Форум » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ » Альбер Робида : кто он? » Ответить

Альбер Робида : кто он?

goutsoullac: «Добродушные мечтатели минувших веков воображали себе, что прогресс, в триумфальном своем шествии по арене наших цивилизаций, улучшит как людей, так и учреждения и водворит раз и навсегда вечный мир. В действительности, однако, оказалось, что прогресс, приводя народы в более тесное соприкосновение, вызвал вследствие этого лишь более запутанные столкновения интересов, соответственно увеличивая число поводов и случаев к войне»… (Альбер Робида) В конце XIX века он сделал множество предсказаний. Так, например, он «увидел» события Первой и Второй мировых войн, взрыв на Чернобыльской атомной станции, гибель множества людей от чумы ХХ века — СПИДа. Предсказал он также возможность создания человека ин-витро, без мучительных для матери и ребенка последствий: герой его книги «инженер-медик Сьюфатен, славный малый, был выращен искусственным путем — в реторте». Его произведения переведены более чем на десяток языков мира, но ни одного вы не найдете на русском. В свое время им зачитывался будущий «вождь мирового пролетариата», и получается, что неизвестно, курица или яйцо было раньше, ведь французский художник-фантаст в подробностях предвидел и события страшного переворота в России 1917 года, и Ленин будто бы действовал сообразно его «сценарию»… Альбер Робида (Albert Robida) родился 14 марта 1848 года в Компьене (север Франции). Французский карикатурист, написавший несколько самоиллюстрированных футуристических романов-антиутопий, был кем-то вроде мальчика для битья в глазах тогдашней публики. Хотя он и является предтечей такого литературного течения, как «паропанк», как и в «дизельпанке» у Робида активно используется электричество: один из его романов называется «Электрическая жизнь». Начав как художник-иллюстратор в одной из французских газет, вскоре он начал писать статьи на злободневные темы, сопровождая их карикатурами собственного пера, а однажды, пытаясь поймать вдохновение, вдруг увидел странное: солдаты, на лицах которых были надеты маски с «хоботами», как у слонов. Быстро зарисовав ускользающий образ, на полях картинки Альбер подписал: «1914». Он думал, что это фантазия воспаленного от бессонницы воображения. Тогда он еще не знал, что именно в 1914, во время Первой мировой войны, будет впервые использовано химическое оружие. Вскоре его «видения» участились, и Робида пришлось записывать их. Так стали появляться романы с дикими, по мнению тогдашних читателей, и мрачными сюжетами, в которые не только не хотелось верить, но и о которых не хотелось даже задумываться. Так плохо не может быть! Просто не может быть никогда! Невзирая на укусы со стороны насмешливой прессы, Робида предсказал танки, линкоры, авиацию, видеотелефоны, дистанционное обучение, дистанционные покупки, домофоны, видеодомофоны, видеодиски, видеотеки, телевидение, реалити-шоу, системы видеонаблюдения (включая концепцию «Большого Брата» под другим названием), химическое и бактериологическое оружие, противогаз, ядерное оружие, техногенные катастрофы, небоскребы, гипсокартон и пробные браки (совместное проживание перед заключением брака). А вот когда во время Первой мировой его прогнозы начали сбываться с ужасающей точностью, злопыхатели языки прикусили. Но… благополучно задвинули пророка в речку Забвения. И то верно: никто не любит правды, да еще и такой. Любителей «позитиффчика» хватало и в те времена. Читателям и критикам ой как не нравились мрачные пророчества Робида. Им подавай сказочки с хэппи-эндом – как у популярного выдумщика Жюля Верна. Разве приятно смотреть на себя в зеркало и видеть там злобствующего питекантропа, бьющего дубинкой собрата. Вот что писали о творчестве Робида во французских газетах той эпохи: Газета «Новое время» 31 декабря 1900 года «Французский писатель-скептик Альбер Робида, опубликовал на свои средства в Парижском издательстве «Сосьете» наделавшую шума в кругах belles lettres, трилогию с собственными иллюстрациями «Двадцатое столетие», «Электрическая жизнь» и «Войны в XX веке». С последним произведением парижского паникера читатель имел удовольствие познакомиться в приложении к «Ниве», за январь 1899 года. В каждом из трех романов мсье Робина рисует пастозными красками картину грядущих ужасов, один мазок нелепее другого, на радость разрушительным болтунам-декадентам. Вот, изволите видеть: война, в которой принимают участие все цивилизованные государства; вот тесные чадные города, где люди сплюснуты, наподобие паюсной икры в бочке, где даже метры жилищной площади не принадлежат вам; вот чудовищные спруты-государства, где «царствует право тайных канцелярий располагать по усмотрению жизнью граждан и устилать землю их трупами», вот Лондон 1965 года, где число экипажей и лошадей достигло такого количества, что население задыхается от миазмов навоза, вот грядущее падение единственного гения – душа женщины, светоч в хрупком сосуде, осквернена и опоганена в гнуснейших притонах, материнство и детство выставлены на торги. Это вакханалия пошлости и своекорыстия, невиданные прежде болезни, эрозии почв, пересыхание морей, суррогаты музыки и литературы для одномерных заплывших душевным жиром душ, и отравляющие газы – что и вовсе невозможно – ведь любой газ, распыленный над армией или гражданским населением, немедленно улетучится в воздух, но мы надеемся, что в ХХ веке даже огнестрельное оружие станет служить лишь охотникам да коллекционерам. Посмеемся же над траурной фантазией и скажем – месье Робина, оставьте свои страшные святочные сказки старым нянькам. Грядет Великий Двадцатый Век, и новое вино не наливают в старые мехи. Пусть смертоносные выстрелы века XIX навсегда канут в Лету под жизнерадостные пиршественные клики и бескровную канонаду корковых пробок из бутылок игристых вин!» Умер Альбер Робида 11 октября 1926 года, так и не дожив (может быть, к своему счастью?) до материализации остальных страшных пророчеств. Может, и правда – спички детям не игрушка, а человечество не просто дети, а детеныши, причем злобных обезьян, способное все великие изобретения направлять на погибель друг другу? Может, недаром тот же великий Никола Тесла, «папа» электричества, на закате жизни уничтожил большинство своих гениальных трудов? Жизнь покажет. Библиография Le Vingtième Siècle («XX век») (1883) La Guerre au vingtième siècle («Война в XX веке») (1887) Le Vingtième siècle. La vie électrique («Электрическая жизнь») (1890) Другие статьи об Альбере Робида http://oritan.org/gipotezi/robida1.html Французский сайт, посвященный творчеству Альбера Робида: http://www.robida.info/

Ответов - 0



полная версия страницы