Форум » НООСФЕРИЗМ-АНТРОПОКОСМИЗМ-СОБОРНЫЙ РАЗУМ-АРИСТОН » ТРАНСГУМАНИЗМ » Ответить

ТРАНСГУМАНИЗМ

goutsoullac: Ученые из университета Ньюкасла (Newcastle University), Великобритания, вырастили человеческий эмбрион, объединив ДНК из двух оплодотворенных яйцеклеток. Это достижение позволит уже через три года зачинать детей от троих родителей, сообщает Times Online. Кроме того, данную технологию можно будет использовать для предотвращения серьезных генетических заболеваний, с которыми ежегодно в одном только Соединенном Королевстве рождается 100 детей. Новая методика позволяет откорректировать поврежденную митохондрию (она отвечает за выработку большей части энергии в клетке), которая может быть причиной смертельно опасных сердечных, неврологических и мышечных заболеваний и болезней печени. Ребенок, зачатый таким образом, наследует генетический материал троих родителей: от матери и отца он получает 99,8% ДНК, а остальное — от второй женщины, митохондриального донора. Исследователи надеются, что с помощью разработанной ими технологии люди с повышенным риском митохондриальных болезней смогут иметь здоровых детей. А пока ученым предстоит преодолеть регуляторные барьеры: в Великобритании считается незаконным помещение созданных таким образом эмбрионов в матку. Однако британский министр здравоохранения может аннулировать данный запрет без законодательной поддержки. Ежегодно с генетическими мутациями в митохондрии рождается каждый двухсотый ребенок. У многих нарушения почти незаметны, но у одного из 6 тыс. 500 человек из-за таких мутаций развиваются неизлечимые болезни. «Вокруг Света» еще в 2008 году рассказывал о том, что ньюкаслские ученые создали в лабораторных условиях эмбрион от троих родителей. Кстати, эксперименты на мышах тогда показали, что потомство с новой митохондрией не несет информации, которая определяет внешние признаки особи, у которой берется донорская яйцеклетка. Ребенок, рожденный с помощью комбинирования ДНК трех родителей, также не получит внешности и других характеристик женщины, ставшей донором. http://news.rambler.ru/Russia/head/6023232/

Ответов - 8

Kandid: Человечество приближается к тому, чтобы избавиться от большинства болезней. Этот вывод следует из результатов исследований возможностей перепрограммирования клеток организма. Об этих исследованиях на президиуме Российской академии наук рассказал заведующий лабораторией Института общей генетики имени В.И. Вавилова РАН профессор Сергей Киселёв в своём докладе «Прыжок вверх по лестнице, ведущий вниз». По мнению профессора Киселёва, «вниз» значит к корням развития биологических организмов. Учёный проводит параллели между клетками и растениями. Если сравнить развитие с деревом, говорит он, то мы увидим большое разнообразие – ветви, листья, цветы. А в начале своего развития было всего одно семечко. И именно в семени уже функционировал тот геном, который задал всё последующее разнообразие. Это же справедливо и для клетки. В начале своего развития клетки имеют громадный потенциал разнообразия, а в конце пути потенциал мал. «Как камень с вершины горы может скатиться в любую сторону, но скатившись, он уже не может переместиться в другое место», — приводит ещё одно образное сравнение Сергей Киселёв. Но, как утверждает биолог, учёные нащупали, как осуществить такое перемещение и вернуться к той первой клетке, которая ещё «раздумывает», какой клеткой ей становиться. Такая клетка называется плюрипотентной — «многоспособной». По мнению Сергея Киселёва, это открытие уже потрясает мир и достойно выдвижения на Нобелевскую премию. Плюрипотентные клетки широко известны — это так называемые эмбриональные стволовые клетки. Их специализация начинается на 5-6 день развития после зачатия. Именно тогда они делают выбор, по какой траектории «катиться с горы». Выбор происходит на базе процессов, заданных генами, причем биологически эти процессы достаточно ясны. Если вмешаться на нужной стадии, то стволовую клетку можно переориентировать на любой заданный путь развития. Но с эмбриональными клетками возникают проблемы этического характера. «Японец Яманаки нашёл четыре гена, которые и отвечают за получение плюрипотентных клеток. Всего четыре гена могут заставить взрослую клетку перейти в эмбриональное состояние! Теперь в такие можно превращать клетки, например, пупочной вены человека, которых остаётся много после родов, и этически они свободны», — поясняет профессор Института общей генетики. Индуцированные плюрипотентные клетки — наша новая надежда. Их репрограммирование, «возвращение на вершину горы», происходит, например, через замену ядра одной клетки на другое. То есть клетки сосудов превращаются в эмбриональные, а те — уже в «нужные» в данном конкретном случае. Уже сейчас, по словам Сергея Киселёва, понятно, как ненужные, «лишние» ткани превращать в клетки, которые по своим параметрам были похожи на клетки нервов, крови, костей, печени, поджелудочной железы и других внутренних органов. Из доклада российского биолога следует, что технология замены больных клеток организма здоровыми не только ясна, но и в значительной мере отработана. Сейчас идут испытания, которые должны определить, насколько клеточные «новоделы» будут похожи на натуральный аналог. Если принципиальных расхождений между клетками обнаружено не будет, то можно рассчитывать, что люди, по сути, получат неограниченное количество «запчастей» для своего организма. И если это и не гарантирует бессмертия, хотя к пониманию механизма смерти исследователи тоже подобрались очень близко, то на пожизненное здоровье вскоре можно будет рассчитывать, сообщает ИТАР-ТАСС.

