки потомки диких эльфов. Темные Эльфы (Mori’Quessir/Dark Elves) “A dark seed of evil is grown...” (c) Blind Guardian Другие Названия: Дроу (Drow), Черные (Black) Даже в древние времена, когда эльфийские народы жили в единстве, среди них находились те, кто желал силы и власти. Они практиковали черную магию и запретные ритуалы, дабы сделать себя сильнее и выше остальных. Со временем они стали атаковать остальные эльфийские народы, за что и были изгнаны под землю и в густые чащобы темных лесов, где и обитают по сей день. С тех пор они озлоблены на весь мир. У Дроу царит матриархат. Женщины имеют главенствующее положение. Женщины это чаще всего жрицы Ллот, мужчины не допускаются к жречеству и являются либо воинами, либо магами. В городах все дроу разделены на дома, во главе каждого дома стоит женщина-дроу, называемая Матерью. Девять самых влиятельных Матерей составляют Совет домов. Часто союзниками дроу являются могущественные существа обладающие либо ментальными силами, либо мощнейшей магией. Пленных существ дроу используют в качестве рабов, а во время войн, в качестве “пушечного мяса” Однако, и среди Дроу находятся отступники, которые встают на светлую сторону. На таких ренегатов Дроу объявляют охоту*. Дроу экипированы оружием и доспехами из адмантина, который считается крепчайшим из материалов, после мифрила, конечно. К сожалению эти орудия убийств и защита превращаются в пыль при попаданию на них солнечного света. Внешность: У темных эльфов темная, либо иссиня-черная кожа и белые либо черные волосы. Самая яркая отличительная черта Дроу, это красная радужка глаз. Предпочитают темную одежду *Пожалуй самый яркий представитель светлых Дроу это Дриззт До’Урден, похождения которого описаны в книгах Роберта Сальваторе: “Темный Эльф”, “Долина Ледяных Ветров” и.т.д. Отдельное спасибо Shiva и Makkavity за предоставленные материалы

Хеда: Эльфы, эльфийские выстрелы и эпилепсия: д-а. ælfādl, ælfsiden, ælfsogeþa, bræccoþu, и bræcsēoc. Часть 1 Джозеф МакГован От Хранителей: прежде всего, настоятельно рекомендуем читать статью в формате *pdf (будет прикреплен ко второй части в пятницу), поскольку отсутствие верстки при публикации в группе в значительной степени усложняет восприятие и без того непростого лингвистического исследования. Большинство цитат на латыни и д-а. сопровождается переводом, отдельные же слова остались в оригинале — пониманию текста они не мешают. В любом случае, перед нами достаточно серьезная работа, которая подразумевает соответствующий багаж знаний. В частности, это одна из попыток проанализировать древний недуг, который связывали с проделками эльфов. Наберитесь терпения, и вы сможете встретить так любимый всеми сейд! Способность эльфов вызывать физические или психические (душевные) болезни, кажется, выглядит обычным явлением в древнеанглийских (д-а.) текстах — до сих пор сохранились лекарства, которым предписывается облегчение от болезней (часто имеющих неопределенный характер), вызванных «эльфийским выстрелом» или иным «эльфийским» воздействием — и, как несложно себе представить, вероятно, также в англосаксонской культуре. В самом деле, на листе 66R в «Псалтири Эдвина» изображение 1 к псалму 37 показывает человека, терзаемого эльфийским выстрелом: эльфы парят возле него и теребят его плащ, а на его коже видны следы от их выстрелов. (Karen Louise Jolly в статье «Elves in the Psalms? The Experience of Evil from a Cosmic Perspective» описывает эту сцену иначе: «…взор псалмопевца направлен на небеса, он смотрит на Христа, который держит лук и стрелы. Сгорбленная и уставшая фигура указывает на его голову или глаза, чтобы показать своё слабое физическое состояние. В то же время тело псалмопевца страдает не только от стрел и язв, но и терзаемо крылатыми фигурами, вид которых варьируется между псалтырями от похожих на ангелов до демонических, и которые или водружают на спину псалмопевца ношу, или преследуют его как иллюзии» — прим). В своем недавнем исследовании Аларик Холл (Alaric Hall, «Elves on the Brain: Chaucer, Old English, and elvish», 2006) предположил, что д-а. elvish, используемое Джеффри Чосером (в частности, в прологе его «Истории о сэре Топасе» из Кентерберийских историй (The Canterbury Tales, Geoffrey Chaucer)) становится в большей степени диссоциированным (т.