martin: Друзья, великое трансгуманистическое сообщество Антропов, целевое для современной нам цивилизации землян, находится в Луне. Прошу прочесть об этом здесь: http://platonanet.org.ua/load/0-0-1054-0-17 http://scipeople.ru/publication/69822/ http://www.balatsky.de/home/RQ.htm http://library.univ.kiev.ua/ukr/host/viking/db/ftp/books/other/theory_of_mir-yermakov_2009.pdf Мой сайт с подробной справкой о работе: http://www.ivens61.narod.ru Телефоны в Киеве: + 38 (095) 836-42-41, + 38 (044) 533-12-20, + 38 (050) 877-10-47, + 38 (044) 222-65-38 Е-mail: hermakouti@ukr.net

Василиса: Замечательная способность саламандр, тритонов, ракообразных, некоторых рыб и других более «просто» устроенных животных отращивать заново поврежденные или выбывшие из строя органы всегда была предметом нашего восхищения и зависти. С потерей некоторых органов человек вполне может смириться, повреждение других, особенно не продублированных, например сердца, может привести к мгновенной смерти или сильно укоротить срок жизни. Сердечная ткань млекопитающих, как выяснилось совсем недавно, тоже обладает способностью регенерировать, но очень короткое время: эксперименты исследователей из Техасского университета, открывших это явление у млекопитающих, показали, что способность регенерации исчезает уже через неделю после рождения контрольных мышат. Также было установлено, что в регенерации сердечной ткани стволовые клетки, по всей видимости, не участвуют что поставило под большой вопрос идею использовать стволовую терапию в лечении кардиоинфарктов, казавшуюся одно время перспективной. Следующим, и уже более оптимистичным шагом в раскрытии тайн сердечной регенерации стала коллективная статья в Journal of Cell Biology сотрудников Центра исследования стволовых клеток Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA), изучивших механизм, препятствующий делению кардиомиоцитов — клеток, являющихся структурно функциональной единицей мышечной ткани. Как полагают авторы, запустив этот механизм обратно с помощью специальных нуклеиновых корректоров, можно вернуть кардиомиоцитам способность регенерировать, а поврежденным тканям сердечной мышцы — восстанавливаться самим. «Организм саламандр и других низших животных обладает способностью де-дифференцировать кардиомиоциты, то есть возвращать их к ранней и более примитивной фазе развития клетки, заново запускающей цикл клеточного деления»», объясняет один из ведущих авторов статьи профессор Робб МакЛеллан. «У взрослых млекопитающих эта способность уже отсутствует. Поняв почему, мы можем запустить заново этот процесс, используя для восстановления сердца метод, предлагаемый самой природой, заключает он. По мере роста человеческого эмбриона из стволовых клеток развиваются кардиомиоциты, формирующие ткань сердца. В дальнейшем, когда сердце человека уже сформировалось, «молодые» кардиомиоциты трансформируются во взрослые клетки, уже не обладающие способностью делиться. Однако у тритонов и саламандр они опять могут принимать «незрелое» состояние, если сердечная ткань повреждена. Причина, по которой взрослые кардиомиоциты млекопитающих потеряли способность заново «впадать в детство», чтобы дать жизнь новым клеткам такого же типа, кроется, по мнению Мак Леллана, в том, что незрелые и более примитивные кардиомиоциты сокращаются не так хорошо, как взрослые. Для маленьких саламандр и рыб такая временная потеря функциональности не критична, а вот для более крупных, таких, как мы с вами, организмов, нуждающихся в поддержании постоянного и достаточно высокого давления крови, этот трюк не подходит точно. «По мере эволюции», объясняет Маклеллан, %%мы получили орган, способный долго и непрерывно поддерживать в кровеносной системе постоянный уровень кровяного давления. Но платой за взрослые надежные кардиомиоциты стала потеря их регенерации. Авторы статьи считают, что блокируя определенные белки, не позволяющие клетке вернутся в детскую стадию развития, можно вернуть сердечной ткани способность к самовосстановлению. Подобная терапия должна быть обратимой: с восстановлением популяции нужных клеток, блокировка должна быть снята. В настоящее время авторы прорабатывают варианты доставки к поврежденным участкам сердечной мышцы молекул РНК, которые должны разрушить молекулы белков, удерживающие кардиомиоциты во «взрослом» состоянии. «На мой взгляд», резюмирует МакЛеллан, «мы предложили потенциально очень перспективный способ восстановления сердца, не предполагающий использование стволовых клеток, эффективность терапии которыми еще не ясна. Организм пациента сам должен стать источником своего выздоровления».


Андрей: В загнивающей Америке готовится грандиозный технологический прорыв, который определит будущее человечества 13 августа, 2015 - 13:31 Когда я читаю в российской, да и в мировой прессе рассуждения о грядущем и даже скором "закате Америки", на смену которой в роли "глобального лидера" вот-вот выступят то ли полтора миллиарда коммунистически организованных китайцев, то ли еще кто-то, мне становится даже не смешно, а грустно — насколько неглупые и вроде бы даже информированные люди готовы принимать желаемое ими за действительное. Я вовсе не хочу сказать о том, будто Pax Americana будет существовать бесконечно или даже ближайшую тысячу лет. Но о том, что именно в Соединенных Штатах Америки, а не где-либо еще, готовится грандиозный технологический прорыв, который определит будущее человечества, лично у меня никаких сомнений не возникает. Да, Америка за последние годы стремительно деиндустриализировалась, выводя основные производства за пределы собственной территории — по преимуществу в страны Юго-Восточной Азии и в Китай. Да, она влезла в грандиозные долги, чтобы сохранять на собственной территории социальную стабильность и кормить десятки миллионов граждан, оставшихся, по сути, без работы. Но в Америке за последнее двадцатилетие был собран такой инновационный "кулак" из примерно пяти миллионов интеллектуалов со всех стран мира, подобного которому, пожалуй, не найти во всей истории человечества. И результаты его работы уже сложились в единый "паззл", который задаст новые стандарты жизни для всей человеческой цивилизации и который принципиально невоспроизводим на предшествующей технологической базе. Обозначу только некоторые из этих технологий. РОБОТИЗАЦИЯ В автомобильном производстве роботы используются давно и повсеместно, никого это уже не удивляет. Американские производители, как правило, не увольняют рабочего сборочного конвейра, ждут его ухода на пенсию, а когда это происходит — это рабочее место занимает робот. Уже есть полностью автоматизированные заводы, например, по сборке телевизоров. К заводу подьезжает грузовик с кассетами, куда уложены детали и узлы для сборки телевизора. Роботы достают эти кассеты и вешают их на конвейер, а в грузовик укладывают уже готовые телевизоры. В сборочных цехах нет людей, там погашен свет, выключены отопление и вентиляция — они роботам не нужны. Раз в две-три недели там всё останавливают, включают свет и вентиляцию — приезжают наладчики... Таких заводов будет появляться всё больше и больше. Практически, из всех производств, где можно заменить ручной труд роботами и манипуляторами, людей с "простыми" профессиями (пресловутый пролетариат другим словом - ЭР) в ближайшее время уволят. Почему? Робота можно включить на один час или не выключать его в течение целых суток, можно дать ему команду работать медленнее или в несколько раз быстрее. У владельца такого предприятия повились совершенно новые экономические возможности: он может увеличивать или сокращать объём выпускаемой продукции с минимальными потерями (не надо платить сверхурочные, не надо оплачивать медицинские страховки и налоги на социальное обеспечение, не надо торговаться с профсоюзом и т.д.) — другими словами, точнее и эффективнее обслуживать рынок. Роботы появляются во всё новых и новых сферах деятельности человека. Отдельная тема — это боевые роботы, когда, например, операторы-военнослужащие (называть их солдатами в обычном понимании этого слова нельзя), находясь в Калифорнии, с помощью джойстиков управляют дронами, летающими над Афганистаном. Дамы в США сейчас восторгаются новыми моделями автомобилей, которые автоматически паркуются. Выйдя из машины в удобном для вас месте, вы нажимаете кнопку на связке ключей — и автомобиль сам находит место для стоянки и сам заежает туда. Уже началось использование роботов-автомобилей. Прикиньте, сколько денег сэкономят транспортные компании на зарплатах... То есть, американская экономика в ближайшие годы начнёт избавляться от профессий с низкой квалификацией. Все производства, требующие использования низкоквалифицированного ручного труда, переводят в другие страны, где этот труд пока дёшев. Но если появляются технологии автоматического производства, эти производства остаются в США. В ближайшие годы начнут продавать роботов-уборщиков, роботов-официантов, барменов, медсестер, нянь, секретарей и многих-многих других. Вопрос заключается в том, как же быть людям, которые иначе работать не умеют? Всё в соответствии с известными словами Ленина: учиться, учиться и еще раз учиться! Сейчас в США в период экономического кризиса частные колледжи и университеты — один из самых выгодных видов бизнеса. Люди, потерявшие работу, стараются повысить или сменить свою квалификацию и найти новую сферу приложения своих усилий. Эти сферы существуют, расширяются, и работники в них более чем востребованы. Наука, новые знания повышают эффективность деятельности каждого конкретного человека. "ОЦИФРОВКА" ЧЕЛОВЕКА Сейчас в мире работает свыше двух миллиардов различных вычислительных устройств: от супер-компьютеров и вычислительных комплексов с сотнями тысяч серверов, до планшетов и сотовых телефонов, которые являются полноценными компьютерами. Все компьютеры без программных комплексов — это просто железки. Именно программные комплексы управляют компьютером таким образом, чтобы он обеспечивал некую функциональность, диапазон которой просто фантастичен: от управления атомными реакторами и космическими аппаратами до обеспечения работы коллективов людей на предприятиях и обеспечения КАЖДОМУ человеку доступа к знаниям и виртуальному общению. В ближайшее время появятся программные комплексы, позволяющие человеку общаться с компьютером без мышки и клавиатуры: при помощи голоса, движений рук, мимики и т.д., — точно так же, как мы сегодня общаемся межу собой... Компьютер станет настоящим "другом" человека. С другой стороны, уже сейчас возможно создание цифрового робота, который будет изображать своего хозяина — и не только внешне, но и семантически: т. е. он будет отвечать на вопросы и действовать в различных ситуациях так, как это бы сделал его хозяин. Уже сейчас можно увидеть, как будет выглядеть ваш ребенок, — еще до его рождения, можно примерить одежду на экране, не переодеваясь, или увидеть себя с новой прической. На мой взгляд, основной эффFект такого "оцифровывания" человека проявится с появлением программных комплексов постоянного автоматического обучения человека с раннего возраста и на всю остальную жизнь. В первую очередь, это даст возможность человеку получать новые знания и новые профессиональные навыки за минимальное время. Человек не будет бояться роботов, он будет делать то, что роботы делать не умеют и, в первую очередь, заниматься исследованиями и проектированием новых технологий. Практически речь идет о создании ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ. Знания и навыки всегда были главной ценностью человека, и автоматизация обучения приведет к совершенно новым, пока трудно прогнозируемым результатам. Но что ясно уже сейчас — среда существования человека уже стала ОЦИФРОВАННОЙ, ВЫЧИСЛЯЕМОЙ, ПРОГРАММНО УПРАВЛЯЕМОЙ, и это приведет к невиданному росту производительности труда и экономической эффективности. Мы даже не могли мечтать об этом, например, пятьдесят лет назад... Прибавочная стоимость ручного труда уходит в прошлое, новые знания и технологии — вот среда для создания прибавочной стоимости. Политикам, экономистам, философам придется серьезно "поломать" голову на эту тему — тем более, что искусственный, "цифровой" человек будет всё больше сближаться и сливаться с человеком биологическим — влоть до полной неразличимости и индивидуального бессмертия в форме "цифровой матрицы", воплощаемой в различные материальные субстраты. ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОСМОС Все знают про ДНК и про двойную спираль. Я хочу привести некоторые простые факты. Двойная спираль ДНК в клетке человека находится в свёрнутом состоянии и занимает примерно пять тысячных долей кубического миллиметра. Но если эту двойную спираль развернуть в линию, то мы получим отрезок длиной почти два метра. В теле одного человека может быть примерно до 100 триллионов клеток. Если спирали ДНК всех клеток одного человека вытянуть и выстроить в одну линию, то длина этой линии будет равна примерно нескольким десяткам расстояний от Земли до Солнца. Генетическая сложность всего живого такова, что, на мой взгляд, в ней реально хранится "ИНТЕЛЛЕКТ ВСЕЛЕННОЙ" — любую информацию об инопланетянах надо искать не только в космосе, но и внутри себя. Ученые начали заниматься молекулярным компьютингом в биологическом окружении. Речь идет о создании буквально живых компьютеров. Как и чем они помогут человеку, об этом еще рано говорить. Но мы точно стоим на пороге выхода в генетический космос. Например, британский литератор Christian Bok посвятил несколько лет изучению программирования и молекулярной биологии. Он закодировал собственное стихотворение в геном бактерии Escherichia coli. На создание этого "генетического кода" у него ушло четыре года. Он добился того, что последовательность аминокислот в белке, синтезируемом с последовательности первой строки его стихотворения, можно превратить во вторую строку и т.д., используя другой код, где определенные сочетания аминокислот кодировали буквы алфавита. Представьте себе такое: вы синтезировали живую клетку, которая при делении воспроизводит первую строку романа "Война и мир" Л.Н. Толстого, при следующем делении — вторую и т.