е. отстраненным — прим.) семантически от самих эльфов; на самом деле «распространенное значение слова elvish, связанное с ‘обманом, иллюзией, нереальным’, существовало за несколько веков до Чосера». Холл пошел дальше, «развивая семантику elvish из ‘нереального’ в ‘сбивающего с толку’, что, в свою очередь, приводит к ‘абстрагированному’ и ‘антисоциальному, придирчивому’», и нашел в Брюссельском Глоссарии сопряженную запись comitiales (эпилепсия — прим.): ylfig. Здесь эльфийское слово (ylfig, значение которого БГ определяет, как «пострадавший от эльфов [?], сумасшествие, безумие) соответствует тем, кто страдает от эпилепсии (morbus comitialis — один из терминов, которым поздняя классическая и средневековая латынь называют это состояние). Холл рассматривает ylfig как пример «обозначения некоего измененного состояния сознания», чувства «одержимости», или даже «связи <…> с пророческой речью», углубляясь и развивая интересное предположение, ведущее в сторону более «абстрагированных» ощущений для эльфийских слов ælfisc и ylfig. Но этим размышлениям можно также придать и другое направление, вернувшись к «эльфийским выстрелам», эльфам и их воздействию. Интересно, что такое воздействие действительно существует, и доказательством этому служит лексикон, который свидетельствует о культурном веровании или совокупности верований; вера в то, что недуги такого типа вызваны эльфами, получила дальнейшую поддержку со стороны лекарственных препаратов, предположительно, эффективных, поскольку они сохранились до сих пор; и что это словарное подполе (имеется в виду отдельная единица информации в рамках общего рассматриваемого объекта — прим.), поскольку оно встречается в Словаре Древнеанглийского языка (СДЯ) и других лексических справочниках, будучи в значительной степени частью глоссариев или текстов на тему лекарственных и (псевдо-)медицинских препаратов, заслуживает более пристального внимания. СДЯ Торонто включает в себя пять записей, содержащих д-а. ylfig, все они находятся в глоссариях, и интерпретируются двумя леммами (т.е. теориями, которые помогают доказать другие теории или, в данном случае, другие интерпретации — прим.): «толкование comitialis — ‘говорящий’; по-видимому, в широком смысле ‘болтун, безумец’», и «толкование fanaticus в специфическом значении ‘служителя храма, вдохновленного божеством’» (под словом ælfig). Обе леммы в конечном счете выводятся из «Восхваления девственности» Альдхельма (Aldhelm, De laude virginitatis), и обе выглядят частью более крупных традиционных глоссариев, включающих в себя Альдхельма, Исидора (Isidore), Священные писания и другие источники. В то время как лемма fanaticus из записи Fanaticus, i. minister templi, futura praecinens, uel ylfig (Фанатик, т.е. служитель храма, предсказывающий будущее, ylfig) в Латинско-Древнеанглийском Глоссарии (The Harley Latin-Old English Glossary) по понятным причинам рассматривалась в контексте СДЯ➀, обобщенное толкование СДЯ указывает, что лемма comitialis может фактически включать в себя эпилепсию или любое другое заболевание, которое средневековый писатель или глоссатор мог идентифицировать как «одержимость» или «припадок»; действительно, запись в Глоссарии Антверпена (Antwerp Glossary) сообщает нам немало: epilemsia uel caduca bræccoþu uel fylleseoc uel larvatio uel comitialis (MS conuitialis). Здесь лемма и толкование соединяются с общими связующими: в то время как эпилепсия остается термином для этого неврологического расстройства, другие леммы демонстрируют ранние размышления об этом состоянии — caduca (то же, что и morbus caducus) относится к понятию «падучей болезни» (точнее fylleseoc), larvatio, что говорит о том, что понятие одержимости было в обиходе во время эпилептических припадков, в то время как comitialis относится к римскому суеверию, когда избирательные собрания (comitia) приостанавливались на день из-за этого состояния. Единственное появление за пределами глоссариев и списков лекарственных препаратов fylleseoc переходит в lunaticus на страницах Западно-саксонских Евангелий, Мф. 17:15, в случае «помешанного