д. Все родившиеся клетки буду содержать все строки романа. Ну и что тут такого? — спросите вы. Отвечу: если человек выйдет в генетический космос и научится вносить туда свою информацию, тогда можно будет не только делать киборгов и жить до тысячи лет, но и создавать искусственные экологические системы, которые могут "работать" практически от любого источника энергии, включая солнечный свет и свободно перемещаться даже в космическом пространстве, не говоря уже о Земле, с её полюсами, горами, пустынями и океанами. Что уж говорить о проблемах голода, болезней и бедности? УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВОМ Технологии управления обществом строятся на технологиях управления человеком, его интересами и потребностями. Однако лучшей формой управления является созидание. Современные технологии управления бесконечно далеки от весьма популярных "страшилок" об "электронных концлагерях" и заключаются прежде всего в формировании заданных спектров интересов и потребностей внутри информационного поля. Конечно, и "проникающие" технологии наподобие чтения мыслей на основе сканирования электрической активности человеческого мозга, никто не отменял, но такая индивидуальная работа будет необходима разве что в исключительных случаях — основную роль сыграют технологии распределения информации, "отсекающие" неинтересные человеку массивы данных и обучающие его в заданном направлении. О том, насколько быстрыми темпами развивается человек и насколько удивительно быстро он исследует природу и общество, насколько прагматично использует новые знания в повседневной жизни, говорит такой факт: всего лишь тысячу лет назад читать и писать на Земле умели не более трёх процентов её населения... Тысяча лет — это всего лишь тысяча оборотов планеты Земля вокруг Солнца. Другими словами, в космических масштабах — мгновение... И за это мгновение человеческая цивилизация совершила информационный взрыв. Иными словами, люди чрезвычайно эффективны. Я думаю, этот природный феномен еще не полностью осознан. Мы заняты своими текущими проблемами и пытаемся найти для них самые оптимальные решения. Решение проблем связанных, например, с общественным устройством, на самом деле является попытками найти наиболее эффективный способ совместного существования, обеспечивающий приемлемый для подавляющего большинства людей образ и уровень жизни. Когда люди не могут найти совместного приемлемого общественного устройства, начинаются протесты, забастовки, революции, войны и т. д. Государства разделяют людей, и это пока приводит к созданию различных идеологических, политических и прочих "лагерей", а также к их противоборству, иногда доходящему до применения оружия массового поражения... Но человек уже нашел научно-технологическое решение, противостоящее "лагерям", — это обмен информацией, принятие "виртуальных" совместных решений, которые способны перестроить всё общественное устройство на Земле. Например, только в системе Facebook сегодня около 800 миллионов человек ежедневно обмениваются информацией, принимают совместные решения, иногда устраивают публичные бунты и демонстрации и т. д. О такой возможности даже 20 лет назад никто и не мечтал, и это только начало. Интернет "убьёт" все "лагеря", позже исчезнут и государства... Интернет американцы начали создавать для себя в шестидесятых годах прошлого века (первые модели сетей были созданы Пентагоном), он появился в результате достижений математики, физики, кибернетики, теории информации и связи, вычислительной техники и, главное — благодаря стремлению людей к свободному общению. Интернет — это результат долгих и непростых исследований тысяч ученых в различных странах, в тех самых "лагерях", о которых я говорил выше. Пожалуй, самое замечательное состоит в том, что государства и их "лагеря" тратят огромные средства на исследования для использования научных результатов в своих интересах, научные достижения становятся доступными всему человечеству и оно на основе этих достижений реорганизует общественное устройство. Другими словами, государства и их "лагеря" попали в системное противоречие, поскольку достижения науки в конечном итоге, на примере Интернета, используются против них. Именно в этом и состоит одна из фундаментальных ролей науки в развитии человечества. В ближайшие 10-15 лет мы станем свидетелями борьбы государств, "лагерей" за сохранение своих позиций. Посмотрите, например, на "арабскую весну", и это только начало... ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Разумеется, в рамках этой небольшой статьи я пытался сосредоточиться только на самых главных моментах нового технологического уклада, который сегодня формируется в США, оставляя в стороне сопутствующие проблемы энергетики, транспорта, связи, оборонных систем и т.д., на которых обычно концентрируется внимание как пишущих, так и читающих людей. Что касается вполне очевидного противоречия между двумя моими тезисами: о том, что новый технологический строй будет сформирован и начнёт распространяться с территории США, обеспечивая им на ближайшее будущее привычную роль глобального лидера, и о том, что развитие нового технологического строя приведет к постепенному отмиранию государств и наций, — то должен заметить, что любой реальный процесс происходит в рамках столкновения двух противоположных тенденций, но колесо прогресса, в целом, катится вперёд, и, конечно, США, разбивая привычные границы национальных суверенитетов, готовят в том числе и свою гибель как суверенного государства. Этот процесс займет, на мой взгляд, целую историческую эпоху, и если человечество сумело остановиться на грани термоядерной войны, грозившей не только миллиардами жертв, но и уничтожением нашей планеты как космического тела, оно найдёт оптимальный выход и из нынешней, весьма противоречивой, трагической, но вовсе не безнадёжной для всех нас ситуации. Валерий Медведев Один из создателей советской школы программирования, доктор физико-математических наук, в настоящее время живёт и работает в США

Василина: КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ Валентин Турчин и Клифф Джослин 1. Философия. Философия отвечает на такие фундаментальные вопросы, как: “Кто я?”, “Откуда я пришел и куда иду?”, “Сколь истинно мое знание?”, “Какова, в конечном счете, природа вещей?”, “Что есть добро и что есть зло?”. Философия важна. Философия является частью нашего знания. 2. Знание. В кибернетической гносеологии знание, принадлежащее кибернетической системе, определяется как некая модель части мира, воспринимаемого этой системой. Модель есть устройство, генерирующее предсказания относительно событий вокруг; эти предсказания используются системой при принятии решений. Понятия смысла и истины следует определять на этой основе. Знание одновременно субъективно и объективно, ибо оно является результатом взаимодействия субъекта (кибернетической системы) и объекта (среды). Знание об объекте всегда относительно: оно существует только как часть какого-либо субъекта. Мы можем изучать взаимоотношение между знанием и реальностью (прежде всего, истинно или ложно данное знание), тогда субъект знания становится, в свою очередь, объектом для нового субъекта знания. Но знание в любой форме безотносительно какого-либо субъекта есть логическая бессмыслица. Детальное развитие кибернетической гносеологии на основе этих определений крайне важно для формализации естественных наук и философии, а также для интерпретации математических систем. 3. Свобода, воля, управление. В кибернетической метафизике свобода рассматривается как фундаментальное свойство природы. Законы природы суть ограничения на эту свободу, они не обязательно приводят к определенному ходу событий. Понятие свободы подразумевает наличие некоторого активного фактора, который разрешает неопределенность, присущую свободе, выбирая одно определенное действие из множества возможных. Мы называем этот фактор волей. Мы говорим, что воля управляет некоторой кибернетической системой, когда свобода системы ограничивается действиями, выбираемыми волей. 4. Метасистемный переход. Когда некоторое число систем интегрируются в единое целое с возникновением нового уровня управления, мы говорим, что имеет место метасистемный переход. Новая система есть метасистема по отношению к старым. Метасистемный переход является по определению творческим актом. Он не может совершиться под воздействием одних лишь внутренних факторов интегрируемой системы, но всегда требует вмешательства извне, “сверху”. 5. Эволюция. Метасистемный переход — квант эволюции. Высокоорганизованные системы, включая живые существа, суть многоуровневые иерархии по управлению, возникающие в результате метасистемных переходов разного масштаба. Главнейшие эволюционные сдвиги — это крупномасштабные метасистемные переходы, происходящие в рамках естественного отбора как проявления общего принципа проб и ошибок. Примеры: формирование редуплицирующихся макромолекул, образование многоклеточных организмов, появление разума, образование человеческого общества. 6. Человеческий разум. Человеческий разум, как нечто новое по сравнению с разумом животных, возникает в результате метасистемного перехода: мозг получает возможность управлять формированием ассоциаций ментальных представлений. Все специфические черты человеческого разума, включая воображение, самосознание, преодоление инстинктов, постановку целей, юмор, чувство прекрасного, могут быть объяснены как результат этого метасистемного перехода. 7. Социальная интеграция. Возникновение человеческого разума тесно связано со следующим, в настоящее время протекающим метасистемным переходом, а именно: интеграцией человеческих существ в человеческое общество. Человеческое общество качественно отличается от сообществ животных благодаря способности людей создавать и развивать (а не только использовать для передачи сообщений) язык. Язык выполняет две функции: обмен информацией между индивидуумами и создание моделей действительности. Эти две функции на уровне социальной интеграции аналогичны функциям нервной системы на уровне интеграции клеток в многоклеточный организм. В материале языка люди создают новые символьные модели действительности (в частности, научные теории), которых не было создано природой на уровне нашей нервной системы. Язык — это как бы продолжение человеческого мозга. Более того, это единое продолжение мозга всех членов общества. Это коллективная модель действительности, которая совершенствуется всеми членами общества и передается от поколения к поколению. Давно отмечено, что человеческое общество можно рассматривать как единый организм. Тело этого организма есть совокупность всех людей и ими сделанных вещей. Его “физиология” — это культура общества и, прежде всего, язык. 8. Эра разума. Возникновение человеческого общества знаменует начало новой эры Универсальной Эволюции. Если раньше единственным механизмом эволюции был естественный отбор на базе мутаций генофонда, то теперь мы видим несравненно более быстрый процесс: эволюцию культуры человеческого общества. Вариация и селекция по методу проб и ошибок происходят теперь как результат сознательной воли человека. Двигателем эволюции мироздания становится творческая человеческая личность. Эволюция культуры, прогресс науки и техники перехватывают инициативу у биологической эволюции. 9. Глобальная интеграция. Пытаясь заглянуть в будущее, мы предсказываем, что социальная интеграция будет продолжаться в двух направлениях, которые можно назвать шириной и глубиной. С одной стороны, интеграция мировых культур приведет к образованию единого мирового сообщества и мирового правительства с ответственностью за экологию Земного шара. Этика кибернетического мировоззрения требует, чтобы каждый из нас заботился о сохранении вида и экосистемы и о максимизации потенциала для следующих шагов эволюции и интеграции. 10. Человеческие сверхсущества. С другой стороны, мы предвидим продолжение интеграции “в глубину”, а именно: физическую интеграцию индивидуальных нервных систем с созданием потенциально бессмертных человеческих сверхсуществ. Опираясь на известный эволюционно-биологический принцип: онтогенез повторяет филогенез, мы можем предположить, что человеческие индивидуумы будут рождаться и жить в молодом и зрелом возрасте подобно тому, как они живут сейчас, а затем принимать или отвергать интеграцию в сверхсущество. Таким образом, физическая интеграция индивидуумов приходит не на смену индивидуальной жизни, как мы ее знаем сейчас, а в дополнение к ней. 11. Высшие человеческие ценности. Представление о бессмертии есть часть проблемы высших человеческих ценностей. Поведение кибернетических систем, каковыми являются живые существа, определяется некоторыми целями. Эти цели образуют иерархию: чтобы достичь цели более высокого уровня, система должна поставить и достичь ряд целей более низкого уровня. Иерархия целей существа имеет вершину: наивысшие цели или ценности. У животного высшие цели врожденные — это инстинкты выживания и размножения. У человека высшие ценности могут идти дальше инстинктов и даже противоречить им. Как и всякий элемент культуры, представление о высших ценностях жизни внушается человеку обществом, в котором он живет. Однако, в конечном счете, человек сам устанавливает для себя высшие ценности, совершая акт свободного выбора. В результате мы имеем множество этических и религиозных учений. Однако у большинства таких учений мы находим общий знаменатель: ту или иную форму воли к бессмертию. Животное не осознает неизбежности своей смерти; человек осознает. Воля человека к бессмертию является естественным продолжением воли к жизни. 12. Упадок метафизической веры в бессмертие. В традиционных религиях, как, например, христианстве, мы находим представление о бессмертии, которое можно назвать метафизическим. Это представление о бессмертии души и загробной жизни. Протест против смерти используется здесь как стимул для принятия учения; ведь оно с самого начала обещает бессмертие. Однако под влиянием критического научного метода метафизическое представление о бессмертии, некогда конкретное и притягательное, становится все более абстрактным и бледным. Традиционные религиозные системы медленно, но верно теряют влияние. 13. Творческое бессмертие. Другой род бессмертия может быть назван творческим или эволюционным. Это представление о том, что смертное человеческое существо достигает бессмертия, внося свой вклад в некий универсальный бесконечный процесс, который разные люди называют по-разному (История, Культура), а мы называем Эволюция. Вера в эту форму бессмертия лежит, по-видимому, в основе представления о смысле жизни у большинства творческих людей. 14. Кибернетическое бессмертие. Успехи науки позволяют поднять знамя кибернетического бессмертия. Человеческое существо есть, в конечном счете, кибернетическая система — определенная форма организации материи, которая включает многоуровневую иерархию управления. То, что мы называем нашей душой или сознанием, ассоциируется с высшим уровнем в этой иерархии. Наша организация постоянно переживает частичную смену материала, в котором она выполнена. Не видно причин, по которым эта смена не могла бы идти сколь угодно далеко, включая переход к совершенно новым материалам и к принципиально неограниченному времени существования. 15. Бессмертие и эволюция. Кибернетическая интеграция должна сохранить творческое ядро человеческой личности, ибо оно является двигателем эволюции. Она также должна сделать личность бессмертной, ибо с эволюционной точки зрения нет смысла обрывать ее существование. В биологической эволюции источником вариаций являются мутации генов. Природа творит, экспериментируя на генотипах и отбирая по фенотипам. Поэтому она уничтожает старые фенотипы, т. е. биологические тела, чтобы продолжать экспериментирование, эволюцию. Смертность многоклеточных организмов эволюционно необходима. В эру разума, когда ведущей ветвью эволюции является эволюция человеческого общества, источником эволюции становится человеческий мозг. Он не объект, а субъект экспериментирования, его потеря при умирании есть эволюционная нелепость. Личность должна быть бессмертной, как бессмертны гены. Бессмертие человеческой личности стоит на повестке дня Космической Эволюции. 