мальчика» (это толкование Рашворта слова monsek): Domine miserere filii mei quia lunaticus est . . . drihten, gemiltsa minum suna, for þam þe he ys fylleseoc, yfel þolað➁ (Господи, помилуй сына моего; он в новолуния беснуется — прим.). Оба д-а. слова, monseoc и monaðseoc, кажется, имеют отношение также и к менструации (как и monaðadl, трактуется КАСС (Кратким Англо-Саксонским Словарем) morbus menstrualis), хотя лексикон соглашается, что их диапазон расширяется до «лунатик, эпилептик» (АСС (Англо-Саксонский Словарь); или КАСС: «сомнамбула, лунатик, эпилептик», — под словом monseoc); понятие укоренилось довольно прочно, так что греческое σϵληνόβλητος может означать «помешанный, эпилептик», а латинское lunaticus — «помешанный, сумасшедший, эпилептик», и это будет этимологически верно. Эта концепция предполагает один определяющий фактор — луну (moon) — в то время как толкование ylfig может предложить другой. Интерпретация fylleseoc не представляет больших трудностей, поскольку это слово оставило после себя производное (‘falling sickness’ — падучая болезнь), и fyllewærc (четырежды встречается в книге Leechdoms; СДЯ толкует как «падучая болезнь, эпилепсия») выражает то же самое понятие; bræccoþu и bræcseoc несколько более неясные в толковании, и в современной лексике встречаются в значении «падучая» или «ломящая болезнь» (АСС находит трактовку в простой форме слова bræc — «ломать, течь, выделения, катар (устаревшее название воспаления, сопровождающегося обильным выделением слизи — прим.)» — и gebræceo [СДЯ предлагает gebræc, gebræcu], означающее «кашель» (АСС), «мокрота, кашель» и «течь, выделения» [в качестве трактовки слова rheuma, СДЯ]). Согласно записям из Глоссария Антверпена выше, СДЯ толкует bræccoþu как «эпилепсию (рассматривается как одна из форм одержимости дьяволом)»; bræcseoc как «термин, описывающий ненормальное поведение, вероятно, эпилепсию (рассматривается как форма сумасшествия или одержимости дьяволом)» и gebræcseoc как «страдающий от нервного расстройства, вероятно, эпилепсии (рассматривается как форма сумасшествия или одержимости дьяволом): эпилептик, ненормальный, одержимый». Определения обширны и четко зависят от д-а. версии отрывка от Мф. (4:24, 17:15), а также от леммы глоссария. Любопытно также, что интерпретации целиком нефизические, и это кажется маловероятным. Первый элемент в рассматриваемом вопросе, bræc-, несколько помогает в определении того, что слова означают буквально, и как они связаны с леммами эпилепсии. Формы bræccoþu и bræcseoc, кажется, не указывают на «падение» или «невменяемость» так же сильно, как они, по всей видимости, относятся к физическим симптомам эпилепсии: судороги, спазматические конвульсии у припадочного человека (tentatio) наряду с периодически происходящей потерей контроля над отдельными частями тела. Продолжение в пятницу! ➀Лемма fanaticus появляется в серии записей трактовок Адельхельма вплоть до De laude virginitatis, которые легче всего найти в коллекции Напьера (Arthur S. Napier, Old English Glosses: Chiefly Unpublished, Oxford, 1900; rpt. Hildesheim, 1969; как примеры вхождений: 2058 fanatic<a>e: dioflices (to De virginitate [hereafter AldV] 27.36); 2622 fanatic<a>e: manfulles (AldV 35.35); 3232 fanatica: templicere, deoflicere (AldV 44.24); 3495 fanatic<a>e: manfulles (AldV 48.12); 4428 fanatice: manfulles, gewidledre (AldV 62.8). Эта модель задает дьявольский и (возможно) пророческий или, по крайней мере, языческий контекст. ➁СДЯ, под словом fylleseoc. Ср. также Мф. 4:24 qui daemonia habebant et lunaticos et paralyticos (и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных — прим.) — отрывок, который прописан, четко следуя всем традициям глоссариев: например, в Ælfric’s Glossary можно найти последовательные записи: paraliticus: bedreda oððe se ðe PARALISIN hæfð, leprosus: hreoflig oððe licðrowere, lunaticus: monaðseoc, daemoniacus: deofolseoc (Zupitza and Gneuss, 304–5). Oxford, St. John’s College 154 (Zupitza’s O) имеет подстрочник fell seoc uel к monaðseoc. Изображение: Иллюстрация к псалму 37 в «Псалтири Эдвина», изображающая человека, подвергшегося воздействию «эльфийского выстрела».



полная версия страницы