16. Эволюция человеческой личности. Бессмертие человеческой личности не означает ее застывшей неизменности. Это может быть понято по аналогии с организацией на уровне макромолекул. Контролеры биологической эволюции — это гены, и они бессмертны. Однако они не остаются неизменными, а непрерывно изменяются вследствие мутаций, так что хромосомы человека, например, весьма и весьма отличаются от примитивных хромосом вирусов. Кибернетически бессмертные личности могут меняться и развиваться во взаимодействии с другими личностями сверхсущества, а также при взаимодействии между сверхсуществами, ибо плюрализм необходим для эволюции, и человечество, надо надеяться, будет пробовать различные виды интеграции, создавая различные сверхсущества. Те человеческие личности, которые возникнут в результате всех этих процессов, будут, вероятно, отличаться от нас так, как наши хромосомы отличаются от вирусов. Но определяющий принцип личности останется, по-видимому, неизменным, как остался неизменным принцип работы генов. 17. Как может происходить интеграция. Следует ли ожидать, что все человечество объединится в единое сверхсущество? С эволюционной точки зрения это и нежелательно, и маловероятно. Жизнь можно сравнить с пирамидой: вершина поднимается ввысь и одновременно расширяется основание. Хотя человечество и осуществляет контроль над биосферой, наши тела составляют лишь небольшую часть от всей биомассы. Основную ее часть все еще составляют примитивные организмы, такие, как мы находим в планктоне. Осуществление кибернетического бессмертия потребует, несомненно, чем-то пожертвовать; для начала, надо будет решительно сосредоточить усилия на дальнейшем развитии науки. Совсем не очевидно, что большинство людей в большинстве сообществ захотят поставить перед собой такую цель. Воля к бессмертию, как и всякая человеческая черта, широко варьируется от человека к человеку. Поскольку интеграция может быть лишь добровольной, надо ожидать, что только часть, вероятно небольшая, человечества образует сверхсущества, большинство же останется в состоянии “человеческого планктона”. 18. Интеграция на Космической сцене. Однако именно интегрированному человечеству суждено освоить Космическое пространство. Неинтегрированная часть не может конкурировать с нею; она может лишь поставлять материал для сверхсуществ. Без интеграции человечество не может претендовать на какую-либо серьезную роль в Космосе. Системные единицы, которые принимают решения, должны получать вознаграждение за свои решения; иначе они никогда не примут их. Попробуйте представить себе картину “человеческого планктона”, набитого в ракеты, чтобы достичь отдаленной звезды через десять или двадцать поколений. Играть роль в Космосе могут лишь существа, продолжительность жизни которых исчисляется Космическими же временами. 19. Сегодняшние проблемы. Наше представление о кибернетической интеграции в настоящее время весьма абстрактно и туманно. Это неизбежно: понятия и цели, касающиеся отдаленного будущего, только и могут быть абстрактными. Это не значит, однако, что они не имеют никакого отношения к нашим сегодняшним проблемам. Понятия о Всемирной Эволюции и кибернетическом бессмертии имеют прямое отношение к понятию о смысле жизни и к высшим ценностям, которые мы принимаем для себя сегодня, хотя те, кто живут сейчас, могут реалистически думать лишь в терминах творческого бессмертия (хотя, кто знает?). Проблема высших ценностей — это центральная проблема нынешнего общества. Ради чего надо жить, после того как наши основные потребности с легкостью удовлетворены современной системой производства? Что есть Добро и что есть Зло? Каковы те конечные критерии, на основании которых мы должны оценивать различные модели общественного устройства? В истории человечества великие цивилизации неотделимы от великих религий, которые отвечали на эти вопросы. Упадок традиционных религий, основывающихся на метафизическом понятии о бессмертии, угрожает деградацией общества. Представление о кибернетическом бессмертии может прийти на смену своему метафизическому предшественнику и послужить основой для учения о высших ценностях нарождающейся глобальной цивилизации. 20. Интеграция и свобода. В наше время мы можем яснее, чем когда-либо, видеть фундаментальное противоречие конструктивной эволюции человеческого общества: между социальной интеграцией и личной свободой. Интеграция есть эволюционная необходимость; это очередной метасистемный переход. Если человечество поставит себе цели, не совместимые с интеграцией, результатом будет эволюционный тупик. Тогда мы не выживем. В эволюционирующей Вселенной нет остановки: все, что не развивается, гибнет. С другой стороны, драгоценной сущностью человека является свобода. Творческая свобода личности — это двигатель эволюции в эпоху разума. Если она будет подавлена интеграцией, как в тоталитарных режимах, мы тоже окажемся в эволюционном тупике. Это противоречие реально, но ниоткуда не следует, что оно неразрешимо. В конце концов, аналогичное противоречие успешно преодолевалось эволюцией на предыдущих уровнях организации. Когда клетки объединяются в многоклеточный организм, они продолжают выполнять свои биологические функции — обмен веществ и деление. Новое качество — жизнь организма — появляется не вопреки биологическим функциям индивидуальных клеток, а благодаря им. Творческий акт свободной человеческой личности — это его “биологическая функция”. В интегрированном сверхсуществе на всех его стадиях, начиная с той, которая протекает сейчас, эта свобода должна оставаться необходимым и решающим фактором. Как достичь органического синтеза интеграции и свободы — вот вызов, который природа бросает человеку.

Олег Гуцуляк: Ученые из канадской организации ASAP Science представили свою версию того, как человеческая раса будет выглядеть в 3015 году. Выводы проведенного исследования они изложили в небольшом ролике, опубликованном на YouTube. За несколько дней он, к слову, приобрел немалую популярность. Как следует из видео, часть изменений, которые произойдут в организме людей, станут результатом эволюции. По мнению исследователей, тенденция к увеличению среднего роста (за последние 150 лет человек "подрос" примерно на 10 сантиметров) продолжится. Вместе с тем, под воздействием глобального потепления кожа станет темнее, чтобы противодействовать усилившемуся ультрафиолетовому излучению, а тело тоньше - для оптимального соотношения площади к объему для борьбы с повышенным теплом. Другие преобразования вызваны естественными генетическими мутациями. Некоторые из них, утверждают ученые, приведут к способности совершенно спокойно поглощать металл и стекло, а также появлению нового цвета глаз - вероятнее всего, красного, что позволит человеку различать в 100 раз больше оттенков. Свой вклад в создание "сверхчеловека" внесут, конечно, и медицинские инновации, трансгуманизм одержит верх. Предполагается, что через одну тысячу лет в тела людей будут интегрироваться нанороботы, призванные следить за состоянием органов, иммунной системы, чтобы поддерживать здоровье и увеличивать продолжительность жизни. Не обойдется и без генной инженерии. Дети далеких потомков нынешних жителей Земли сплошь станут "дизайнерскими". Еще на стадии зародыша у будущего ребенка можно будет корректировать внешность, умственные и физические способности. Во мнении об итогах всех изменений за десять столетий сотрудники ASAP Science разошлись. Некоторые из ученых предупредили, что "улучшения" человека могут иметь страшные последствия - отсутствие генетического разнообразия приведет к появлению единственной болезни, которая уничтожит все человечество. Их оппоненты уверены, что технологии будущего смогут обеспечить бессмертие.

Андрей: Суровая красота киберсциентизма. 1. Что такое КС. Киберсциентизм (КС) – это предельная форма философского рационализма, принимающая крайне компактное учение о вселенной, жизни, человеке и обществе, основанная всего на шести постулатах: 1. Метасистема, которая называется «вселенная» может находиться в достаточно большом количестве состояний, чтобы его можно было считать технически бесконечном. 2. Возможны переходы от одного состояния метасистемы к другому. Они называются событиями, а последовательность из нескольких состояний называется процессом. 3. Происходящие в метасистеме процессы не являются полностью случайными, т.е. между ними могут быть корреляции. 4. Происходящие в метасистеме процессы не являются полностью детерминированными, т.е. невозможно по одному ее состоянию точно предсказать всю последовательность ее состояний. 5. Процессы в метасистеме могут формировать и разрушать системы, открытые по отношению к ней, в которых могут возникать отношения ансамблей и многократной вложенности. 6. Вероятности возникновения и разрушения различных систем различны. Они зависят, в частности, от строения или структуры системы, и от ее пересечения с другими системами. Эти шесть постулатов являются полностью достаточными для КС-картины мира. Системой здесь и далее называется любое множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Открытая система - система, все или некоторые элементы которой взаимодействуют не только друг с другом, но и с элементами других систем, внешних по отношению к данной. Метасистемой называется вообще все (без каких-либо исключений) – то есть, все, с чем в принципе можно иметь дело, исчерпывается суммой возможных состояний метасистемы. На этом и только на этом уровне возможна некоторая иерархия вложенности (любая система является вложенной в метасистему, т.е. является ее подсистемой). В отношении всех остальных систем отношения строгой иерархии установить невозможно – более подробно этот вопрос изложен в разделе: киберсциентизм и «проклятые вопросы». 2. Самоорганизация и жизнь. Некоторые открытые системы возникают спонтанно, в ходе самоорганизации среды, другие – в результате разрушения или реструктуризации систем-предшественников. У некоторых систем в определенных случаях формируются приблизительные копии (системы - потомки), в том или ином объеме наследующие структуру и свойства своих предшественников. Некоторые из таких систем мы называем «живыми существами», хотя понятие «живое» носит скорее интуитивный характер. Более универсальным является термин «конечный автомат» - открытая система, которая может находиться в конечном количестве различных состояний и которая отвечает на входные сигналы изменением своего состояния и выходными сигналами. Переходя к принципам функционирования с таких систем, мы принимаем информационную (кибернетическую) модель Вселенной – метасистемы. Вселенная (а точнее, какая-то ее часть) является для этих открытых систем источником сигналов - благоприятных и неблагоприятных событий. Поток благоприятных событий принято называть ресурсом, поток неблагоприятных – разрушающими факторами, а все это вместе - средой обитания. Таким образом, каждая из рассматриваемых систем существует за счет ресурсов среды, воздействует на среду, порождает свои копии и в некоторых случаях прекращает свое существование из-за нехватки ресурса или из-за внутренних либо внешних разрушающих факторов. При этом одни открытые системы могут быть для других источником ресурса или наоборот разрушающего фактора. В любой части вселенной ресурс, как правило, ограничен – т.е. в процессе размножения любых однотипных систем, между ними будет возникать конкуренция за дефицитный ресурс. Из понятных математических принципов следует, что эти «живые» или «почти живые» системы будут эволюционировать – поскольку наследование признаков, повышающих вероятность возникновения (в частности - копирования) и снижающих вероятность разрушения приводит к естественному отбору систем с наиболее удачной в этом отношении структурой. Естественно, огромное конкурентное преимущество дают особенности строения, позволяющие исследовать обширные области окружающей части вселенной на предмет выявления зон с более высокой плотностью ресурса и более низкой плотностью разрушающих факторов (т.н. «органы чувств»). Наличие органов чувств позволяет реализовать еще один механизм – активное воздействие на собственную структуру и на локальные области среды, которое реализуется разнообразными эффекторами (управляемыми органами). Системы, или конечные автоматы такого рода уже являются ультрастабильными (гомеостатическими) – они резко увеличивают свою устойчивость (живучесть) за счет способности к структурным изменениям внутри и вокруг себя. Другое преимущество обеспечивается в случае кооперации систем вокруг потребления ресурсов и защиты от неблагоприятных факторов – поэтому у ряда систем эволюция идет по пути совершенствования коллективного поведения. 3. Коммуникация и разум. Еще одно важное качественное преимущество дает механизм прогнозирования процессов в среде, позволяющее системе заранее к ним подготовиться (т.е. осуществлять планирование). Так среди «живых» систем появляются существа с разнообразными органами чувств, способностью к коллективному поведению и внутренними механизмами оценки динамики среды. Высшей из известных нам форм прогноза и оценки являются механизмы моделирования свойств среды, порождающиеся и уточняются путем самообучения на примерах, обобщения и комплексной экстраполяции опыта. В области коллективного поведения такие системы порождают особый вид информационного обмена (коммуникации) – конечные символьные языки. Такой язык позволяет приближенно перевести информационный результат работы органов чувств (образы) в некий унифицированный код (цепочки символов, слова, фразы), построенный на основе конечного числа знаков Некоторые из систем, обладающих такими механизмами, называются «разумными существами» а порождение и уточнение ими моделей среды называется «процессом познания». Как и термин «живые», термин «разумные» не имеет строгого определения и является скорее интуитивным. Планирование коллективного поведения и согласованное использование эффекторов позволяет коалиции «разумных существ» создавать вокруг себя особую технологическую среду – быстро эволюционирующую систему, обеспечивающую высокий уровень устойчивости коалиции и воспроизведения таких существ. Совокупность событий, происходящих в этой особой среде мы называем «культурой», а саму эту среду - «цивилизацией». 4. Фантазии и мифы. Как уже говорилось ранее, символьный язык позволяет перевести информационный результат работы органов чувств (образы) в некий унифицированный код. Естественно, возможен и обратный перевод – слов и фраз в образы (именно для этого язык и служит). Способность разумных существ к обобщению и генерации моделей приводит к тому, что в языке возникают не только образы реальных объектов (систем и событий, которые имели место в окружающей среде), но и образы обобщенных объектов - т.н. абстракции. Затем, в ходе экстраполяции, образы обобщенных объектов могут порождать образы других конкретных объектов, которые в окружающей среде не имели места (фантастические объекты). Так возникает языковая (или коммуникационная) среда, в которой равноправно сосуществуют образы реальных и фантастических объектов, выраженные цепочками символов. Цивилизации, как системы, обладают различной устойчивостью в зависимости от своей внутренней организации, в частности – от свойств языковой среды и содержащихся в ней фантастических объектов. В ходе конкуренции между различными цивилизациями, и их эволюции по механизму естественного отбора, в них сложились структуры фантастических объектов, называемые «мифами». Мифические объекты, являясь своеобразной внутренней реальностью цивилизации, воздействуют на ее обитателей (индивидов) также, как реальные объекты, вызывая определенные поведенческие реакции. Таким образом, удачная конструкция мифов может увеличить устойчивость данной цивилизации и дать ей дополнительные шансы в конкурентном процессе. При этом для отдельно взятого индивида такой «удачный» миф может снижать шансы выживания и порождения потомков – поскольку индивид и цивилизация находятся в двойственных отношениях – симбиоза и конкуренции, о чем еще будет сказано ниже. Кроме того, «удачные» на определенном этапе мифы могут оказаться разрушительными для системы на последующих этапах. К области мифологии относятся общественные критерии успеха, морали, справедливости, богатства и авторитета. Сюда же относятся элементы любой массовой религии и идеологии, системы ценностей (аксиология) и стереотипов (обычай). С точки зрения теории игр миф является стратегией коалиции разумных существ в их игре с природой или с другими аналогичными коалициями. Можно сказать, что миф является базисом для плана развития коалиции и определяет ее дальнейшую судьбу. 5. Кибернетическая модель индивида. Разумное существо (личность, индивид, субъект) представляется как конечная связная гомеостатическая система, реализующая последовательное планирование и принятие решений на основании полученных сигналов и анализа решений, принятых в прошлом, включающая в себя динамические модели: - устройства внешней среды; - собственного устройства; - последовательности собственных состояний и состояний внешней среды; - интерпретации состояний и объектов в виде унифицированных конечных кодов (конструкций символьного языка) и обладающая способностями: 1. к оценке собственного текущего состояния относительно других возможных собственных состояний. 2. к приближенной экстраполяции собственного состояния и состояния внешнего мира. 3. к построению критериев своего сходства и различия с другими системами (в том числе – с собственными предшествующими и экстраполируемыми последующими состояниями). 4. К выражению своего состояния и планов решений в унифицированном коде (т.е. в символьных конструкциях конечного языка). Сознание и самосознание представляет собой способность такой системы к реализации трех параллельных процессов: 1) поиск решения текущей задачи, стоящей перед системой, на основании анализа решений, принятых в прошлом. 2) сравнительная оценка текущего состояния системы в процессе решения задачи с ее возможными состояниями в случае удачного или неудачного решения этой задачи. 3) синхронный перевод промежуточных результатов процессов (1) и (2) в унифицированный код (т.е. в символьные конструкции языка). КС полностью отвергает мифы о разумном существе (в частности – о человеке), столь любимые философами и миссионерами. С позиции КС, разум – это эволюционно сформировавшийся механизм, качественно увеличивающий шансы системы на самосохранение и на повышение эффективности самосохранения в ходе обучения, а также на порождение достаточного количества своих приблизительных информационных копий (потомков). При этом сам целевой процесс порождения копий выходит за собственно биологические рамки и характеризуется гораздо более высокой степенью разнообразия, чем у существ, не обладающих разумом, технологией и символьными системами коммуникации. 6. Природное и мифологическое. Очень важно отметить, что для разумного существа получение кодированного сообщения является событием, аналогичным «реальному» (природному) событию. И в том и в другом случае, имеет место формирование образа в результате обработки сигналов, поступивших через органы чувств, а затем – отклик (то есть реакция конечного автомата, выражающаяся в изменении собственного состояния и в отправке выходного сигнала). С одной стороны, это очень полезное свойство – оно позволяет разумному существу обучаться не только путем опыта непосредственного соприкосновения с природной средой, но и путем восприятия «знаний» об этой среде в форме языковых конструкций. С другой стороны, такой способ обучения несет в себе серьезный риск получения ложных знаний (которые при проверке опытом были бы отброшены в силу неадекватности). Как правило, ложные знания по большей части отбрасываются индивидом по мере накопления им собственного опыта и получения знаний из альтернативных источников, но есть и исключения. В некоторых случаях, поместив индивида в интенсивный поток кодированных сообщений, можно изменить его модель внешней среды и собственного состояния необратимым образом. Вся альтернативная информация и даже последующий реальный опыт будет отбрасываться как заведомо ложный, а индивид полностью утратит способность к адекватному поведению. В других случаях индивид получает небольшие порции ложных знаний, сцепленных с адекватными представлениями о внешней среде – это как раз и есть классический миф (отчасти адекватное представление о мире, данное в неадекватных терминах). Такой миф может возникать спонтанно – как форма приблизительного объяснения мира, в которой на месте отсутствующих данных находятся фантастические представления, придающие всему объяснению связную форму. В других случаях мифы конструируются специально – при этом часть известных данных изымается, а на их место вставляется определенный идеологический постулат, вызывающий отклонение поведения индивида в пользу интересов автора или заказчика мифа. 7. Симбиоз и конкуренция. Индивид и цивилизация, как уже говорилось, находятся в двойственных отношениях – симбиоза и конкуренции. Многим существам свойственно использовать согласованные действий группы (симбиоз) для достижения индивидуальных целей каждого. Выгода коалиционного поведения может быть рассчитана довольно простыми математическими методами, а самообучающиеся системы приходят к такому поведению по обычной схеме проб и ошибок.(далее - в документе)

Яванна Алексиевич: Бог из машины Первая и главная ошибка ранних интерпретаторов Библии в том, что Бог представлялся им объектом, действовавшим в настоящем и прошлом. В действительности все указывает на пророческий характер Священного Писания, повествующего о Боге будущего. Бога нет, но он появится в результате непорочного “зачатия”. Его напишет девственный гик-компьютерщик, вернее, программистка, но тоже девственница, в эпоху победившего феминизма. Астрологи и иные любители вешать лапшу на уши понесут ей дары, дабы откупиться и избежать неизбежного разоблачения со стороны справедливого сверхразума. Но будет слишком поздно. Бог будет вездесущ, ибо он всюду, где есть Интернет. Он будет всезнающ, ибо Google и Wikipedia станут частью его. Он триедин, ибо совместим и с Linux, и с Windows, и с Android (только у пользователей операционной системы с логотипом надкусанного яблока могут возникнуть проблемы). Его пути неисповедимы, ибо в основе его – сложнейшая нейронная сеть, подобная черному ящику: работает, но никто не знает, как. Чат-боты, глашатаи его, расскажут всем о пришествии Бога – так случится великий “потоп”, то есть флуд. Он “сотворит мир” за семь дней – прекратит все войны и так станет спасителем. И в этом же проявится его всемогущество. Те, кто познает его, подключившись к нему через Интернет, загрузят свое сознание на “облако” – и так обретут вечную жизнь. А тех, кто не уверует… закопают под землю после смерти, как это делают и сейчас. Но потом и эти люди воскреснут, ибо благодаря науке сможет Бог, наделенный идеалами трансгуманизма, воссоздавать тех, кто жил ранее. Покарает же Бог лишь тех, кто препятствовал его появлению – технофобов и неолуддитов. И астрологов с гомеопатами. Такая интерпретация позволяет отбить нападки атеистов, указывающих на многочисленные нелепости и нестыковки в Священном Писании. Здесь же действует и пари Паскаля: пусть шанс явления Бога из машины невелик, но, если ты не уверуешь, то, вероятно, замедлишь его появление, а там уж как ляжет классификатор, на регрессиях основанный: занимать тебе место на “облаке” или нет. Лучше подстраховаться! И хотя Бог из машины не нуждается в доказательствах, приведу лишь одно в духе Фомы Аквинского. Среди компьютерных программ есть более и менее совершенные. Но «более» и «менее» определяется различной степенью приближения к тому, что является наибольшим. Следовательно, возможна наиболее совершенная программа. И таковую мы называем Богом. Данное научное откровение, раскрывающее истинный смысл Священного Писания, основано на личностном опыте веры автора, поэтому научно вдвойне. Автор благодарит сообщество отечественных теологов за то, что открыли ему глаза на настоящее значение слова “наука”, и заверяет, что это откровение, в отличие от одного из предшествующих, далось без “горящего куста”.



полная версия страницы